Материал № 13-263/12 (дело № 2-291/09)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
06 декабря 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения Прилузского районного суда от 20 октября 2009 года, которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до 31 декабря 2010 года обязана организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п.Гуляшор, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке,
установил:
Администрация МР «Прилузский» обратилась в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки в исполнении решения суда от 20.10.2009г., которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до 31.12.2010г. обязана организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п.Гуляшор, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке на срок до 31 декабря 2013 года.
В заявлении должник указывает, что Администрацией муниципального района «Прилузский» принимаются все необходимые и конкретные меры по выполнению решения суда, направленные на организацию утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п.Гуляшор.
Так, планируется организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов в п.Гуляшор на построенной в 2013 году межпоселенческой свалке в с.Летка Существующий полигон ТБО в п.Гуляшор в 2013 году будет ликвидирован, а земли рекультивированы.
При этом, в течение 2012 года должником принимались следующие меры:
- между администрацией муниципального района «Прилузский» и обществом с ограниченной ответственностью «ВодЗемЭкология» заключен договор № 20-12 от 16 апреля 2012 года о работе по сбору исходных данных и обследования участков складирования бытовых отходов в населенных пунктах: с.Объячево, с.Летка, с.Спаспоруб, с.Ношуль.
- платежными поручениями № 8168 от 04.05.2012 и № 14411 от 20.07.2012 ООО «ВодЗемЭкология» перечислено 29 988,30 и 69 972,70 рублей по договору № 20-12 от 16.04.2012.
- ООО «ВодЗемЭкология» представило отчет по сбору исходных данных и обследования участков складирования бытовых отходов в населенных пунктах: с.Объячево, с.Летка с.Спаспоруб, с.Ношуль. 18 июля 2012 года был подписан акт № 000111 о выполнении работ.
- между администрацией муниципального района «Прилузский» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заключено соглашение № 10 7-8 от 07.06.2012 о предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» на обустройство объектов размещения (площадок хранения) отходов в объеме 3 200 000,000 (три. миллиона двести тысяч) рублей, утвержденной долгосрочной республиканской целевой программой «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)» (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 12 мая 2012 г. № 191);
- между администрацией муниципального района «Прилузский» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заключено соглашение № 12-18-21 от 07.06.2012 о предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» на строительство объектов размещения (полигонов, площадок хранения) твердых бытовых и промышленных отходов в объеме 3 200 000,000 (три миллиона двести тысяч) рублей, утвержденной долгосрочной республиканской целевой программой «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)» (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 12 мая 2012 г. № 191);
- между администрацией муниципального района «Прилузский» и обществом с ограниченной ответственностью «Компас» заключен договор № 408/2012 от 12.07.2012 года на выполнение землеустроительных работ с составлением межевого плана и осуществления постановки на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для строительства межпоселенческого полигона с площадками для временного хранения отходов в с.Объячево. с.Летка, с.Ношуль, с.Спаспоруб.
- платежным поручением № 14850 от 01.08.2012 года ООО «Компас» за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Прилузский» по целевой муниципальной программе «Чистое Прилузье» на 2010 - 2014 годы (в редакции постановления администрации муниципального района «Прилузский» № 1034 от 06.07.2012) перечислено 29 850,00 рублей по договору № 408/2012 от 12.07.2012.
- 6 августа 2012 года администрацией муниципального района «Прилузский» принято распоряжение № 244 «О размещении муниципального заказа путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми». Проведение процедуры открытого аукциона обусловлено необходимостью соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме № 0107300016512000039 от 21 августа 2012 года победителем аукциона признано муниципальное унитарное предприятие «Котласский Агропромпроект». Контракт № 0107300016512000039 на проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми» заключен с МУП «Котласский Агропромпроект».
- платежными поручениями № 20575 от 25.10.2012 и № 20576 от 25.10.2012 МУП
«Котласский Агропромпроект» перечислено 137177,92 и 548711,67 рублей по контракту №
0107300016512000039.
- 18 сентября 2012 года администрацией муниципального района «Прилузский» подписан
акт приемки изыскательских работ. Отчет МУП «Котласский Агропромпроект» представлен.
- 19 октября 2012 года администрацией муниципального района «Прилузский» принято распоряжение № 342 «а» «О размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на подготовку проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми». Проведение процедуры открытого аукциона обусловлено необходимостью соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме № 0107300016512000039 от 21 августа 2012 года победителем аукциона признано муниципальное унитарное предприятие «Котласский Агропромпроект». Муниципальный контракт № 0107300016512000054-0103979-02 на разработку проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми» заключен с МУП «Котласский Агропромпроект».
- 23 августа 2012 года администрация муниципального района «Прилузский» в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК о внесении изменений в долгосрочную республиканскую программу «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)» для включения финансирования по ликвидации и рекультивации 24 несанкционированных свалок.
- письмом от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12.11.2012 г. № 03-01-19-1961 сообщено, что в 2013 году в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)» в муниципальном образовании муниципальном районе «Прилузский» будет продолжена реализация мероприятий начатых в 2012 году, а также осуществляться реализация новых мероприятий по обращению с отходами.
Кроме того, ликвидация и рекультивация полигона ТБО в п.Гуляшор в настоящее время невозможна из-за выпадения снега.
Таким образом, по мнению должника, основания для отсрочки исполнения решения суда действительно носят исключительный характер, возникли при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В судебном заседании представитель должника не присутствует, просив о разбирательстве дела без их участия. При этом на предоставлении отсрочки настаивает.
Представитель взыскателя, Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, согласно полученной телефонограммы просит рассмотреть заявление по существу без их участия.
Представитель АМО СП «Мутницаа» в суде не присутствует, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель Прилузского районного комитета по охране окружающей среды, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело без их участия. Из направленного отзыва следует, что проанализировав работу АМР «Прилузский» в 2012году по реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы)», предусматривающей строительство межпоселенческого полигона в с.Летка в 2013 году для утилизации бытовых и промышленных отходов, считает, что после ввода в эксплуатацию данного объекта, отпадает необходимость в строительстве полигона ТБО п.Гуляшор и АМР «Прилузский» проведет работы уже по его ликвидации и рекультивации земель, вышедших из под данного полигона в реальные дополнительные сроки, поэтому считает возможным удовлетворить заявление должника и предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок, испрашиваемый должником.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе в суде не присутствует, просив о разбирательстве дела без их участия. Из мотивированного отзыва следует, что представленные администрацией муниципального района «Прилузский» доказательства о принятых мерах по исполнению решения Прилузского районного суда свидетельствуют о проведении определенной работы по организации утилизации отходов в населенных пунктах, но предпринимаемые меры на сегодня не решили проблему для населения своевременного сбора и вывозы твердых и бытовых отходов, однако принято решение о предоставлении отсрочки должнику.
Суд считает возможным рассмотреть заявление по представленным письменным доказательствам, поскольку, в силу положения ст.203 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материал №13-25/11, исполнительное производство № 526/09/14/11, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Установлено, что решением Прилузского районного суда от 20 октября 2009 года администрация МО МР «Прилузский» в срок до 31 декабря 2010 года обязана организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п. Гуляшор, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов, получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 02.11.2009 года. Исполнительный лист направлен Сыктывкарскому природоохранному межрайонному прокурору РК.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по РК 27 ноября 2009 года при получении исполнительного листа № 2-291/09 от 20.10.2009г., выданного Прилузским районным судом, возбуждено исполнительное производство № 87/14/10374/6/2009.
Определением Прилузского районного суда от 20.01.2011г. администрации МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до 01 июля 2011 года.
Определением Прилузского районного суда от 12.07.2011г. администрации МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до 01 апреля 2012 года.
Определением Прилузского районного суда от 10 апреля 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 мая 2012 года определение Прилузского районного суда от 10 апреля 2012 года оставлено без изменений.
Определением Прилузского районного суда от 08 августа 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 10 сентября 2012 года определение Прилузского районного суда от 08 августа 2012 года оставлено без изменения, частная жалоба должника – без удовлетворения.
По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство должно принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Исполнительный документ, предъявленный к исполнению в установленный законодательством срок, подлежит исполнению в предусмотренных законом процедурах до его полного исполнения либо до окончания исполнительного производства по иным основаниям.
В то же время, на основании ст.434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ.
Согласно ст.203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.
Конституция, в соответствии с частью 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положения Конституции, закрепляющие конкретные права должны толковаться судами согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Длительное неисполнение судебных решений Европейский суд по правам человека также рассматривает как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, подчеркивая, что по смыслу ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения – это составная часть судебного разбирательства.
В то же время, порядок взыскания по исполнительным документам должен осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (охватывающих его право требования).
При таких обстоятельствах, рассматривая заявление должника, суд исходит из следующего.
В обоснование заявления должником в суд представлены:
- договор № 20-12, заключенный 16 апреля 2012 года между АМР «Прилузский» (заказчик) и ООО «ВодЗемЭкология» (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется провести работу по сбору исходных данных и обследования участков складирования бытовых отходов в населенных пунктах: с.Объячево, с.Летка, с.Спаспоруб, с.Ношуль; а заказчик принять и оплатить ее;
- платежные поручения № 8168 от 04.05.2012 и № 14411 от 20.07.2012, которыми должником в адрес ООО «ВодЗемЭкология» перечислено 29 988,30 и 69 972,70 рублей по договору № 20-12 от 16.04.2012.
- отчет, составленный ООО «ВодЗемЭкология», по результатам сбора исходных данных и обследования участков складирования бытовых отходов в населенных пунктах: с.Объячево, с.Летка с.Спаспоруб, с.Ношуль;
- соглашение № 10-7-8, заключенное 07 июня 2012 года между АМР «Прилузский» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» на обустройство объектов размещения (площадок хранения) отходов в объеме 3 200 000,000 (три. миллиона двести тысяч) рублей, утвержденной долгосрочной республиканской целевой программой «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)» (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 12 мая 2012 г. № 191);
- соглашение № 12-18-21, заключенное 07 июня 2012 года между АМР «Прилузский» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» на строительство объектов размещения (полигонов, площадок хранения) твердых бытовых и промышленных отходов в объеме 3 200 000,000 (три миллиона двести тысяч) рублей, утвержденной долгосрочной республиканской целевой программой «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)» (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 12 мая 2012 г. № 191);
- договор № 408/2012 от 12 июля 2012 года, заключенный между АМР «Прилузский» (заказчик) и ООО «Компас» (подрядчик), по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить землеустроительные работы с составлением межевого плана и постановкой на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для строительства межпоселенческого полигона с площадками для временного хранения отходов в с.Объячево. с.Летка, с.Ношуль, с.Спаспоруб;
- платежное поручение № 14850 от 01.08.2012 года, которым ООО «Компас» за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Прилузский» по целевой муниципальной программе «Чистое Прилузье» на 2010 - 2014 годы (в редакции постановления администрации муниципального района «Прилузский» № 1034 от 06.07.2012) перечислено 29 850,00 рублей по договору № 408/2012 от 12.07.2012;
- распоряжение АМР «Прилузский» от 06.08.2012г. № 244 «О размещении муниципального заказа путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми»;
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0107300016512000039;
- протокол подведения итогов аукциона в электронной форме № 0107300016512000039 от 21 августа 2012 года, согласно которому победителем аукциона признано муниципальное унитарное предприятие «Котласский Агропромпроект»;
- контракт № 0107300016512000039, заключенный 03 сентября 2012 года, между АМР «Прилузский» (заказчик) и МУП «Котласский Агропромпроект» (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется по желанию заказчика провести инженерные изыскания для подготовки проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми», а заказчик обязуется принять и оплатить их результат;
- платежные поручения № 20575 от 25.10.2012г. и № 20576 от 25.10.2012г., которыми в адрес МУП «Котласский Агропромпроект» перечислено 137177,92 и 548711,67 рублей по контракту №
0107300016512000039.
- акт приемки изыскательских работ от 18 сентября 2012 года по контракту № 0107300016512000039 от 03.09.2012г.;
- отчет, составленный МУП «Котласский Агропромпроект», по результатам комплексных инженерных изысканий;
- распоряжение АМР «Прилузский» от 19.10.2012г. № 342 «а» «О размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на подготовку проектной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми»;
- извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0107300016512000054;
- протокол подведения итогов аукциона в электронной форме № 0107300016512000054 от 13 ноября 2012 года, согласно которому победителем аукциона признано муниципальное унитарное предприятие «Котласский Агропромпроект»;
- муниципальный контракт № 0107300016512000054-0103979-02, заключенный между АМР «Прилузский» (заказчик) и МУП «Котласский Агропромпроект» (подрядчик), по условиям которого подрядчик обязуется по поручению и заданию заказчика организовать подготовку проектно-сметной документации «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми»;
- письмо АМР «Прилузский» от 23.08.2012г. № 01-13-2269 в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, в котором содержится просьба должника о внесении изменений в долгосрочную республиканскую программу «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)». В частности предложено из раздела V Программы (Содействие внедрению новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов, созданию систем по раздельному сбору отходов) исключить мероприятия по реализации пилотного проекта по организации и созданию системы по раздельному сбору отходов в Прилузском районе, а средства данного раздела в сумме 11160,00 тыс.руб. предусмотреть на реализацию мероприятий по ликвидации и рекультивации объектов размещения отходов в Прилузском районе. Также предложено включить в раздел IV Программы (Содействие ликвидации и рекультивации объектов размещения отходов» 24 несанкционированных свалки в Прилузском районе.
- письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12.11.2012 г. № 03-01-19-1961, из которого следует, что в 2013 году в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)» в муниципальном образовании муниципальном районе «Прилузский» будет продолжена реализация мероприятий начатых в 2012 году, а также осуществляться реализация новых мероприятий по обращению с отходами.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего заявления и предоставления должнику отсрочки исполнения решения суда, суд не находит, руководствуясь следующим.
Как установлено ранее состоявшимися по делу судебными постановлениями, 06 августа 2009 года АМР «Прилузский» принято постановление № 853 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении целевой муниципальной программы «Чистое Прилузье» на 2010 -2014 годы». В раздел 8 Программы включены мероприятия по приведению в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов с финансированием из бюджета муниципального образования муниципального района «Прилузский» и республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012-2016 годы)»
30 сентября 2011 года Правительством Республики Коми принята долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 – 2016 годы). Программными мероприятиями предусмотрено предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» строительство полигонов твердых бытовых отходов.
Указанными Программами запланировано организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов вместо несанкционированной свалки, расположенной в п.Гуляшор, на построенной в 2013 году межпоселенческой свалке в с.Летка. Существующий же полигон ТБО, расположенный в п.Гуляшор ликвидировать, а земли рекультивировать.
Между тем, несмотря на то, что с момента принятия вышеуказанных Программ прошел значительный промежуток времени, каких-либо конкретных мер, направленных на выполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а именно организацию утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п.Гуляшор соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; либо мер, направленных на организацию работ по ликвидации и рекультивации свалки в п.Гуляшор должником не приведено.
Представленные суду документы свидетельствуют лишь о том, что в рамках утвержденных программ АМР «Прилузский» совершаются действия, направленные на строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Летка Прилузского района Республики Коми; что касается выполнения работ, направленных на ликвидацию и рекультивацию свалки, расположенной в п.Гуляшор, то они не начаты до настоящего времени.
Более того, как установлено вступившим в законную силу определением суда от 08.08.2012г., несмотря на то, что постановлением администрации МР «Прилузский» 06.07.2012г. №1034 внесены изменения в постановление администрации МР «Прилузский» от 06.08.2009г. № 853 «Об утверждении целевой муниципальной программы «Чистое Прилузье» на 2010-2014 годы», согласно которого для исполнения решения Прилузского районного суда Республики Коми от 20 октября 2009 года по делу № 2-291/09 программой запланирована реализация мероприятий по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной в п.Гуляшор, в 2014 году на сумму 700 тыс. рублей, в том числе, с выделением денежных средств из республиканского бюджета в размере 560 тыс. рублей, из местного бюджета – в размере 140 тыс. рублей; республиканской целевой программой, утв. постановлением Правительства РК от 30.09.2011г. № 425 (в ред. Постановления Правительства РК от 12.05.2012г. № 191) данные денежные средства не предусмотрены. При этом, практически все предусмотренные в республиканской целевой программе субсидии на ликвидацию и рекультивацию объектов размещения отходов в Прилузском районе (2012-2013 годы) в размере 4 088 тыс.руб., в т.ч. 2012 год – 2 208 тыс.руб. и 2013 год – 1 880 тыс.руб., включены в муниципальную целевую программу на ликвидацию и рекультивацию свалок в д. Калининская (2012 год – 1 104 тыс.руб.), д. Беляевская (2012 год – 1 104 тыс.руб.) и м. Косьволок с. Ношуль (2013 год – 1 104 тыс.руб.).
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что на выполнение работ по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной в п.Гуляшор, денежные средства у должника отсутствуют, и в предоставлении отсрочки отказал.
В то же время, из всей совокупности представленных в настоящее судебное разбирательство документов, единственным доказательством, свидетельствующим о том, что должником предпринимаются определенные действия по исполнению решения суда от 20.10.2009г. является письмо АМР «Прилузский» от 23.08.2012г. № 01-13-2269 в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. Однако, как следует из пункта 2 письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 12.11.2012 г. № 03-01-19-1961 администрациям районов предложено представить при необходимости обоснованные предложения по внесению изменений в Программу; при этом увеличение объемов финансирования мероприятий не предлагать.
Следовательно, по мнению суда, финансирование на выполнение работ по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной в п.Гуляшор, у должника по – прежнему отсутствует, допустимых доказательств того, что соответствующие изменения будут внесены в республиканскую целевую Программу и субсидия в сумме 560 тыс. руб. заложена в республиканский бюджет, суду не представлено.
При этом довод должника о том, что ликвидация полигона ТБО, расположенного в п.Гуляшор в настоящее время невозможна из-за выпадения снега, отклонен судом как несостоятельный, учитывая, что снежный покров препятствует лишь рекультивации земель, но не лишает должника возможности выполнить мероприятия по ликвидации свалки.
В то же время, как неоднократно указывалось судом в ранее вынесенных судебных постановлениях, постоянное предоставление отсрочек исполнения решения суда невозможно, судебное решение должно быть исполнено.
Согласно сложившейся прецедентной практики Европейского суда, если власти обязаны действовать, чтобы исполнить судебное решение и не выполнили своего обязательства, их бездействие может при определенных обстоятельствах повлечь ответственность государства на основании пункта 1 Статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.
Задачей Европейского Суда в таких случаях является рассмотреть, были ли осуществленные властями меры надлежащими и достаточными; действовали ли власти с усердием при оказании помощи в исполнении судебного решения; и были ли, исходя из материалов дела, меры, предпринятые властями в отношении судебных решений, надлежащими и достаточными.
Отсюда, по мнению суда, учитывая длительность промежутка времени, в течение которого судебное постановление АМР «Прилузский» не исполнено, а доказательств, свидетельствующих о том, что должник исчерпал все возможные средства для обеспечения исполнения судебного постановления в разумный срок, суду не представлено; предпринятые должником меры, направленные на исполнение решения суда нельзя признать надлежащими и достаточными; в связи с чем, суд, считает необходимым в удовлетворении настоящего ходатайства должнику отказать
При этом судом учитывается также, что затягивание сроков по решению указанной проблемы создает угрозу загрязнения окружающей среды, жизни и здоровья граждан, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией РФ.
Таким образом, руководствуясь ст.ст.434, 203 ГПК РФ, ст.37 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
определил:
Заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения Прилузского районного суда от 20 октября 2009 года, которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до 31 декабря 2010 года обязана организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в п.Гуляшор, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке, - оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 15 дней.
Председательствующий