Дело №2-237/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года с.Гавриловка 2-я
Гавриловский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Конновой И.Н.,
с участием представителя истца Пановой О.А.,
представителя ответчика адвоката Аретмова А.В., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шлыковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) к Петровой Т.А. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Петровой Т.А. о взыскании переплаты пенсии, в обоснование иска с учетом уточнения указав, что Петрова Т.А. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца. Согласно заявлению от 10.09.2013 о назначении пенсии ответчик была уведомлена об обязанности безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к ней. Решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 17.08.2015 Петрова Т.А. лишена родительских прав. Обязанность по извещению пенсионного органа ответчица не исполнила, в результате чего неосновательно получила пенсию по случаю потери кормильца за период с 21.09.2015 по 30.04.2018 (с момента утраты права на пенсию по потере кормильца до момента фактического прекращения выплаты) в размере 234981,33руб. После установления факта переплаты истец направил Петровой Т.А. предложение в добровольном порядке погасить образовавшуюся переплату, однако задолженность до настоящего времени не погашена. ГУ-УПФР просит взыскать с Петровой Т.А. переплату пенсии по случаю потери кормильца в сумме 234981,33руб, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2018 по 22.11.2018 в размере 9614,94руб, расходы по оплате госпошлины в размере 5645,96руб, а также вернуть излишне уплаченную госпошлину в размере 378,5руб.
В судебном заседании представитель истца Панова О.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила взыскать с ответчика переплату пенсии по случаю потери кормильца в размере 234981,33руб за период с 21.09.2015 (вступление решения суда о лишении родительских прав Петровой Т.А. в законную силу) по 30.04.2018. Истец прекратил выплату пенсии по случаю потери кормильца Петровой Т.А. 30.04.2018, когда узнал, что основания для ее выплаты отпали. В связи с чем просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2018 по 22.11.2018 в размере 9614,94руб, государственную пошлину в размере 5645,96руб, и вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в связи с уменьшением исковых требований.
При неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика (ст.119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).
Место пребывания ответчика суду не известно, по месту регистрации Петрова Т.А. не проживает, в порядке ст.50 ГПК РФ ее интересы в судебном заседании представлял адвокат Артемов А.В.
Адвокат Артемов А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что ему не известна позиция Петровой Т.А.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.10 № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В силу п.п.2 п.2 ст.10 вышеуказанной статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Судом установлено, что на основании заявления Петровой Т.А. ей была назначена социальная пенсия по потере кормильца с 10.09.2013 как члену семьи, занятому уходом за детьми до 14 лет (сын Петров О.А.).
Заявлением о назначении пенсии ответчица была уведомлена об обязанности сообщении в УПФР о наступлении обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
Решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 17.08.2015 Петрова Т.А. была лишена родительских прав в отношении сына Петрова О.А.
Согласно справке отдела ЗАГС Администрации Гавриловского района Тамбовской области в актовую запись о рождении несовершеннолетнего Петрова О.А. внесена отметка о лишении Петровой Т.А. родительских прав 19.09.2015 решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 17.08.2015, сведения о восстановлении в родительских правах отсутствуют.
Ответчик Петрова Т.А. не сообщила в УПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера или прекращение пенсионных выплат, а именно о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка.
Согласно справкам ответчику Петровой Т.А. выплачена пенсия по потере кормильца за период с 21.09.2015 по 30.04.2018 в размере 234981,33руб. В целях досудебного урегулирования спора ответчице направлялись требования о необходимости уплаты задолженности ввиду переплаты компенсации. Однако ответа и уплаты не последовало.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (аналогичная норма содержалась в пункте 2 статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица причиненного Пенсионному фонду ущерба следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
Субъектами такой ответственности законодатель определил лиц, предоставляющих недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
В силу положений п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст.395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (ст.1107 ГК РФ).
В соответствии с положениями ч.1 ст.395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Судом установлено, что переплата пенсии по случаю потери кормильца в размере 234981,33 рублей возникла вследствие недобросовестности ответчика Петровой Т.А., выразившейся в непредставлении сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца, причиной чего и явилась необоснованная выплата пенсии Петровой Т.А.
Следовательно, исковые требования о возврате незаконно полученной пенсии по потери кормильца и проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.333.20 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст.333.40 настоящего Кодекса.
Таким образом, истцу подлежит возврату излишне оплаченная государственная пошлина в размере 378,50руб, которая является разницей между суммой оплаченной истцом государственной пошлины 6024,46руб при цене иска 282445,81руб и суммой государственной пошлины 5645,96руб, подлежащей оплате при цене иска 244596,27руб, после уменьшения истцом размера исковых требований.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца его расходы по уплате государственной пошлины в размере 5645,96руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 234981,33░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.05.2018 ░░ 22.11.2018 ░ ░░░░░░░ 9614,94░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5645,96░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 378,5░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░