Решение по делу № 2-294/2018 ~ М-80/2018 от 15.01.2018

Дело

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск    ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Шабуниной К.С., при секретаре Ярыгиной ЕВ

с участием прокурора Масловой НВ

истца Костицина СН

третьего лица ИП Андриевской АВ

представителя третьего лица Наугольных СН

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Костицина Сергея Николаевича, действующего в интересах подопечного Костицина Владислава Сергеевича, к администрации Краснокамского муниципального района Пермского края об обеспечении доступа к транспортной инфраструктуре, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

    Костицин Владислав Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>). <данные изъяты>. Приказом территориального управления министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ , Костицин С.Н. назначен его опекуном.

    Костицин С.Н., действуя в интересах Костицина В.С., обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Краснокамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности отремонтировать единственное техническое средство реабилитации- кресло-коляску с ручным приводом <данные изъяты> прогулочная модель-Старт (комплект 15), взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что Костицин Владислав прописан и проживает в <адрес>. В связи с заболеванием ему необходимо наблюдаться у врачей г. Краснокамска, для чего вынужден пользоваться общественным транспортом. Перевозка без инвалидного кресла невозможна. Автобусы, двигающиеся по маршрутам не соответствуют ГОСТ Р 51090-97, не оборудованы вспомогательными посадочными устройствами, отсутствуют зоны размещения инвалидов в креслах-колясках, отсутствуют удерживающие системы крепления пассажира-инвалида. Транспортные средства осуществляется перевозчиком ИП Андриевской А.В. на основании договора с Администрацией Краснокамского муниципального района. Истец отметил, что неоднократно обращался в Администрацию Краснокамского муниципального района с заявлением о разрешении данного вопроса, однако администрация указывает в ответе, что перевозчик ИП Андриевская А.В. соблюдает требования, предъявляемые к перевозчику. Прокуратурой г. Краснокамска внесено представление об устранении нарушений, которые устранены не были. Считает, что нарушена техническая эксплуатация технического средства реабилитации кресла-коляски при посадке и высадке из автобуса. Указал, что в соответствии с заключением медико-технической комиссии пользоваться прогулочной креслом-коляской не безопасно, поскольку необходим ремонт, включающий в себя ремонт задних пневматических колес, ручек и тормозной системы. Взыскание компенсации морального вреда обосновывает нарушением права Костицина ВС на доступную среду транспортной инфраструктуры.

    Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – Администрация Краснокамского городского поселения, ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее-Фонд), ИП Андриевская А.В.

    Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам указанным в иске, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года Фонд выдал новую коляску, требования о взыскании компенсации морального вреда поддерживает, поскольку имело место бездействие перевозчика.

    Представитель третьего лица Всероссийского общества инвалидов Наугольных В.М. полагает, что ранее имело место нарушение прав инвалида.

    Третье лицо Андриевская А.В. пояснила, что поскольку ремонт коляски не требуется, просила в иске отказать, моральный вред не доказан.

    Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Из отзыва на иск представителя ответчика администрации Краснокамского муниципального района Пермского края следует, что у администрации Краснокамского муниципального района отсутствуют полномочия по осуществлению ремонта технического средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом, просили суд отказать в удовлетворении завяленных требований в полном объеме.

    Из отзыва на иск представителя третьего лица Отдела опеки и попечительства Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам следует, что Костицин Сергей Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ., является отцом и опекуном инвалида с детства Костицина Владислава Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>. Опека установлена приказом ТУ Минсоцразвития края по Краснокамскозяу и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ г. Владислав является <данные изъяты>, имеет 3 степень ограничения способность к передвижению, передвигается с помощью постороннего человека на инвалидной: коляске. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ г. ГУ - Пермским региональным отделением ФСС РФ Костицину B.C. была выдана кресло-коляска с ручным приводом <данные изъяты> прогулочная, модель - Старт (комплект - 13) (акт приема - передачи технического средства реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ г.) Индивидуальной программой реабилитации или реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ г. Костицина B.C. так же предусмотрено обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, а именно креслом-коляской с ручным приводом для зольных ДЦП прогулочной. Костицин С.Н. обратился в ГУ - Пермское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о проведении медико-технической экспертизы кресла-коляски, полученной ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Пермским региональным отделением ФСС РФ принято решение о ремонте кресла-коляски. Учитывая вышеизложенное, ремонт технических средств реабилитации осуществляется ГУ - Пермским региональным отделением ФСС РФ.

