Дело № 2-601/2021
06 августа 2021 года город Вельск
29RS0001-01-2021-001024-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В.Е., А.А.И., А.А.И,, А.О.И. к администрации городского поселения «Вельское» о признании права общей долевой собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности,
установил:
А.В.Е., А.А.И., А.А.И., А.О.И. обратились в суд с иском к администрации городского поселения «Вельское» о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 120,1 кв.м.
Обосновывают требования тем, что по договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между АО «Вельсксельхозхимия» и истцами, последним в порядке приватизации была передана в общую долевую собственность квартира б/н в <адрес> в <адрес> Архангельской области. Наниматель квартиры - А.И.И,, супруг истца А.В.Е. и отец истцов А.А.И,, А.А.И. и А.О.И., не участвовал в приватизации. А.В.Е. имеет регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении с 1987 года, что подтверждается домовой книгой, ее дети: А.А.И,. и А.О.И. с момента рождения имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу. А.А.И, Ар.И. зарегистрирован в данном жилом помещении с 2002 года. <адрес> в г.Вельске, инвентарный №, являлся одноквартирным, следовательно, переданная истцам квартира фактически представляла собой индивидуальный одноэтажный жилой дом, состоящий из трёх жилых комнат и помещений вспомогательного использования, общей площадью 61,2 кв.м., жилой площадью 37 кв.м. Истцы пользовались всем жилым домом, как своим собственным. Какие-либо документы о передаче квартиры в общую долевую собственность, в том числе: приватизационное дело, не сохранились. Ранее жилой дом и земельный участок принадлежали АО «Вельсксельхозхимия», в настоящее время, на балансе у данного предприятия данные объекты не находятся. В 1998-1999 годах истцы произвели полную реконструкцию жилого дома и на том же фундаменте возвели новый объект: одноэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью № кв.м., жилой площадью №.м., состоящий из четырех жилых комнат, и помещений вспомогательного использования, что подтверждается техническим и кадастровым паспортом. Дому присвоен тот же адрес и заведена домовая книга. До настоящего времени право собственности на жилой дом в установленном законом порядке не оформлено, однако начиная с 1999 года истцы, пользуются и владеют данным объектом недвижимости, несут расходы по его содержанию. Поэтому просят признать за ними право общей долевой собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности.
А.В.Е., А.А.И, Ар.И., Артемьев Ал.И., А.О.И. на судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия и на удовлетворении исковых требованиях настаивают в полном объеме.
Представитель администрации городского поселения «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без их участия, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Вельского муниципального района на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без их участия, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Представитель АО «Вельсксельхозхимия» на судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, суд пришел к следующему.
В силу положений ст.ст.8,35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ гражданин не являющейся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Вельсксельхозхимия» и истцами был заключен договор № и в порядке приватизации была передана в общую долевую собственность квартира б/н в <адрес> в <адрес> Архангельской области.
Право собственности на квартиру было зарегистрировано в БТИ, о чем выдано регистрационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
А.В.Е. зарегистрирована по месту жительства в данном жилом помещении с 1987 года, ее дети: А.А.И, Ал.И. и А.О.И. с момента рождения имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, А.А.И, Ар.И. зарегистрирован в данном жилом помещении с 2002 года, что подтверждается информацией, предоставленной отделением по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>.
<адрес> в г.Вельске, инвентарный №, являлся одноквартирным, следовательно, переданная истцам квартира фактически представляла собой индивидуальный одноэтажный жилой дом, состоящий из трёх жилых комнат и помещений вспомогательного использования, общей площадью 61,2 кв.м., жилой площадью 37 кв.м. Истцы пользовались всем жилым домом, как своим собственным.
По сведениям ГУП АО «БТИ» право собственности на жилой дом (год постройки 1999) в БТИ не зарегистрировано, ранее по адресу: Архангельская область, <адрес> (инвентарный №) была зарегистрирована квартира в одноквартирном жилом доме. Дом с инвентарным номером 2907 исключен из реестра БТИ в связи с ликвидацией объекта.
