Дело № 2-195/2021
28RS0011-01-2021-000502-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,
при секретаре Ефимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жаровой Татьяны Петровны, Жарова Артема Евгеньевича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних --1, --5, --2, --3 к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; возложении обязанности на администрацию Мазановского района включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести им выплаты единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Жарова Т.П., Жаров А.Е., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних --1, --5 --2, --3 к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области обратились в суд с исковым заявлением, в котором указывают, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 года на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района. Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации». Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается: 1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека; 2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека. В соответствии с п. 2.1 Постановления № 416 органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации, обязаны обеспечить: 1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости; 2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях: а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка № 275); б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка № 275); 3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений: а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи; б) обследование и составление комиссиями: - заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи); - актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости); 4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации: а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275; б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости; 5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления. Таким образом, законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека. На протяжении длительного времени истцы зарегистрированы и проживают по адресу: --. В период чрезвычайной ситуации на территории с. Поповка Молчановского сельсовета в период с 27.08.2021 года по настоящее время автобусный маршрут № 621 сообщением «г. Свободный – г. Белогорск» не осуществляет перевозки пассажиров с проездом через с. Молчаново и с. Поповку, в связи с затоплением участка автомобильной дороги, что подтверждается справкой ИП --10 от 30.08.2021 года. Кроме того, согласно информационного письма министерства транспорта и дорожного хозяйства области от 31.08.2021 года № 4485-04 сообщено, что с 27.08.2021 года по настоящее время прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск» км 15+700-км 17+000 на основании предписания ГИБДД Мазановского района. В связи с тем, что у истцов на иждивении находятся несовершеннолетние дети --1, -- г.р., --5, -- г.р., которые обучаются в МОБУ Молчановская СОШ, перед началом учебного года для приобретения им вещей запланирован выезд в с. Новокиевский Увал. Однако истцы не смогли выехать в виду отсутствия транспортного сообщения. Кроме того, истцы также не смогли своевременно обратиться в социальную аптеку с. Новокиевский Увал, для приобретения по рецептурным бланкам лекарственных препаратов для детей --2, --, --3, -- г.р., а также обращения в медицинское учреждение ГБУЗ АО «Мазановская больница» по вопросу обследования состояния здоровья, здоровья своих несовершеннолетних детей. Таким образом, полагают, что в связи с отсутствием пассажирских перевозок длительное время были нарушены условия жизнедеятельности их семьи. Жарова Т.П. обращалась в администрацию Мазановского района с целью подачи заявления для признания её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Амурской области, в том числе Мазановского района в августе 2021 года, и включения в списки на оказание единовременной материальной помощи. Вместе с тем, из ответа администрации Мазановского района от 31.08.2021 года № 4363, следует, что согласно распоряжения Губернатора Амурской области от 18.08.2021 года № 168-р утверждены границы зон ЧС в разрезе муниципальных образований, при этом с. Молчаново, с. Поповка Мазановского района, на территории которых в связи с ЧС были подтоплены, затоплены домовладения и установлена невозможность осуществления транспортного сообщения, в эти списки включены не были, в связи с отсутствием ЧС на территории данных населенных пунктов. Кроме того, согласно сведениям ЕДДС Серышевского района, информации об отсутствии транспортного сообщения от пгт. Серышево Серышевского района и до с. Молчаново по автотрассе пгт. Февральск - п. Введеново не имеется, нарушения условий жизнедеятельности граждан и членов их семей, проживающих на территории с. Поповка Молчановского сельсовета, в результате паводка не установлено, в связи с чем оснований для принятия заявлений на предоставление единовременной материальной помощи на основании п. «б» ч. 1 распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 № 1766-р не имеется. На основании изложенного истцы просят признать Жарову Татьяну Петровну, Жарова Артема Евгеньевича, несовершеннолетних детей: --1, -- г.р., --5, -- г.р., --2, --, --3, -- г.р., проживающих по адресу: --, пострадавшими в результате подтопления участка автомобильной дороги автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск» км 15+700-км 17+000; обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Жарову Татьяну Петровну, Жарова Артема Евгеньевича, несовершеннолетних детей: --1, -- г.р., --5, -- г.р., --2, --, --3, -- г.р., в списки пострадавших с целью получения единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Жаровой Татьяне Петровне, Жарову Артему Евгеньевичу, несовершеннолетним детям: --1, -- г.р., --5, -- г.р., --2, -- г.р., --3, -- г.р., выплату единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928. Обратить настоящее решение в соответствии со ст.ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.
Администрация Мазановского района Амурской области представила в суд отзыв, согласно которому полагает требования истцов не обоснованными, отказ администрации района от 31.08.2021 года № 4363 считают обоснованным по следующим основаниям. Распоряжением Губернатора Амурской области от 18.08.2021 года № 168-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 02.07.2021 года № 123-р» (далее - распоряжение губернатора № 168-р) определены конкретные границы зон чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований Амурской области на втором этапе развития чрезвычайной ситуации в Приложении № 2 к распоряжению губернатора № 168-р под номером 10 с 06.08.2021 года определены границы населенных пунктов Мазановского района, вошедших в зону затопления: «10. Мазановский район (с 06.08.2021 года) в границах: с. Белоярово, с.Мазаново, с. Новороссийка, с. Практичи, с. Сохатино; п. Майский, п. Ивановский, с. Богословка в границах домовладений по следующим адресам: ул. Набережная, 26, ул. Набережная, 66; с.Козловка в границах домовладений по следующим адресам: ул. Центральная, 19; ул. Центральная, 22; с. Угловое в границах домовладений по следующим адресам: ул. Луговая, 3; ул. Центральная, 4; ул. Центральная, 6; ул. Центральная, 8; ул.Центральная, 14; ул. Школьная, 9». Исходя из содержания распоряжения губернатора № 168-р следует, что территория Молчановского сельсовета не была признана пострадавшей территорий от наводнения, произошедшего на территории Амурской области в 2021 году. Согласно распоряжению администрации Мазановского района от 10.08.2021 года № 464 «Об определении границ чрезвычайной ситуации» в Молчановском сельсовете с. Поповка приусадебный участок по адресу: ул. Зейская, 8, распоряжением администрации от 15.09.2021 года № 553-р внесены изменения и откорректированы адреса: с. Поповка ул.Рабочая, д.2 кв.2 (приусадебный участок) и с. Молчаново (приусадебный участок) ул. Луговая, д. 14. кв.2, адрес с. Поповка ул. Зейская, 8 исключен. Данный факт указывает на отсутствие чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета и констатирует факт подтопления только приусадебных участков (в с. Поповка один участок и в с. Молчаново один участок). Указание на подтопление автомобильной дороги не имеется в распоряжениях администрации района № 464-р от 10.08.2021 года и № 553-р от 15.09.2021 года. В решении от 06.08.2021 года № 11 КЧС Молчановского сельсовета комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности «О введении режима ЧС на территории Молчановского сельсовета» не указаны конкретные причины введения режима ЧС только подъем уровня р. Селемджа и Зея до уровня опасного, но факт разлития рек и соответственно повреждение дорожного полотна и затопления непосредственно домовладений на территории Молчановского сельсовета в решении не содержится. Комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности Мазановского района от 30.08.2021 года № 57 обсуждался вопрос - «Об установлении наличия транспортного сообщения на территории Молчановского сельсовета Мазановского района». Результатом обсуждения данного вопроса было принято решение: «1.Определить, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново - Новокиевский Увал» со стороны с.Красноярово, имеется, но затруднен, «Со стороны Введеново транспортная доступность не была нарушена и проехать из с. Молчаново и с. Поповка имелась техническая возможность». Согласно справок ЕДДС Серышевского района «О подтоплении территорий в Серышевском районе Амурской области» от 25.08.2021, 26.08.2021, 27.08.2021, 28.08.2021, 29.08.2021, 30.09.2021, информации об отсутствии транспортного сообщения от пгт. Серышево Серышевского района и до с. Молчаново Молчановского района не имеется. Рекомендовать: 2.1. Главе Молчановского сельсовета (Т.В. Аникиной) при поступлении заявлений от граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, передавать документы в администрацию района для принятия решения». Администрацией района направлялись запросы в: - Межмуниципальный отдел МВД РФ «Мазановский» от 07.09.2021 № 4533 и получен ответ от 30.09.2021 № 43-9/4669, согласно которого «транспортная доступность имелась между с.Поповка Мазановского района и другими территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, в связи с ЧС 2021 года в период с 27.08.2021, объездные пути имелись через Серышевский район»; МУМП «Транспортное» согласно ответов от 16.08.2021 № ПО, от 30.08.2021 № 112 констатирует, что только 30.08.2021 года рейс «с. Н.Увал - Молчаново» из-за отсутствия дорожного движения на участке возле с. Поповка выполнен по маршруту «с. Н.Увал-Красноярово», доведен до сведения график по маршрутам. Информации, что маршруты «с. Н.Увал -с. Молчаново» не выполнялись в другие дни, не имеется. Информация от Белогорского Почтамта УФПС Амурской области АО «Почта РОССИИ» от 08.09.2021 № 10.2.15.2.1 констатирует, что в период с 06.08.2021 по 31.08.2021 включительно социальные пособия и пенсионные денежные средства в с. Молчаново и в с. Поповка Мазановского района выплачивались и доставлялись населению без задержек», что указывает на наличие проезда автомобильного транспорта и отсутствие транспортной доступности как таковой. Согласно ответа ОМВД РФ по Серышевскому району от 13.09.2021 №46/6 «В период с 06.08.2021 по 31.08.2021 транспортное сообщение по автомобильным дорогам «Серышево - Введено», «Введеново – Февральск - Экимчан» с 1 км. по 7 км. на территории обслуживания не нарушалось». Согласно ответу ГБУЗ «Мазановская больница» в период с 06.08.2021 по 31.08.2021 вызова скорой помощи не поступали. И транспортная доступность с 22.07.2021 по настоящее время не нарушена. Согласно протокола КЧС по ликвидации ЧС и пожарной безопасности Мазановского района от 01.09.2021 № 60 повестка заседания: «О транспортной доступности на территории с. Молчаново с. Поповка Молчановского сельсовет» принято решение: «1. Юридическому отделу администрации района (О.А. Чернышова) совместно с планово-экономическим отделом администрации района (--13) обеспечить оформление муниципального контракта с СПК «Молчаново»; 2. Сельскохозяйственному отделу администрации района (--14) обследовать участки по поступившим заявлениям от жителей сел Поповка, Молчаново; 3. Рекомендовать СПК «Молчановский» продолжить дежурство техники». Согласно приказа Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» «Объекты статистического наблюдения на транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями, транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором». Согласно ответу Минтранспорта АО в соответствии со ст. 789 Федерального закона от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)». Согласно ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 02.09.2021 № 4563-07 на запрос администрации района от 01.09.2021 № 4407 «с.Молчаново Мазановского района является промежуточным остановочным пунктом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 621 «г.Свободный-г. Белогорск», в связи с переувлажнением участка а/д «Введеновка -Февральск- Экимчан» (в районе 17 км.) с 23 по 25 июля 2021 года, а также с 27.07.2021 года по настоящее время рейсы по данному маршруту не выполняются». Учитывая образовавшуюся проблему с транспортной доступностью до настоящего времени от главы Молчановского сельсовета в адрес администрации Мазановского района каких-либо предложений об открытии дополнительного рейса по сообщению с селами Молчановского сельсовета не поступало. На территории Мазановского района осуществляет предпринимательскую деятельность --15 - основной вид деятельности 49.32 - «перевозка пассажиров и багажа легковым такси», который оказывает услуги по заявкам граждан района. Данный вид деятельности указывает на организацию общественного транспорта на территории района, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения, на коммерческой основе (за плату). Согласно п. 6 Приказа МЧС России от 30.12.2011 № 795 (ред. от 14.07.2016) «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2012 N 23433). «6. Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены». Учитывая выше перечисленные факты, ответчик полагал, что абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания Жаровой Т.П. и членов её семьи с иными территориями Амурской области, где условия жизнедеятельности не были нарушены, фактически не установлено и документально не подтверждается, на основании чего просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Третье лицо – администрация Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области представило отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования поддерживают в полном объеме, так как факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС установлен.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, отзыва на него, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истцов.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п.п. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12. 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 года № 1928 (далее Правила № 1928) утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пунктом 1 данных Правил, данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно пункту 4 данных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются в том числе на цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека.
В силу пункта 5 данных Правил для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в том числе список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера.
Согласно пункта 10 данных Правил предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпункта «в» пункта 4 настоящих Правил (оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека) осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Подпункт «в» пункта 12 данных Правил предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.
В силу пункта 14 данных Правил порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее Постановление № 416).
Согласно пункта 1 данного Постановления пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается, в том числе, единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека (подпункт «в» пункта 4 Правил № 1928).
В соответствии с пунктом 2, 2.1 данного Постановления органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи; образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений: сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи; обследование и составление комиссиями: заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи); оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации: списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275; направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Согласно пункту 2.2 данного Постановления Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно пункту 2.3 данного Постановления Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
В силу пункта 5.1 данного Постановления выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 5.5 данного Постановления денежные средства выплат, причитающиеся несовершеннолетним, перечисляются на счета их законных представителей.
Судом установлено, что Жарова Т.П., Жаров А.Е. являются родителями несовершеннолетних --1, -- года рождения (запись акта о рождении -- от --), --5, -- года рождения (запись акта о рождении -- от --), --2, -- года рождения (запись акта о рождении -- от --), --3, -- года рождения (запись акта о рождении -- от --), что подтверждается копиями паспортов Жаровой Т.П., Жарова А.Е., свидетельствами о рождении детей.
Из копии паспортов Жаровой Т.П., Жарова А.Е. следует, что они зарегистрированы по адресу: --.
Согласно свидетельствам № 630, 306, 305, б/н о регистрации по месту жительства, несовершеннолетние --3, --2, --5, --1 зарегистрированы по адресу: --.
Согласно справке администрации Молчановского сельсовета № 85 от 28.08.2021 года, Жарова Т.П., Жаров А.Е., --1, --5, --2, --3 зарегистрированы и проживают в --.
Жарова Т.П. обращалась к главе района Мазановского района Амурской области с заявлением о включении ее и членов ее семьи: Жарова А.Е., --1, --5, --2, --3 в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, так как жилое помещение, в котором они проживают и зарегистрированы по месту жительства, оказалось в зоне ЧС.
Ответом администрации Мазановского района Амурской области от 31.08.2021 года № 4363 Жаровой Т.П. отказано во включении её и членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с нарушением транспортной доступности, поскольку на территории с. Поповка, с. Молчаново транспортное сообщение и условия жизнедеятельности не были нарушены.
Согласно заключению комиссии при администрации Мазановского района от 31.08.2021 года факт нарушения условий жизнедеятельности гражданки Жаровой Т.П. и членов ее семьи, проживающих по адресу: Амурская --, в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений, подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области не подтверждается.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 24.06.2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.
Распоряжением губернатора Амурской области от 02.07.2021 года № 123-р «О границах зоны чрезвычайной ситуации» (в ред. от 14.09.2021 года) определены границы зоны чрезвычайной ситуации, с. Поповка и с. Молчаново не указаны в границах зоны ЧС в Мазановском районе.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 года № 464-р «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации» определены границы зоны чрезвычайной ситуации, приусадебный участок по -- сельсовета Мазановского района вошел в зону ЧС.
Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 15.09.2021 года № 553-р внесены изменения в распоряжение от 10.08.2021 года № 464-р «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации», в зону ЧС включены: с. Поповка ул. Рабочая, д.2 кв.2 (приусадебный участок), с.Молчаново ул. Луговая, д. 14. кв.2 (приусадебный участок), при этом адрес: с.Поповка ул. Зейская, 8 не вошел уже в зону ЧС.
Распоряжением администрации Мазановского района Амурской области № 501-р от 27.08.2021 года внесены изменения в распоряжение администрации Мазановского района от 17.05.2021 года № 280-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на региональной дороге: «Введеново-Февральск-Экимчан» 116 км. подъезд к с.Ульма, 131 км. подъезд к с. Абайкан, 138 км. (мост через ключ «Теплый»), 182 км. (мост через ключ «Холодный»: распорядительная часть распоряжения изложена в следующей редакции: С 12:00 16.05.2021 года ввести режим чрезвычайной ситуации на автомобильной дороге «Введеново-Февральск-Экимчан» 116 км. подъезд к с.Ульма, 131 км. подъезд к с. Абайкан, 138 км. (мост через ключ «Теплый»), 182 км. (мост через ключ «Холодный». С 08:00 06.08.2021 года ввести на территории Мазановского района режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровней воды на реке Селемджа и Зея, зона которой затрагивает территории Белояровского, Богословского, Мазановского, Молчановского, Новокиевского, Новороссийского, Практичанского, Путятинского, Угловского сельсоветов, объект социального значения – филиал детского сада «Теремок» детский сад «Мечта», расположенный по адресу: с. Новокиевский Увал, пер. Амурский, д. 2, в связи с прохождением сильного ливневого дождя и ветра. Установить для сил и средств Мазановского районного звена Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций местный уровень реагирования.
Согласно протоколу КЧС и ПБ Мазановского района от 30.08.2021 года № 57 обсуждался вопрос «Об установлении наличия транспортного сообщения на территории Молчановского сельсовета Мазановского района», принято решение: «Определить, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново - Новокиевский Увал» со стороны с.Красноярово, имеется, но затруднен».
Согласно протоколу КЧС и ПБ Мазановского района от 31.08.2021 года № 58/1 внесены изменения в протокол КЧС и ПБ Мазановского района от 30.08.2021 года № 57: «Определить, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново-Новокиевский Увал» со стороны с. Красноярово закрыт в связи с проведением ремонта на поврежденном участке дороги. Проезд возможен для техники высокой проходимости и специальной техники, в целях проведения эвакуационных мероприятий, доставки продуктов питания и товаров первой необходимости».
Решением КЧС и ПБ администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 11 от 06.08.2021 года с 08:00 06.08.2021 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области в связи с подъемом уровней воды в реке Селемджа и Зея, достижения уровня опасного явления.
Согласно ответу начальника отдела гражданской защиты администрации Мазановского района Амурской области от 29.09.2021 года № б/н, решением КЧС и ПБ администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 11 от 06.08.2021 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области.
Решением КЧС и ПБ администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 13 от 26.08.2021 года в связи с обильными осадками (ливневыми дождями) затоплением участка региональной автомобильной дороги «Введеново-Февральск-Экимчан» 15-17 км. с. Поповка Мазановского района, протяженностью более 500 м., глубиной 50-70 см., с 08:00 часов 26.08.2021 года установлено круглосуточное дежурство на территории сельского совета должностных лиц сельсовета, депутатов ССНД, работников культуры, для контроля за ситуацией на территории сельсовета до особого распоряжения; поручено должностным лицам администрации провести работу с населением о предостережении выезда в место затопления, а также проезд по затопленному участку дороги.
Как следует из обращения администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области от 15.08.2021 года № 233 в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, подписанного также председателем сельского совета народных депутатов, членами Совета народных депутатов и жителями с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области, 22.07.2021 года был затоплен участок региональной дороги «Введеново-Февральск-Экимчан», въезд в с. Поповка в сторону с. Молчаново между 14-17 км., протяженностью более 300 м., глубиной в некоторых местах 0,5-0,7 м., сведения были поданы в ЕДДС Мазановского района 22.07.2021 года. В период с 22.07.2021 года по 15.08.2021 года ремонт затопленного участка не осуществляется. Просили включить данный участок автомобильной дороги в перечень дорог регионального значения, затопленных в результате ЧС, возникшей в период с 01.07.2021 года по 14.08.2021 года на территории Мазановского района, не позволяющих обеспечить транспортное сообщение населенных пунктов с с.Новокиевский Увал. В подтверждения данного факта прилагали фото и видео материалы.
Согласно протоколу КЧС И ПБ Администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 15 от 30.08.2021 года КЧС решено, что п. 1 раздела 1 протокола № 57 от 30.08.2021 года КЧС Мазановского района (о том, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново-Февральск-Экимчан» со стороны с. Красноярово имеется, но затруднен), не соответствует действительности, так как на въезде в с. Поповка и с. Молчаново со стороны с. Красноярово, а также на выезде из с. Молчаново, с. Поповка в сторону с. Красноярово с 27.08.2021 года по сегодняшний день установлен знак 3.1 «Въезд запрещен», которым запрещается въезд всех видов транспортных средств в данном направлении, данные знаки установлены согласно предписанию ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» от 27.08.2021 года. П. 1 раздела 2 протокола № 57 от 30.08.2021 года КЧС Мазановского района (о том, что через с. Молчаново, с. Поповка ежедневно со стороны Серышево проходит рейсовый автобусный маршрут «Белогорск-Свободный») противоречит справке ИП --10 от 30.08.2021 года, согласно которой междугородний автобус № 621 сообщением «Белогорск-Свободный» с 27.08.2021 года по настоящее время не осуществляет перевозки пассажиров с проездом через с. Поповку, с. Молчаново, в связи с затоплением участка дороги. Установлено, что на территории Молчановского сельсовета отсутствует транспортное сообщение, поскольку единственный междугородний автобус маршрут № 621 сообщением «Белогорск-Свободный» с 27.08.2021 года по настоящее время не осуществляет перевозки, а второй автобус маршрут сообщением «Новокиевский Увал – с. Молчаново», проходящий через с. Поповка, с. Молчаново два раза в неделю в понедельник и четверг, 30.08.2021 года проходил только до с. Красноярово, в связи с затоплением участка дороги.
Согласно предписанию от 27.08.2021 года, выданному инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» --16, закрыто движение для всех видов транспортных средств на автодороге «Введеновка – Февральск» с 15 км + 700 м по 17 км. до устранения недостатков.
Согласно информационному письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства области от 31.08.2021 года № 4485-04, с 27.08.2021 года по настоящее время прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск» км 15+700-км 17+000 на основании предписания ГИБДД Мазановского района.
Из ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 16.09.2021 года № 4869-04 следует, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 года № 94 введен режим ЧС на территории Амурской области, в том числе в Мазановском районе. В связи с обильными осадками на территории Мазановского района Амурской области на автомобильной дороге «Введеновка - Февральск» км 15+700 - км 17+000 образовался водосбор. Затопленная водой проезжая часть автомобильной дороги имела разрушения из-за потока воды. Для исключения несчастных случаев и повреждения автотранспорта сотрудниками ГИБДД Мазановского района было направлено предписание в подрядную организацию ООО «СТРОИУЮТ» о временном закрытии указанного участка автодороги с 27.08.2021 года. Согласно Государственному контракту № Ф.2019.003223 от 20.11.2019 года, заключённому ГКУ «Амурупрадор» с ООО «СТРОЙУЮТ» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Мазановском районе Амурской области, после спада воды подрядной организацией были проведены ремонтно-восстановительные работы на вышеуказанном участке автомобильной дороги. Проезд восстановлен 04.09.2021 года. Движение общественного транспорта (маршрутов № 647 «с. Новокиевский Увал - с.Молчаново», № 621 «г.Свободный - г. Белогорск») не осуществлялось в период с 27.08.2021 по 04.09.2021 года.
Из ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства области Амурской области от 27.09.2021 года № 5015-07 следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» к перевозкам транспортом общего пользования относятся регулярные перевозки пассажиров и багажа. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно ст. 11 которого межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальные маршруты - уполномоченным органом местного самоуправления. В рамках своих полномочий министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области для обеспечения транспортного сообщения с населенными пунктами Мазановского района установлен межмуниципальный маршрут № 621 «г.Свободный - г. Белогорск», проходящий через с. Поповку. В период с 22.07.2021 года по настоящее время перевозки по межмуниципальному маршруту № 621 «г.Свободный - г. Белогорск» не осуществлялись с 23.07.2021 по 25.07.2021 года и с 27.08.2021 по 04.09.2021 года. В части, касающейся организации регулярных перевозок по муниципальному маршруту № 647 «с. Новокиевский Увал - с.Молчаново», а также иным маршрутам, не являющимся межмуниципальными маршрутами, информацией не располагают.
