Дело № 2-918/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 10 мая 2016 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Михайловой К.А.,
с участием:
истца Михайловой Т.В.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг, сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Михайлова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Можге и Можгинском районе УР с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг об отказе в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»;
- обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (25 дней), с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (12 дней).
Исковые требования мотивированы тем, что дд.мм.гггг Михайлова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе УР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». дд.мм.гггг решением №*** ответчик отказал истцу в установлении пенсии, поскольку льготный стаж работы на дату обращения составил 23 года 04 месяца 16 дней, вместо требуемых 25 лет. Истица считает решение ответчика незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанных периодов работы, указывая на то, что повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Во время обучения на курсах повышения квалификации она состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
В судебном заседании истец Михайлова Т.В. на исковых требованиях настаивает, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, дд.мм.гггг Михайлова Т.В. обратилась в УПФ РФ в г. Можге и Можгинского районе УР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
дд.мм.гггг решением УПФ РФ в г. Можге и Можгинском районе УР №*** истцу отказано в установлении пенсии, поскольку льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на дд.мм.гггг составил 23 года 04 месяца 16 дней, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (25 дней), с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (12 дней).
В указанные периоды истец работала в должности акушерки в <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте, что подтверждается записями трудовой книжки.
Факт нахождения Михайловой Т.В. на курсах повышения квалификации подтверждается представленными удостоверениями о повышении квалификации и справкой, выданной филиалом БУЗ УР «Можгинская районная больница МЗ УР» от дд.мм.гггг.
С 01.01.2015 пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Поскольку трудовая деятельность истицы протекала в сельской местности, при оценке пенсионных прав суд исходит из необходимости специального стажа в объеме 25 лет.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее по тексту Список № 781).
Списком № 781 предусмотрено, что работа в должности акушерки, осуществляющей лечебную деятельность, в фельдшерско-акушерском пункте, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. (далее по тексту Правила № 781) (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу занимаемой должности, истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусмотрено Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Во время обучения на курсах повышения квалификации Михайлова Т.В. состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении, она работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа из материалов дела не усматривается.
Таким образом, суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, решение УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Михайловой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг об отказе Михайловой Т.В. в установлении пенсии в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики включить Михайловой Т.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (25 дней) и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (12 дней).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Н.Н.Смагина