Дело № 2-235/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2015 года
Гагаринский районный суд Смоленской области
в составе председательствующего судьи Нахаева И.Н.
при секретаре Павловой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гайфуллина К. З. и Гайфуллиной Т. И. к администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области и администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области о признании права собственности на земельный участок под жилым домом и надворными постройками,
установил:
Гайфуллин К.З. и Гайфуллина Т.И. обратились в суд с иском о признании незаконным отказа Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее Департамент) в согласовании границ земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по <адрес>, и установлении границ этого участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, ссылаясь на то, что постановлением администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка для последующего предоставления им в собственность как собственникам расположенного на нём жилого дома. Однако поставить на кадастровый учёт вновь сформированный земельный участок не представляется возможным из-за отказа ответчика в согласование его границ, которые образуют накладку на земли лесного фонда, что нарушает их право на получение в собственность земельного участка расположенного в черте населенного пункта.
В последующем истцы неоднократно уточняли заявленные требования и окончательно предъявили иск к администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области и администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области о признании незаконным отказа администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и возложении на ответчиков обязанности передать данный участок в их общую долевую собственность. Также просят обязать ФБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, а Управление Росреестра по Смоленской области произвести государственную регистрацию их права на него.
В судебном заседании Гайфуллина Т.И. и её представитель адвокат Иволгин В.А. уточнённые требования поддержали и просили удовлетворить.
Истец Гайфуллин К.З. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал и просил удовлетворить.
Представители Департамента Костючков А.И. и Кочкурова Е.С. иск не признали, указав, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и является государственной собственность, потому не может быть передан в частную собственность истцов.
Представитель администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области в суд также не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не заявил.
Управление Росреестра по Смоленской области ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия, полагаясь при разрешении спора на усмотрение суда.
ТУ Росимущества в Смоленской области в отзыве на иск просили о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что полномочия по распоряжению земельными участками лесного фонда, учёт их границ с установлением на местности, относятся к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, а в регионе – Департаменту <данные изъяты>
Федеральное агентство лесного хозяйства в возражениях на иск <данные изъяты> в удовлетворении требований истцов просило отказать, указав, что границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены, процедура изменения границ населенного пункта по включению в его границы земель лесного фонда не проводилась, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Росимущество.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие <данные изъяты>
Исследовав все доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Гайфуллину К.З. на основании решения профсоюзного комитета Гагаринского лесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № выдан ордер на вселение в <адрес> в <адрес> на состав семьи из <данные изъяты>
Распоряжением заместителя руководителя ТУ Росимущества по Смоленской области Бухтеева В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывая отказ от права на приватизацию ФИО1, главе администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района было делегировано право подписи договора на безвозмездную передачу из государственного жилищного фонда в собственность Гайфуллина К.З. и Гайфуллиной Т.И. <адрес> (с пристроем, крыльцом), общей площадью <данные изъяты>., расположенного по вышеуказанному адресу <данные изъяты>
Право общей долевой собственности истцов на указанное жилое строение на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным образованием Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области договора приватизации зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты>
Постановлением администрации МО «Гагаринский район Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления собственников этого жилого дома утверждена схема расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, расположенного по <адрес>, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства <данные изъяты>
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.Подготовленная по результатам землеустроительных работ кадастровым инженером Гриневич Р.А. схема расположения вышеназванного земельного участка была направлена в ноябре 2014 года в Департамент для определения нахождения или отсутствия в его границах участков государственного лесного фонда (л.д. 11, 32).
По картографическим материалам спорный участок образует накладку на земли лесного фонда (<адрес>), в связи с чем постановление органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ было самостоятельно отменено ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Российской Федерации в силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации принадлежит земельный участок с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> категория земель: земли лесного фонда, расположенный по <адрес>
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ - перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
С учетом вышеприведенных норм права, утверждение Генерального плана Кармановского сельского поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с представленной администрацией Кармановского сельского поселения выкопировкой из генерального плана поселения испрашиваемый земельный участок находится в границах поселения <данные изъяты>
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) предусматривалось исключительное право на приобретение земельного участка в собственность (либо в аренду) собственниками расположенных на этом участке зданий, строений и сооружений для их использования. Аналогичная норма закреплена в ст.39.20 ЗК РФ (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Таким образом, отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка и последующего предоставлении его в собственность истцов, нарушает принцип судьбы земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы фактически владеют спорным земельным участком, используют его для ведения личного подсобного хозяйства, лесных насаждений он не имеет, а Департаментом и ТУ Росимущество в Смоленской области не доказаны обстоятельства фактического владения этим участком в качестве объекта лесного фонда, федеральные государственные органы с требованием к истцам о признании сделки по приватизации жилого фонда недействительной и выселении до настоящего времени не обращались, суд удовлетворяет заявленные Гайфуллиным К.З. и Гайфуллиной Т.И. требования к органам местного самоуправления.
Доводы Департамента, Федерального агентство лесного хозяйства и ТУ Росимущество в Смоленской области, что приватизация испрашиваемого земельного участка запрещена законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что данный земельный участок индивидуализирован, может выступать предметом гражданско-правового оборота, план установления границ, подготовленный кадастровым инженером Гриневич Р.А., в деле имеется.
Согласно ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Доказательств нарушения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области и Управлением Росреестра по Смоленской области прав истцов не представлено.
В связи с тем, что постановка на государственный кадастровый учет носит заявительный характер, права истцов регистрирующим органом нарушены не были, требование в части обязания осуществить постановку на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости не подлежит удовлетворению, так как является преждевременным.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, которое в настоящее время у истцов не возникло.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гайфуллина К. З. и Гайфуллиной Т. И. удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области и администрацию Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области передать в общую долевую собственность по <данные изъяты> Гайфуллина К. З. и Гайфуллиной Т. И. земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный под принадлежащим им на праве общей долевой собственности жилым домом и надворными постройками, по <адрес>, с координатами и границами, указанными в прилагаемой схеме кадастрового инженера Гриневича Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся неотъемлемой частью данного решения.
В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области и Управлению Росреестра по Смоленской области – отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.
Председательствующий И.Н. Нахаев