Судья: Семячкина О.Н. дело № 33-21103/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Байдаевой Л.В.,
судей Гулиной Е.М., Бурцевой Л.Н.,
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> на решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску <данные изъяты>, <данные изъяты> к Администрации <данные изъяты> об обязании Администрации зарегистрировать постоянно по месту жительства,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
Истцы <данные изъяты> обратились в суд с иском к Администрации <данные изъяты>, в котором просили снять статус маневренного жилого фонда с квартиры по адресу: <данные изъяты>, и обязать Администрацию <данные изъяты> зарегистрировать их постоянно по месту жительства 5 квартире по адресу: <данные изъяты>. В обоснование иска указали, что указанное помещение относится к маневренному жилищному фонду. Администрация предоставила данную квартиру без отсутствия оснований для предоставления жилого помещения именно из маневренного фонда, поскольку они не относились к категориям граждан, перечисленным в ст.95 ЖК РФ. Считают, что данное помещение было предоставлено им именно для проживания, как признанным нуждающимися 5 улучшении жилищных условий. Поскольку в настоящее время истцы нигде на территории Российской Федерации не зарегистрированы, а ответчик отказывается произвести их регистрацию в предоставленном помещении, истцы вынуждены обратиться в суд с иском.
Впоследствии уточнив исковые требования, истцы отказались от требований в части исключения жилого помещения по адресу: <данные изъяты> из маневренного жилого фонда.
В судебном заседании истица <данные изъяты> уточненные исковые требования поддержала, указав, что не требует исключения спорного помещений из маневренного фонда, однако просит зарегистрировать ее и ее детей <данные изъяты> и <данные изъяты> в предоставленном жилом помещении, поскольку в настоящее время регистрации на территории РФ они не имеют. Не отрицала того факта, что в Администрацию <данные изъяты> и ОУФМС России после 1999 года по вопросу регистрации в спорном помещении не обращалась.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что регистрация граждан в помещениях специализированного жилого фонда предусматривает определенную процедуру, согласно которой регистрация производится на основании письменного обращения граждан. <данные изъяты> обращалась в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о регистрации в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> ноябре 2011 года. По данному вопросу ей даны письменные объяснения о невозможности регистрации в указанном помещении по причине планируемого проведения капитального ремонта <данные изъяты>. В последующем в Администрацию <данные изъяты> после предоставления истцам жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, не поступало, в связи с чем у ответчика отсутствуют законные основания для регистрации истцов в указанном помещении. В каждом конкретном вопрос о регистрации граждан в помещениях маневренного жилого фонда рассматривается отдельно, после чего подается заявка в ОУФМС России, как регистрирующий орган. Сама Администрация <данные изъяты> регистрацию граждан в жилых помещениях не производит. Указала, что истцами в данном случае не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, основания для удовлетворения их требований отсутствуют.
<данные изъяты> в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель третьего лица ОУФМС России по городскому округу Дубна в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцами подана апелляционная жалоба на данное решение суда, в которой они просят об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра <данные изъяты> №П-1804 от <данные изъяты> года, <данные изъяты> был принят на учет для улучшения жилищных условий со статусом многодетной семьи на первоочередное получение жилья.
В январе 1999 года семье <данные изъяты> для временного проживания Администрацией <данные изъяты> была предоставлена 4-х комнатная квартира маневренного фонда по адресу: <данные изъяты>.
Постановлениями мэрии <данные изъяты> №П-298 от <данные изъяты> и №П-1028 от <данные изъяты> указанная квартира отнесена к специализированному (маневренному) жилому фонду.
<данные изъяты> <данные изъяты> обратилась в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о регистрации ее в квартире по адресу: <данные изъяты>, однако ей было отказано, поскольку, планировалось проведение капитального ремонта указанного дома.
Постановлением мэра <данные изъяты> №П-1933 от <данные изъяты> по <данные изъяты> с сыном <данные изъяты>, 1998 г.р., по прибытии из <данные изъяты> в <данные изъяты>, они были включены в состав семьи <данные изъяты>, состоявшего на учете на улучшение жилищных условий.
После расторжения брака с <данные изъяты> и лишения его родительских прав в отношении всех детей, <данные изъяты> обратилась в Администрацию города о включении её составом семьи 6 человек (в т.ч. 5 детей) в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, её просьба удовлетворена решением общественной комиссии по жилищным вопросам и рассмотрении вопросов <данные изъяты> на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам и рассмотрении вопросов.
Решением Дубненского городского суда от <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> признаны не приобретшими право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, суд обязал ОУФМС России по <данные изъяты> по городскому округу Дубна снять вышеуказанных граждан с регистрационного учета по указанному адресу.
Разрешая иск, суд пришел к выводу о том, что поскольку истцы в уполномоченные органы по вопросу регистрации в спорном помещении не обращались, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
Статья 2 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает правило о том, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства понимается постановка гражданина на регистрационный учет по месту пребывания или жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания (жительства) гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (жительства).
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно части 1 статьи 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 3 Закона РФ от <данные изъяты> N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Выводы суда о том, что истица <данные изъяты> не обращалась в соответствующие органы для регистрации истов по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, противоречит материалам дела.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, гражданам, не обеспеченным жилым помещением в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от <данные изъяты> обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Согласно п. 3, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Истцами в материалы дела представлен документ, из которого следует, что на обращение <данные изъяты> в Администрацию <данные изъяты> с просьбой о регистрации ее семьи по месту жительства в предоставленной квартире, ею был получен ответ о невозможности такой регистрации ввиду наличия в договоре найма пункта 1.5, в соответствии с которым регистрация в жилом помещении маневренного фонда не предусмотрена, вывод суда первой инстанции, явившийся основанием для отказа в иске, нельзя признать верным, а потому решение суда подлежит отмене.
На основании вышеизложенных норм права за истцами следует признать право на регистрацию по месту по адресу: <данные изъяты>, указать, что настоящее определение является основанием для осуществления данной регистрации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать права <данные изъяты> на регистрацию по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Апелляционную жалобу <данные изъяты> – удовлетворить.
Настоящее определение является основанием для регистрации <данные изъяты> по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи