Дело №2-3320/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 13 декабря 2017 года гражданское дело по иску Рочева А.А. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании ответа незаконным, обязании включить в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,
установил:
Рочев А.А. обратился в Ухтинский городской суд РК с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным ответа администрации МОГО «Ухта» от 18.05.2017г. №.... об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, (далее – Список). В обоснование иска истец указал, что на свое обращение в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с заявлением о включении в Список он (истец) получил незаконный отказ, администрация МОГО «Ухта» до настоящего времени не исполнила свою обязанность по надлежащему обеспечению его как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным жилым помещением.
Определением суда к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Отдел опеки и попечительства Минтруда РК по г. Ухта, ГОУ РК «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты».
В ранее проведенном судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи с ФКУ ИК- истец, отбывающий наказание по приговору суда в указанном исправительном учреждении, уточнил и дополнил требования: просил признать ответ администрации МОГО «Ухта» от 18.05.2017г. №.... об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, незаконным, обязать включить его (истца) в указанный Список. Доводы иска истец поддержал, пояснил, что его единственный родитель - мать была лишена в отношении него родительских прав, в связи с чем он воспитывался в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплялось; в 2008году обращался в администрацию г. Ухты за предоставлением жилья как лицу из указанной категории граждан, однако, был обеспечен только койко-местом в общежитии, впоследствии отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы, за это время его место в общежитии было занято другими людьми, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилых помещений (долей в них) в собственности не имеет.
В настоящем судебном заседании истец не присутствует, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель администрации МОГО «Ухта» Белова Е.В. и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Канева М.С., действующие по доверенностям, в проведенных по делу судебных заседаниях с иском не согласились, пояснили, что истец в связи с достижением 23-летнего возраста утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения он не состоит и ранее никогда не состоял, до достижения возраста 23 лет не обращался в установленном порядке в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет; получив в 2008 году койко-место в общежитии, на протяжении длительного времени не оспаривал действия администрации МОГО «Ухта» по обеспечению его жильем, соответственно, в настоящее время истец (на данный момент ему 31 год) не может быть включен в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению муниципальным специализированным жилым помещением.
В настоящее судебное заседание представитель Комитета не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее изложенную позицию поддерживает.
Представитель органа опеки и попечительства по доверенности Садовникова М.Н. в ранее состоявшемся судебном заседании пояснила, что Рочев А.А. действительно имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не был обеспечен надлежащим жилым помещением; просила разрешить спор в соответствии с законом. В настоящее судебное заседание представитель отдела опеки и попечительства не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ГОУ РК «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя администрации МОГО «Ухта», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных участников судебного разбирательства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, личного дела Рочева А.А., истребованного из архива ГОУ РК «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты», материалы надзорного производства №...., истребованного из прокуратуры г. Ухты, материалы инвентарного дела на здание дома №...., суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации, признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания данных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1); жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2); по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.9 ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов личного дела истца следует, что Рочев А.А. родился <...> г. в ...., при матери – ФИО2.
Постановлением Главы администрации г. Ухты РК от 23.03.1993г. .... несовершеннолетний Рочев А.А. был направлен в школу-интернат .... .... на полное государственное обеспечение в связи с неблагополучной обстановкой в семье.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г.. по делу №.... ФИО2 была лишена родительских прав в отношении сына – Рочева А.А., ребенок был передан на попечение органа опеки и попечительства. В отношении истца ФИО2 имела статус одинокой матери.
Сведений о сохранении за истцом прав на какое-либо жилое помещение материалы гражданского дела и личного дела истца не содержат. По информации отдела опеки и попечительства по .... и по информации ГОУ РК «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты», сведений о закреплении за истцом жилого помещения не имеется.
Согласно справке ГОУ РК «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты» от 23.10.2017г., Рочев А.А. действительно обучался и находился на полном государственном обеспечении в школе-интернате .... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .... (в настоящее время –ГОУ РК Школа-интернат №2) в период с 08.03.1993г. по 10.12.1996г. и с 11.06.1999г. по 27.09.1999г., выбыл из 4-го класса в Муниципальную специальную общеобразовательную школу для детей и подростков .
В судебном заседании установлено, следует из объяснений истца и подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами (в т.ч. материалами личного дела, сведениями ИЦ МВД РК, архивного отдела администрации МОГО «Ухта», приговорами суда, поквартирной карточкой, копиями ордеров), что истец с раннего детства (с 6-летнего возраста) воспитывался в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относился к указанной категории детей и имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.к. его единственный родитель – мать была лишена в отношении него родительских прав (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»); в период с 1992г. по 1996г. истец проживал в школе – интернате .... для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Ухты, в 1996году был определен в Специальное учебно-воспитательное учреждение , в 2001году впервые был осужден, окончил школу в воспитательной колонии, в период с 2001года по 11.02.2004г. отбывал наказание в местах лишения свободы, 11.02.2014г. освобожден, прибыл в школу-интернат .... г. .... (приказ МУ «Управление образования» администрации МО «Город Ухта» от 16.02.2004г. .... «О жизнеустройстве Рочева А.А.»).
<...> г. истец достиг совершеннолетия.
В октябре 2004года он вновь был осужден за совершение преступления и отбывал наказание по приговору суда в исправительной колонии до августа 2008года, после освобождения сразу обратился в администрацию МОГО «Ухта» с ходатайством от отдела опеки и попечительства о предоставлении ему (истцу) жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 01.10.2008г. в ответ на его обращение администрация МОГО «Ухта» предоставила ему койко-место в общежитии: ...., по ордеру .... от 01.10.2008г., в котором в качестве основания предоставления жилой площади в общежитии указаны: личное заявление истца и ходатайство (копия ордера в материалах дела имеется). Истец зарегистрировался по месту жительства по указанному адресу, но вселиться в эту комнату не успел, т.к. вновь был заключен под стражу, 20.01.2009г. осужден, отбывал наказание в местах лишения свободы до 08.04.2015г. (согласно сведениям ИЦ МВД РК). После освобождения из мест лишения свободы в апреле 2015года истец, как следует из его объяснений, прибыл в место регистрации (....) с намерением вселиться и занять свое койко-место, однако, не смог этого сделать, так как выяснилось, что в данной комнате уже проживают другие лица, по этому поводу истец обращался к участковому ОМВД по г. Ухта, но получил ответ о невозможности выселения указанных лиц; вынужден был непродолжительное время проживать у знакомого; в сентябре 2015года истец вновь был заключен под стражу, 20.01.2016г. осужден приговором суда, и отбывает наказание по настоящее время, срок освобождения – 2020 год.Не доверять объяснениям истца у суда оснований не имеется, поскольку данные объяснения последовательны, не содержат противоречий и согласуются с имеющимися в деле письменными доказательствами и установленными по делу обстоятельствами.
По сведениям ОВМ по г. Ухта и справке МАУ «МФЦ», истец имеет постоянную регистрацию по адресу: .... с 22.10.2008г. по настоящее время, вместе с ним по данному адресу зарегистрирован по месту жительства гр-н ФИО12, <...> г..р., которому было предоставлено второе койко-место в этой комнате на основании ордера .... от 01.10.2008г., выданного администрацией МОГО «Ухта», (копия ордера в материалах дела имеется).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что администрация МОГО «Ухта», предоставив в 2008 году Рочеву А.А., которому на тот момент исполнилось 22 года, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, койко-место в общежитии, фактически тем самым признала его право на обеспечение его жилым помещением как лица указанной категории граждан в соответствии с ФЗ №159-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства отдельное благоустроенное жилое помещение истцу не было предоставлено. Согласно части 1 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, до фактического обеспечения его жилым помещением.
Уведомлениями Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. до настоящего времени, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что жилых помещений (или долей в них) в собственности Рочева А.А. не имеется и ранее не имелось.
С учетом вышеизложенного, истец в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федерального закона № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее – органы местного самоуправления) мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", вступившим в силу с 01.01.2016г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Закона включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц (в ред. Закона РК от 20.12.2016 N 151-РЗ).
Включение граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список осуществляется органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей о включении в список, поданных ими в соответствующий орган местного самоуправления, а также на основании документов и сведений по перечню, установленному Правительством Республики Коми, (пункт 3 ст. 3 Закона РК №134-РЗ).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РК №134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с Законом Республики Коми №134-РЗ от 25.12.2014г. жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, место жительства которых находится на территории Республики Коми (статья 2).
Из материалов дела следует, что 17.04.2017г. истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с заявлением о включении его в Список. В ответ на данное обращение администрация МОГО «Ухта» письмом от 18.05.2017г. исх. №.... уведомила истца об отказе во включении его в Список, ссылаясь на достижение истцом возраста 23 лет и на предоставление им неполного пакета документов, требуемых в соответствии с Административным регламентом.
Однако, при установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости восстановления жилищных прав истца и возложения на администрацию МОГО «Ухта» обязанности по включению истца в Список, в связи с чем ответ администрации МОГО «Ухта» от 18.05.2017г. №.... не может быть признан законным.
То обстоятельство, что на данный момент истец в силу возраста уже не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (достиг возраста 23 лет в 2009 году), в рассматриваемом случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку вопрос об обеспечении истца жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не нашел законного разрешения со стороны администрации МОГО «Ухта» до достижения истцом 23-летнего возраста при том, что соответствующее обращение истца в орган местного самоуправления имело место в этот период (в 2008году). То обстоятельство, что истец не оспаривал предоставление ему койко-место в общежитии, не освобождает администрацию МОГО «Ухта» от надлежащего исполнения обязанности по обеспечению жилым помещением гражданина, для которого законом установлена государственная гарантия по обеспечению жилым помещением. На основании изложенного доводы ответчика судом отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и установленным по делу обстоятельствам.
Возникшие правоотношения подпадают под действие части 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ от 29.02.2012г., предусматривающей, что действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Рочева А.А. удовлетворить.
Признать ответ администрации МОГО «Ухта» от 18.05.2017г. №.... об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, Рочева А.А. незаконным.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» включить Рочева А.А., <...> г..р., уроженца г...., в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 18 декабря 2017 года.
Судья И.В. Аберкон