Р Е Ш Е Н И Е 2-276/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красная Горка 3 июня 2015 года
Нуримановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой А.С.,
с участием заместителя прокурора Нуримановского района Зиязова М.Ф., третьего лица органа опеки и попечительства администрации муниципального района Нуримановский район ФИО6,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <адрес> в интересах ФИО2 к администрации муниципального района Нуримановский район об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
у с т а н о в и л:
Прокуратура Нуримановского района обратилась в суд с исковым заявлением указав, что при проверке исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья ФИО2 В нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье ФИО2 не выделено, последний относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в органе опеки и попечительства администрации МР <адрес>, как нуждающийся в предоставлении внеочередного жилого помещения. ФИО2 не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, не имеет в собственности жилого помещения. До настоящего времени администрацией муниципального района не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи, с чем нарушены жилищные права ФИО2, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Истец просил признать незаконным бездействие администрации МР <адрес> РБ по непринятию мер, направленных на обеспечение жильем ФИО2, обязать администрацию муниципального района предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В порядке подготовки заместитель прокурора ФИО4 уточнил, исковое заявление, просил обязать администрацию муниципального района предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес>, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 18 кв.м.
На судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> ФИО5, представители третьих лиц Правительства РБ, Госстроя РБ не явились, надлежаще извещены. Представитель ответчика направил заявление о рассмотрении дела без его участия, возражал против удовлетворения иска. От представителя третьего лица Госстроя РБ поступил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что выделение средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма законодательством не предусмотрено. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки РФ, данным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ВК-615/07, с ДД.ММ.ГГГГ для решения жилищной проблемы детей-сирот должна применяться следующая форма (способ) обеспечения жилым помещением: предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма, с последующим, после окончания срока специализированного найма заключением договора социального найма в отношении того же (занимаемого нанимателем) жилого помещения. Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например, предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Для детей-сирот и лиц из их числа должна быть реализована установленная Законом №159-ФЗ форма предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
Суд определи, рассмотреть дело без участия представителя ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО4 с учетом представленного отзыва на исковое заявление, представленное Госстроем РБ, просил признать незаконным бездействие администрации МР <адрес> РБ по непринятию мер, направленных на обеспечение жильем ФИО2, обязать администрацию муниципального района предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> ФИО6 возражала против удовлетворения иска. Представила возражение, в котором указана проведенная работа по обеспечению жильем детей- сирот.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
В соответствии ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлениям и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из ч. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать: порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.
В суде установлено, что согласно свидетельства о рождении ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> матерью указана ФИО7, отцом ФИО8 (л.д. 21), согласно решения Нуримановского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО7 лишены родительских прав (л.д. 22), постановлением администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 7).
На основании изложенного, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований в части обязания предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В остальной части исковые требования подлежат отказу по следующим основаниям.
Согласно возражения на исковое заявление, предоставленного ведущим специалистом службы по делам опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО6 следует, что проведены следующие мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ в Министерство образования РБ направлена заявка на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в 2013 году в отношении 21 лица указанной категории граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ в Министерство образования РБ была направлена заявка на дополнительное выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в 2013 году в отношении 6 человек.
В 2013 году было предоставлено из федерального бюджета в размере 1 288 576,63 рублей, из средств республиканского бюджета 9428 100,00 рублей, из них приобретено 13 квартир, по договорам социального найма 4 квартиры, 9 квартир по договорам специализированного найма.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования РБ предоставлены списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение № между Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и Администрацией муниципального района <адрес> РБ о предоставлении в 2014 году субвенции из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района <адрес> РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, по которому Госстрой РБ в соответствии с положением Бюджетного кодекса РФ направляет субвенции в размере 9524500,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1961800,00 рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 7562700,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 24.03.2014г. № между Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и Администрацией муниципального района <адрес> РБ о предоставлении в 2014 году субвенции из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района <адрес> РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в котором дополнили абзац следующего содержания: Госстрой РБ направляет в бюджет Муниципального образования субвенции в размере 1848000,00 рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по неисполненным судебным решениям по договорам социального найма.
В 2014 году приобретено 3 жилых помещений на общую сумму 2744000,00 рублей, по договорам социального найма 2 жилых помещения, 1 квартира по договору специализированного найма.
Заключены два муниципальных контракта на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в <адрес> РБ с последующей передачей для муниципальных нужд 12 однокомнатных квартир и 18 однокомнатных квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По которым оплачен аванс на 12 квартир в размере 30% на сумму 3326 400,00 рублей, 18 квартир в размере 30% на сумму 4989 600,00 рублей, на общую сумму 8316000,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение № о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Башкортостан бюджету муниципального района <адрес> РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, по которому Госстрой РБ в соответствии с положением Бюджетного кодекса РФ направляет субвенции в размере 1866600,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 942 600,00 рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 924000,00 рублей.
Следовательно администрацией муниципального района <адрес> РБ проводился ряд мероприятий, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокуратуры <адрес> в интересах ФИО2 к администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В остальной части исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба, представление в Верховный суд РБ могут быть поданы сторонами через Нуримановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.С. Гареева
Копия верна. Судья. А.С. Гареева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.