Из ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 02.09.2021 года № 4563-04 следует, что с. Молчаново Мазановского района является промежуточным остановочным пунктом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 621 «г. Белогорск – г. Свободный», в связи с переувлажнением участка а/д «Введеновка-Февральск-Экимчан» (в районе 17 км), с 23 по 25 июля 2021 года, а также с 27.07.2021 года по 02.09.2021 года рейсы по данному маршруту не выполняются; маршруты № 602 «г.Белогорск – г.Свободный», № 605 «г.Свободный - п.г.т.Серышево» отменены, не функционируют в 2020-2021 годах, в связи с установлением маршрута № 621 «г.Белогорск-г.Свободный».
Согласно ответу администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области от 22.09.2021 года № 272, общественный транспорт от (через) с. Поповка и с. Молчаново Мазановского района в другие населенные пункты района/области (в том числе через г. Белогорск, г. Свободный, Серышевский район), не функционировал в период с 27.08.2021 года по 04.09.2021 года, автобусный маршрут «с. Новокиевский Увал - с. Молчаново» был возобновлён 06.09.2021 года.
Как следует из ответа ООО «Мазановское дорожное управление» от 16.09.2021 года в связи с обильными осадками на территории Мазановского района Амурской области на автомобильной дороге «Введеновка-Февральск» км.15+700 м. – км.17+000м образовался водосбор. Затопленная водой проезжая часть автомобильной дороги имела разрушения из-за потока воды. Для исключения несчастных случаев и повреждения автотранспорта сотрудниками ГИБДД Мазановского района было направлено предписание о временном закрытии участка автодороги «Введеновка-Февральск» км.15+700 м. – км.17+000м с 27.08.2021 года. Согласно государственному контракту № Ф.2019.003223 от 20.11.2019 года, заключенному ГКУ «Амурупрадор» с ООО «Стройуют» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Мазановском районе Амурской области, после полного спада воды 04.09.2021 года подрядной организацией были проведены ремонтно-восстановительные работы на вышеуказанном участке автомобильной дороги. Движение всех видов транспорта в период с 27.08.2021 года по 04.09.2021 года от км. 0+000м – км.15+700м. по автомобильной дороге «Введоновка-Февральск» осуществлялось по альтернативному направлению автомобильной дороги «Серышево-Введеновка», в связи с закрытием проезда на участке автомобильной дороги «Введеновка-Февральск» км. 15+700м – км.17+000м в указанные даты.
Согласно ответу МУМП «Транспортное» от 24.09.2021 года, МУМП «Транспортное» информирует о выполнении рейсов по муниципальному маршруту Н-Увал - Молчаново в период с 22.06.2021 года и по настоящее время. Рейс по маршруту Н-Увал-Молчаново выполняется два раза в неделю в понедельник, пятницу. С 22.07.2021 года по 12.08.2021 года рейсы по данному маршруту выполнены согласно расписанию. С 12.08.2021 года по 16.08.2021 года рейсы по данному маршруту ввиду отсутствия автомобильного движения через с.Мазаново, с. Белоярово выполнены Н-Увал- Молчаново через с. Михайловка. С 17.08.2021 года по 29.08.2021 года рейсы выполнены согласно графику движения. 30.08.2021 года рейс был выполнен по маршруту Н-Увал-Красноярово из-за отсутствия подъезда к с. Поповка. В период с 31.08.2021 года и по настоящее время рейсы по маршруту Н-Увал-Молчаново выполнены согласно графику движения.
Согласно ответу МУМП «Транспортное» от 30.08.2021 года № 112, МУМП «Транспортное» сообщает, что 30.08.2021 года рейс по маршруту «с.Новокиевский Увал – с. Молчаново» из-за отсутствия дорожного движения на участке возле с.Поповка выполнен по маршруту «с.Новокиевский Увал - с.Красноярово».
Из информации ЗАО «Автовокзал» от 22.09.2021 года № 536 следует, что 07.08.2021 года были отменены рейсы автобуса маршрут № 621 «Белогорск – Свободный» через с. Поповка Мазановского района и обратно.
Согласно справке ИП --10 от 30.08.2021 года междугородний автобус маршрут № 621 сообщением «г. Свободный – г. Белогорск» с 27.08.2021 года по настоящее время не осуществляет перевозки пассажиров с проездом через с. Молчаново и с. Поповку, в связи с затоплением участка автомобильной дороги, маршрут будет возобновлен по улучшению обстановки.
Согласно ответу ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» от 22.09.2021 года № 43-9/б/н в ОГИБДД отсутствует информация о движении общественного транспорта от (через) с. Поповка Мазановского района в другие населенные пункты области (в том числе, через --).
Как следует из ответа администрации Серышевского района Амурской области от 27.09.2021 года № 01-17-8039, муниципальный маршрут между с. Поповка Мазановского района и селами Серышевского района отсутствует.
Согласно ответу МУП «Автомобилист» Серышевского района Амурской области от 21.09.2021 года № 126, в период с 22.07.2021 года и по 21.09.2021 года предприятием не осуществлялось транспортное сообщение с с. Поповка Мазановского района.
Все вышеприведенные доказательства суд признает достоверными, допустимыми и достаточными для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, судом установлено, что из с. Поповка и с. Молчаново Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области до ЧС имелось только два направления движения общественного транспорта: 1) в сторону с.Красноярово, с.Новокиевский Увал, п. Февральск, п. Экимчан по автомобильной дороге «Введеново-Февральск-Экимчан», 2) в сторону п. Серышево Серышевского района Амурской области по автомобильной дороге «Серышево-Введеновка». В связи с размытием в результате ЧС участка автомобильной дороги «Введеновка-Февральск-Экимчан» км.15+700м – км.17+000м в период с 27.08.2021 года по 04.09.2021 года проезд общественного транспорта в одном из этих направлений (в сторону с. Красноярово, с.Новокиевский Увал, п. Февральск, п. Экимчан по автомобильной дороге «Введеновка-Февральск-Экимчан») был полностью закрыт. Единственные два маршрута движения общественного транспорта через с. Поповка и с. Молчаново, которые существовали до введения режима ЧС и размытия участка дороги, – автобус № 621 «г.Белогорск-г.Свободный» и автобус № 647 «с.Молчаново –с.Новокиевский Увал» в указанный период ЧС не осуществляли перевозки пассажиров из с. Поповка и с. Молчаново из-за размытия указанного участка дороги. Общественного транспорта направлением п.Серышево – с.Молчаново/с. Поповка не имелось как до введения режима ЧС, так в период размытия указанного участка дороги в результате ЧС. Альтернативных маршрутов движения общественного транспорта через с. Поповка и с. Молчаново в указанный период организовано не было (доказательств обратного ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено).
Из п. б ст. 19 Приказа МЧС России от 29.04.2020 года № 275 «Об утверждении Порядка подготовки и предоставления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обнародования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации» следует, что факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, возникших в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из критерия невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Из статьи 21 указанного приказа следует, что критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания гражданина; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Жаровой Т.П., Жарова А.Е., --1, --5, --2, --3 как жителей -- сельсовета -- Амурской -- в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, поскольку установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией их проживания и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, поскольку установлена абсолютная невозможность функционирования общественного транспорта между территорией их проживания и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены в период с 27.08.2021 года по 04.09.2021 года, установлено отсутствие общественного транспорта в районе их проживания в указанный период.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы истцов об абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией их проживания (с. Поповка Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области) и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, в период с 27.08.2021 года до 04.09.2021 года в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Протокол КЧС и ПБ Мазановского района от 30.08.2021 года № 57, согласно которому обсуждался вопрос - «Об установлении наличия транспортного сообщения на территории Молчановского сельсовета Мазановского района», результатом обсуждения данного вопроса было принято решение: «1.Определить, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново - Новокиевский Увал» со стороны с.Красноярово, имеется, но затруднен»; протокол КЧС и ПБ Мазановского района от 01.09.2021 года № 60, согласно которому обсуждался вопрос транспортной доступности на территории с. Молчаново, с. Поповка Молчановского сельсовета, установлено, что организована доставка продуктов питания, товаров первой необходимости, выдано предписание о ремонте дороги, необслуженных вызовов скорой помощи не было, дорога «Серышево-Введеново» в проезжем состоянии; информация от Белогорского Почтамта УФПС Амурской области АО «Почта РОССИИ» от 08.09.2021 № 10.2.15.2.1 о том, что в период с 06.08.2021 по 31.08.2021 года социальные пособия и пенсионные денежные средства в с.Молчаново и в с.Поповка Мазановского района выплачивались и доставлялись населению без задержек, сведения ГБУЗ АО «Мазановская больница» о том, что необслуженные вызова скорой помощи в с. Молчаново, с. Поповка в период с 06.08.2021 года - 31.08.2021 года зафиксированы не были, на что ссылается ответчик – администрация Мазановского района в отзыве, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку согласно предписанию ГИБДД Мазановского района Амурской области было полностью прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеново-Февральск» км15+700м - км 17+000м, то есть между с. Поповка и с. Молчаново Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области по региональной автомобильной дороге «Введеновка-Февральск-Экимчан» в сторону с. Красноярово, с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области.
Справки ЕДДС Серышевского района «О подтоплении территорий в Серышевском районе Амурской области» от 25.08.2021, 26.08.2021, 27.08.2021, 28.08.2021, 29.08.2021, 30.09.2021 г.г., согласно которым информации об отсутствии транспортного сообщения от пгт. Серышево Серышевского района и до с.Молчаново Молчановского района не имеется; ответ ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» от 16.09.2021 года № 43-9/4462, согласно которому в результате подтопления ул. Центральная с. Поповка, являющейся участком автодороги «Введеновка–Февральск», было выдано предписание ООО «СТРОУЮТ» на закрытие участка с км.15+700м. по км.17 с 27.08.2021 года до устранения недостатков, но транспортная доступность имелась между с. Поповка Мазановского района и другими территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены в связи с ЧС 2021 года в период с 27 августа 2021 года, поскольку объездные пути имелись через Серышевский район; ответ ОМВД России по Серышевскому району от 16.09.2021 года, согласно которому с 06.08.2021 года по настоящее время транспортное сообщение по автодороге «Серышево-Введеновка» не закрывалось; ответ ОМВД России по Серышевскому району от 22.09.2021 года № 241, согласно которому с 22.07.2021 года по 22.09.2021 года транспортное сообщение по автодороге «Серышево-Введеновка» и «Введеновка-Февральск-Экимчан» с 0 км по 7 км, расположенных на территории Серышевского района Амурской области, не закрывалось, на что ссылается ответчик – администрация Мазановского района в отзыве, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку как установлено судом общественного транспорта направлением п.Серышево – с.Молчаново/с. Поповка не имелось как до введения режима ЧС, так в период размытия вышеуказанного участка дороги в результате ЧС, альтернативных маршрутов движения общественного транспорта для жителей с. Поповка и с. Молчаново в указанный период организовано не было (доказательств обратного ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено).
Ссылки ответчика – администрации Мазановского района в отзыве на то обстоятельство, что ИП --15 имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Амурской области, не опровергает выводы суда об абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания Жаровых в с. Поповка Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены в период с 27.08.2021 года по 04.09.2021 года.
ГК РФ предусматривает возможность предоставления либо оказания услуг лицами на договорной основе без образования юридического лица. Согласно ст. 23 ГК РФ к таким гражданам применяются положения закона, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Таким образом, лицом, предоставляющим услуги перевозки транспортом общего пользования, может выступать и индивидуальный предприниматель.
Вместе с тем анализ положений ГК РФ показывает, что не любые перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, приравниваются к перевозкам транспортом общего пользования. Законодатель повысил долю государственного участия в правовом регулировании отношений по перевозкам, осуществляемым транспортом общего пользования, по отношению к иным видам перевозок. В частности, одной из особенностей перевозки транспортом общего пользования является обязанность оказания таких услуг, установленная законом либо иным правовым актом (ч. 1 ст. 789 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, т.е. подлежит государственному контролю и не устанавливается самим перевозчиком. Более того, в ч. 1 ст. 789 ГК РФ содержится указание на необходимость публикации в установленном порядке перечня организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования.
Указанные обстоятельства позволяют заключить, что юридически принадлежность какого-либо транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров, багажа или груза, к транспорту общего пользования может быть определена только государственными органами путем закрепления данного статуса в правовых документах (уставы, кодексы и т.д.).
Согласно ст. 21 Приказа МЧС России от 29.04.2020 года № 275 «Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации» одним из критериев возможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются: 1) на регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.
Указанный Федеральный закон к перевозкам транспортом общего пользования относит только регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые, в свою очередь, делятся: 1) на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Особенностью таких перевозок является их осуществление в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального, промежуточных и конечного остановочных пунктов по маршруту. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должна быть размещена информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Таким образом, данный Федеральный закон не относит к транспорту общего пользования легковое такси, а также автомобильный транспорт, оказывающий услуги по перевозке груза.
В соответствии с Приказом Росстата от 29.12.2017 года № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Легковое такси - аттестованный пассажирский автомобиль, предназначенный для проката с водителем для передвижения без заранее установленного маршрута.
Ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств того, что ИП --15 включен в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, который публикуется в установленном порядке, как и доказательств, что ИП --15 осуществляет регулярные перевозки пассажиров через установленные остановочные пункты с. Поповка, с. Молчаново, что жители с. Поповка, с. Молчаново имели реальную возможность воспользоваться услугами данного такси в условиях размытия вышеуказанного участка автомобильной дороги в результате ЧС.
Совокупность представленных суду доказательств дает основание для удовлетворения исковых требований истцов.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жаровой Татьяны Петровны, Жарова Артема Евгеньевича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей --1, --5, --2, --3, к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области удовлетворить.
Признать Жарову Татьяну Петровну, Жарова Артема Евгеньевича, --1, --5, --2, --3 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», подтопления участка автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск» кв. 15+700 км 17 + 000.
Обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Жарову Татьяну Петровну, Жарова Артема Евгеньевича, --1, --5, --2, --3 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 000 рублей каждому в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской -- в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Жаровой Татьяне Петровне, Жарову Артему Евгеньевичу, --1, --5, --2, --3 выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 41 ГПК РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Решение принято в окончательной форме 06 октября 2021 года.
Председательствующий судья Матвеенкова Л.В.