В 1998-1999 годах А.А.И, произвели полную реконструкцию жилого дома и на том же фундаменте возвели новый объект: одноэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью № кв.м., жилой площадью №.м., состоящий из четырех жилых комнат, и помещений вспомогательного использования, что подтверждается техническим и кадастровым паспортом. Дому присвоен тот же адрес, инвентарный №.
До настоящего времени право собственности на жилой дом в установленном законом порядке не оформлено, однако начиная с 1999 года истцы пользуются и владеют данным объектом недвижимости.
А.В.Е. оформила межевой план на земельный участок на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки и поставила границы земельного участка на кадастровый учет. В настоящее время планируется оформление земельного участка, на котором расположен дом в аренду либо в собственность, но по независящим от истцов причинам, эти действия провести невозможно в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен объект недвижимости, права на который не оформлены.
По информации, представленной отделом надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и <адрес>ов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области следует, что по адресу: <адрес>, на земельном участке расположен одноэтажный жилой дом в деревянном исполнении (5 степени огнестойкости). Расстояние от указанного дома до одноэтажного жилого дома в деревянном исполнении (5 степени огнестойкости) на соседнем земельном участке по адресу: <адрес> <адрес> составляет 7,8 метра что является нарушением абзаца 3, пункта 4.13, таблица 1, СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», так как указанный разрыв должен составлять 15 метров.
Также не соответствует противопожарный разрыв от хозяйственной постройки (5 степени огнестойкости) расположенной сразу на двух земельных участках (<адрес> и 21) фактически составляет 6,7 метра, что является нарушением абзаца 3, пункта 4.13, таблица 1, СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», так как указанный разрыв должен составлять 15 метров. Не соответствует противопожарный разрыв от хозяйственной постройки (5 степени огнестойкости) расположенной соседнем земельном участке (<адрес>), поскольку указанный разрыв составляет менее 15 метров.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с токи зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
К данному выводу, суд пришел на основании следующего.
Так в 1997 году истцам в порядке приватизации в общую долевую собственность фактически был предоставлен жилой дом по адресу: <адрес>, инвентарный №. В 1999 году данный дом был реконструирован, увеличилась площадь дома, в связи с постановкой на учет в БТИ новому строению присвоен инвентарный №, то есть у истцов возникло право общей долевой собственности на первоначальный объект недвижимости.
По смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
О применении положений ст. 234 Гражданского кодекса РФ можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник неизвестен либо собственник отказался от своих прав на имущество, либо утратил интерес к использованию имущества.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Признание права собственности в силу приобретательной давности возможно при одновременном наличии перечисленных условий, отсутствие одного из которых делает невозможным удовлетворение такого иска.
Согласно представленным доказательствам на протяжении юридически значимого периода времени истцы пользуются домом, как своим собственным, осуществляют содержание этого дома. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Владение недвижимым имуществом осуществлялось истцами открыто, как своим собственным, какое-либо иное лицо в течение всего периода владения не предъявляло своих прав в отношении спорного дома и не проявляло к нему интереса, не несло расходов по содержанию имущества.
А.А.И, владеют указанным имуществом с 1999 года, то есть более 15 лет.
Совершенные истцами действия в юридически значимый период свидетельствуют о добросовестном владении ими имуществом, как своим собственным.
При разрешении данного спора суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ были введены в действие «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 9 таблицы 1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются.
Кроме того, п. 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, также предусмотрено, что противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, садовыми домами, между домами и хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также приусадебного или садового земельного участка не нормируются (не устанавливаются).
Следовательно, требования п. 4.3 таблицы 1 СП 4.13130.2013, таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не подлежат применению, поскольку расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка не нормируются, плотность застройки при этом определяется сособственниками жилого дома при его эксплуатации, в том числе при разделе земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в иске не усматривается, то его надлежит удовлетворить.
Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск А.В.Е., А.А.И, Артёма А.А.И., А.А.И,, А.О.И. к администрации городского поселения «Вельское» о признании права общей долевой собственности на жилой дом - удовлетворить.
Признать за А.В.Е., А.А.И, Артёмом А.А.И., А.А.И,, А.О.И. право общей долевой собственности по ? доле за каждым на жилой дом под номером № с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью № квадратных метров, находящийся на земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев