36RS0010-01-2021-000474-43
Дело № 2-379/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 18 мая 2021 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Хабибулиной С.В.,
при секретаре Щербатых Е.И.,
с участием:
представителя истца Макшанцевой О.Е.- Макшанцева Д.Н., представившего доверенность от 18.09.2020, реестровый номер 36/11-н/36-2020-3-904,
представителя ответчика- Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) Селезнева В.В., представившего доверенность от 10.01.2021 № 02-19/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Макшанцевой Ольги Егоровны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной части к страховой пенсии, выплатить недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии,
установил:
Истец Макшанцева О.Е. обратилась в суд с иском, указав, что 08.03.2014 в возрасте 53 лет Макшанцевой О.Е. досрочно на основании пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была назначена трудовая пенсия по старости. Размер пенсии определяется по формуле, установленной указанным законом: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Со ссылкой на п. 17 ст. 14, п.3 ст. 37 Закона истец утверждает, что гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 01.01.2015, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится с 01.01.2015 исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретённого на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Как указывает истец, на момент достижения возраста 55 лет, установленного пунктом 1 статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, 08.03.2016 страховой стаж Макшанцевой О.Е. составлял 32 года 11 месяцев 29 дней, что на 7 лет 11 месяцев 29 дней превышает 25 лет, требуемых в силу п.17 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Таким образом, истец полагает, что с 08.03.2016 ей должно было быть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 42%, исходя из расчёта: 7 лет х 6 % = 42 %.
В иске указано, что на 08.03.2016 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в Российской Федерации составлял 4558,93 рублей.
Таким образом, полагает истец в денежном выражении повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, которое должно быть установлено Макшанцевой О.Е., с 08.03.2016 составляет 1914,75 рублей, исходя из расчёта: 4558,93 рублей х 42% = 1914,75 рублей.
С учетом представленного расчета истец полагает, что ответчик с 08.03.2016 по 31.03.2021 не доплатил Макшанцевой О.Е. денежные средства: часть пенсии в сумме 116 367,39 рублей, исходя из расчёта: 1 482,39 рубля + 114885 рублей = 116367,39 рубль.
При этом, за март 2016 года: (31 день - 7 дней) / 31 день х 1914,75 рублей = 1482,39 рубля. За период с 01.04.2016 по 31.03.2021: 60 месяцев х 1914,75 рублей = 114885 рублей.
Истец указывает, что 17.02.2021 ею, посредством Портала государственных услуг Российской Федерации, в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области было направлено заявление, зарегистрированное за № 1079026969 (89570/21 от 17.02.2021), с просьбой произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии. В результате, указанное заявление было удовлетворено, пенсия с 01.03.2021 установлена в размере 16650,08 рублей, что на 106,02 рублей превышает ранее назначенную пенсию, при этом полагающееся повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено не было.
03.03.2021 истцом повторно, посредством Портала государственных услуг Российской Федерации, в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области было направлено заявление, зарегистрированное за № 1079259469 (115606/21 от 17.02.2021), с просьбой произвести перерасчёт размера пенсии, в котором в графе «Иное», учитывая, что в предложенных к выбору основаниях для перерасчёта пенсии не было подходящего истцу, Макшанцевой О.Е. было указано: «Прошу установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учётом повышения, полагающегося в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3, а также компенсировать невыплаченную часть трудовой пенсии.
Как указывает истец, Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области данное заявление отказалось рассматривать.
Истец полагает, что действия ответчика грубо нарушают ее пенсионные права, поскольку данное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии является отражением пенсионных прав истца, приобретённых ею за годы трудовой деятельности.
На основании изложенного Макшанцева О.Е. просила: обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области произвести перерасчёт пенсии Макшанцевой Ольги Егоровны с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, полагающейся с 08.03.2016 года на основании пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ответчика выплатить истцу недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии за период с 08.03.2016 по 31.03.2021 в размере 116367, 39 рублей.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнены. Истец просит обязать ответчика выплатить истцу недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии за период с 08.03.2016 по 31.03.2021 в размере 132991, 56 рублей, указывая, что на момент достижения возраста 55 лет, установленного пунктом 1 статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, 08.03.2016 страховой стаж Макшанцевой О.Е. составлял 33, что на 8 лет превышает 25 лет, требуемых в силу п.17 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Селезнев В.В. возражал против заявленных требований, пояснив, что ч. 17 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как норма, противоречащая нормам ФЗ «О страховых пенсиях», с 01.01.2015 не подлежат применению, в связи с чем, требования истца являются не обоснованными.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Макшанцева О.Е., является получателем досрочной трудовой пенсии по возрасту, которая была установлена по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Пенсию истец получает с 08.03.2014 в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имея льготный страховой стаж 19 лет 4 месяца 20 дней.
Право на получение пенсии на общих основаниях у Макшанцевой О.Е. возникло в 55 лет при наличии страхового стажа 33 года.
На момент достижения возраста 59 лет, 17.02.2021 и 03.03.2021 истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (далее по тексту -УПФ РФ в Борисоглебском районе) по вопросу перерасчета пенсии по возрасту с 01.01.2015 г. для женщин, стаж работы которых превышает 25 лет на момент их выхода на пенсию.
УПФ РФ в Борисоглебском районе отказало истцу в перерасчете пенсии, в связи с чем, истец обратился в суд, полагая данный отказ незаконным.
В связи с введением в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Положения п.2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ предусматривают право выбора варианта расчета пенсии согласно либо пункту 3, либо пункту 4 указанной статьи.
Названными пунктами 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч.3 ст. 36 Закона от 28.12.2013 г. со дня вступления ФЗ «О страховых пенсиях» в силу, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.4 ст. 36 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 статьи 16.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь.
Установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось п.17 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2015. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, увеличивается на 6 процентов.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости, была назначена до 01.01.2015 установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось с 01.01.2015, исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрены основания повышения фиксированной выплаты.
Как усматривается из указанной статьи, повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, нормами указанной статьи не предусмотрено.
В определении от 24.12.2020 N 3020-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Для пенсионеров, получавших на 31.12.2014 трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» (01.01.2015) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, а ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему.
Таким образом, оспариваемое законоположение в системе действующего законодательства является элементом механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не может расцениваться как противоречащее конституционным предписаниям.
Учитывая то, что положения ч.17 ст. 14 ФЗ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» противоречат нормам Закона «О страховых пенсиях» и, как следствие, с 01.01.2015 не подлежат применению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Макшанцевой Ольги Егоровны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной части к страховой пенсии, выплатить недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Борисоглебский городской суд Воронежской области.
Председательствующий подпись С.В. Хабибулина
36RS0010-01-2021-000474-43
Дело № 2-379/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 18 мая 2021 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Хабибулиной С.В.,
при секретаре Щербатых Е.И.,
с участием:
представителя истца Макшанцевой О.Е.- Макшанцева Д.Н., представившего доверенность от 18.09.2020, реестровый номер 36/11-н/36-2020-3-904,
представителя ответчика- Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) Селезнева В.В., представившего доверенность от 10.01.2021 № 02-19/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Макшанцевой Ольги Егоровны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной части к страховой пенсии, выплатить недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии,
установил:
Истец Макшанцева О.Е. обратилась в суд с иском, указав, что 08.03.2014 в возрасте 53 лет Макшанцевой О.Е. досрочно на основании пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была назначена трудовая пенсия по старости. Размер пенсии определяется по формуле, установленной указанным законом: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Со ссылкой на п. 17 ст. 14, п.3 ст. 37 Закона истец утверждает, что гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 01.01.2015, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится с 01.01.2015 исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретённого на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Как указывает истец, на момент достижения возраста 55 лет, установленного пунктом 1 статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, 08.03.2016 страховой стаж Макшанцевой О.Е. составлял 32 года 11 месяцев 29 дней, что на 7 лет 11 месяцев 29 дней превышает 25 лет, требуемых в силу п.17 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Таким образом, истец полагает, что с 08.03.2016 ей должно было быть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 42%, исходя из расчёта: 7 лет х 6 % = 42 %.
В иске указано, что на 08.03.2016 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в Российской Федерации составлял 4558,93 рублей.
Таким образом, полагает истец в денежном выражении повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, которое должно быть установлено Макшанцевой О.Е., с 08.03.2016 составляет 1914,75 рублей, исходя из расчёта: 4558,93 рублей х 42% = 1914,75 рублей.
С учетом представленного расчета истец полагает, что ответчик с 08.03.2016 по 31.03.2021 не доплатил Макшанцевой О.Е. денежные средства: часть пенсии в сумме 116 367,39 рублей, исходя из расчёта: 1 482,39 рубля + 114885 рублей = 116367,39 рубль.
При этом, за март 2016 года: (31 день - 7 дней) / 31 день х 1914,75 рублей = 1482,39 рубля. За период с 01.04.2016 по 31.03.2021: 60 месяцев х 1914,75 рублей = 114885 рублей.
Истец указывает, что 17.02.2021 ею, посредством Портала государственных услуг Российской Федерации, в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области было направлено заявление, зарегистрированное за № 1079026969 (89570/21 от 17.02.2021), с просьбой произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии. В результате, указанное заявление было удовлетворено, пенсия с 01.03.2021 установлена в размере 16650,08 рублей, что на 106,02 рублей превышает ранее назначенную пенсию, при этом полагающееся повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено не было.
03.03.2021 истцом повторно, посредством Портала государственных услуг Российской Федерации, в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области было направлено заявление, зарегистрированное за № 1079259469 (115606/21 от 17.02.2021), с просьбой произвести перерасчёт размера пенсии, в котором в графе «Иное», учитывая, что в предложенных к выбору основаниях для перерасчёта пенсии не было подходящего истцу, Макшанцевой О.Е. было указано: «Прошу установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с учётом повышения, полагающегося в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3, а также компенсировать невыплаченную часть трудовой пенсии.
Как указывает истец, Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области данное заявление отказалось рассматривать.
Истец полагает, что действия ответчика грубо нарушают ее пенсионные права, поскольку данное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии является отражением пенсионных прав истца, приобретённых ею за годы трудовой деятельности.
На основании изложенного Макшанцева О.Е. просила: обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области произвести перерасчёт пенсии Макшанцевой Ольги Егоровны с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, полагающейся с 08.03.2016 года на основании пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ответчика выплатить истцу недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии за период с 08.03.2016 по 31.03.2021 в размере 116367, 39 рублей.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнены. Истец просит обязать ответчика выплатить истцу недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии за период с 08.03.2016 по 31.03.2021 в размере 132991, 56 рублей, указывая, что на момент достижения возраста 55 лет, установленного пунктом 1 статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, 08.03.2016 страховой стаж Макшанцевой О.Е. составлял 33, что на 8 лет превышает 25 лет, требуемых в силу п.17 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Селезнев В.В. возражал против заявленных требований, пояснив, что ч. 17 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как норма, противоречащая нормам ФЗ «О страховых пенсиях», с 01.01.2015 не подлежат применению, в связи с чем, требования истца являются не обоснованными.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Макшанцева О.Е., является получателем досрочной трудовой пенсии по возрасту, которая была установлена по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Пенсию истец получает с 08.03.2014 в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имея льготный страховой стаж 19 лет 4 месяца 20 дней.
Право на получение пенсии на общих основаниях у Макшанцевой О.Е. возникло в 55 лет при наличии страхового стажа 33 года.
На момент достижения возраста 59 лет, 17.02.2021 и 03.03.2021 истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (далее по тексту -УПФ РФ в Борисоглебском районе) по вопросу перерасчета пенсии по возрасту с 01.01.2015 г. для женщин, стаж работы которых превышает 25 лет на момент их выхода на пенсию.
УПФ РФ в Борисоглебском районе отказало истцу в перерасчете пенсии, в связи с чем, истец обратился в суд, полагая данный отказ незаконным.
В связи с введением в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Положения п.2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ предусматривают право выбора варианта расчета пенсии согласно либо пункту 3, либо пункту 4 указанной статьи.
Названными пунктами 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч.3 ст. 36 Закона от 28.12.2013 г. со дня вступления ФЗ «О страховых пенсиях» в силу, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.4 ст. 36 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 статьи 16.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь.
Установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось п.17 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2015. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, увеличивается на 6 процентов.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости, была назначена до 01.01.2015 установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось с 01.01.2015, исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрены основания повышения фиксированной выплаты.
Как усматривается из указанной статьи, повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, нормами указанной статьи не предусмотрено.
В определении от 24.12.2020 N 3020-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Для пенсионеров, получавших на 31.12.2014 трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» (01.01.2015) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, а ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему.
Таким образом, оспариваемое законоположение в системе действующего законодательства является элементом механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не может расцениваться как противоречащее конституционным предписаниям.
Учитывая то, что положения ч.17 ст. 14 ФЗ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» противоречат нормам Закона «О страховых пенсиях» и, как следствие, с 01.01.2015 не подлежат применению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Макшанцевой Ольги Егоровны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной части к страховой пенсии, выплатить недоплаченную часть пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Борисоглебский городской суд Воронежской области.
Председательствующий подпись С.В. Хабибулина