    Из отзыва на иск представителя третьего лица ГУ Фонд социального страхования Российской Федерации следует, что ДД.ММ.ГГГГ года в адрес отделения Фонда с заявлением о проведении медико - технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены кресло - коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной обратился Костицин Сергей Николаевич - законный представитель ребенка - инвалида Костицина Владислава Сергеевича. ДД.ММ.ГГГГ года на заседании медико-технической комиссии было рассмотрено вышеуказанное заявление и проведена экспертная оценка кресло -коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, полученной ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой принято решение о необходимости ремонта указанного изделия, включающего в себя замену задних пневматических колес, ручки и тормозной системы. 20.01.2018 года в силу вступил Приказ Минтруда России от 17.10.2017 № 733н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий» (далее -Порядок № 733н). В связи с тем, что Порядок № 733н существенно изменил порядок принятия решения о ремонте или замене технического средства реабилитации, отделение Фонда рассматривался вопрос о возможности досрочной замены кресло - коляски с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной для ребенка - инвалида Костицина Владислава Сергеевича. ДД.ММ.ГГГГ года проведена повторная медико-техническая экспертиза кресло - коляски с ручным приводом <данные изъяты>;прогулочной, полученной ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой принято решение о необходимости досрочной замены кресла - коляски <данные изъяты> прогулочной, о чем истец уведомлен в письменной форме. Таким образом, исковые требования Костицина Владислава Сергеевича к Администрации Краснокамского муниципального района в части ремонта кресло - коляски с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной являются необоснованными, поскольку истец имеет право на бесплатный ремонт или замену технического средства реабилитации (за счет средств федерального бюджета).

    Прокурор в заключении полагала, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

    Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов") федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

    Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

    Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств.

    Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно абз. 1 ст. 10 Закону № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, в соответствии с абз. 2 ст. 10 Закона № 181-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 (далее по тексту — Правила № 240), Фонд социального страхования Российской Федерации является уполномоченным органом по обеспечению инвалидов за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации.

Отделение Фонда является исполнительным органом Фонда социального страхования РФ и реализует на территории Пермского края функции уполномоченного органа, предусмотренные Правилами № 240.

Согласно п. 2 Правил № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Согласно п. 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

Согласно п. 9 Правил № 240 сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 215н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования кресло - коляской с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной не более 6 лет.

Согласно п. 8 Правил № 240 ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.

Согласно п. 10 Правил № 240 замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:

-по истечении установленного срока пользования;

-при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

    Судом установлено, что Костицин В.С. является инвалидом 1 группы детства, бессрочно, передвигается на кресле-коляске, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> совместно с отцом Костициным С.Н.

    <данные изъяты>.

    Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, над Костициным В.С. установлена опека, назначен опекун Костицин С.Н.

    В рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Костицину В.С. предусмотрены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, а именно кресло-коляска с ручным приводом <данные изъяты> прогулочная.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес отделения Фонда с заявлением о проведении медико - технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены кресло - коляски с ручным приводом для <данные изъяты> прогулочной обратился Костицин Сергей Николаевич - законный представитель ребенка - инвалида Костицина Владислава Сергеевича.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании медико-технической комиссии было рассмотрено вышеуказанное заявление и проведена экспертная оценка кресло -коляски с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной, полученной ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой принято решение о необходимости ремонта указанного изделия, включающего в себя замену задних пневматических колес, ручки и тормозной системы.

20.01.2018 года в силу вступил Приказ Минтруда России от 17.10.2017 № 733н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом

В связи с тем, что Порядок № 733н существенно изменил порядок принятия решения о ремонте или замене технического средства реабилитации, отделение Фонда рассматривался вопрос о возможности досрочной замены кресло - коляски с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной для ребенка - инвалида Костицина Владислава Сергеевича.

ДД.ММ.ГГГГ года проведена повторная медико-техническая экспертиза кресло - коляски с ручным приводом <данные изъяты> прогулочной, полученной ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой принято решение о необходимости досрочной замены кресла - коляски <данные изъяты> прогулочной, о чем истец уведомлен в письменной форме.

Истец подтвердил, что на день рассмотрения дела Фонд заменил кресло-коляску для Костицина ВС.

В силу ст.11 ГК РФ, поскольку суд осуществляет защиту только нарушенного права, оснований для возложения обязанности ремонта прежней кресла – коляски не имеется.

Из вышеуказанного следует, что вопрос ремонта и предоставления кресла –коляски инвалиду не находится в компетенции администрации Краснокамского муниципального района. Доказательств причинной связи между конструкцией автобуса, осуществляющего перевозку пассажиров на основании договора администрации и перевозчика, поломкой кресла- коляски не представлено, что также является основанием для отказа в иске..

На основании всех указанных обстоятельств, возложить на ответчика обязанность по ремонту технического средства реабилитации-кресла коляски у суда отсутствуют законные основания.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Таким образом, гражданским законодательством возможность взыскания компенсации морального вреда предусмотрена лишь для случаев причинения гражданину такого вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место только при наличии указания об этом в законе.

    При этом, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ.

    Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Костицина С.Н. о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из того, что истцом не представлены доказательства наличия виновных действий ответчика, причинения истцу морального вреда, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями истца, если таковые были причинены.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Костицина Сергея Николаевича отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья-    К.С. Шабунина

2-294/2018 ~ М-80/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Третьяков М.В.
Костицин Сергей Николаевич в интересах Костицина Владислава Сергеевича
Ответчики
Администрация Краснокамского муниципального района
Другие
ИП Андриевская А.В.
Отдел опеки и попечительства Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам
Всероссийское общество инвалидов
ГУ Фонд социального страхования Российской Федарации
Администрация Краснокамского городского поселения
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Шабунина Кристина Станиславовна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
15.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2018Передача материалов судье
19.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2018Подготовка дела (собеседование)
28.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2018Предварительное судебное заседание
26.04.2018Предварительное судебное заседание
26.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2018Судебное заседание
06.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2018Дело оформлено
10.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее