Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-693/2021 ~ М-463/2021 от 24.02.2021

Дело N 2а-693/2021

УИД N 13RS0023-01-2021-000854-50

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года город Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,

при участии в деле:

административного истца – Аркайкина С.П., его представителя Веретило Т.Г., допущенной к участию в деле на основании пункта 5 статьи 57 КАС РФ,

административного ответчика - администрации городского округа Саранск, её представителя Лисиной К.С., доверенность от 15.03.2021,

заинтересованных лиц: Молиной Т.В., её представителя Николаева Н.Н., действующего по нотариальной доверенности от 27.07.2020, Турманкиной М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аркайкина С. П. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, возложении обязанности

установил:

Аркайкин С.П. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным исковым заявлением (уточнённым в части исковых требований 20 апреля 2021 г.) к администрации городского округа Саранск (далее также Администрация) о признании незаконным отказа Администрации в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для размещения объекта, вид которого установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, выраженного в письме от 25.12.2020 N 2116-УФ, возложении обязанности выдать указанное разрешение в отношении земельного участка площадью 3807,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к заявлению Аркайкина С.П. от 11.12.2020.

В обоснование своих требований административный истец и его представитель в судебном заседании ссылаются на отсутствие правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта –площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак.

Администрация в отзыве на исковое заявление и её представитель в судебном заседании считают исковые требования Аркайкина С.П. не подлежащими удовлетворению. Указали, что испрашиваемый земельный участок расположен в границе территориальной зоны П-3, предназначенной для обеспечения правовых условий функционирования промышленности III класса опасности, являющейся источником шума, деятельность которой связана с интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта и загрязнением окружающей среды, а не для использования под площадки для выгула собак. Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично накладывается на земельный участок, который находится в использовании Молиной Т.В. и Турманкиной М.Н., предоставленный им Администрацией с целью проезда.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Турманкина М.Н. и Молина Т.В., которые будучи надлежаще извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель последней в судебном заседании в удовлетворении административного иска просил отказать.

На основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, обсудив доводы административного иска и возражений административного ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

В ходе проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, Аркайкин С.П., действуя через представителя, 11 декабря 2020 г. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером площадью 3807 кв.м, расположенного: <адрес> в качестве площадки для дрессировки, выгула собак, а также голубятни.

Администрация в лице директора Департамента перспективного развития письмом от 25 декабря 2020 г. N2116-УФ отказала в выдаче разрешения на размещение объекта, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок пересекает существующую подъездную дорогу и его размещение противоречит документам территориального планирования городского округа Саранск.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером в соответствии с выкопировкой из Генерального плана г.о. Саранск, выкопировкой из Правил землепользования и застройки г.о. Саранск, входит в состав территориальной зоны объектов и предприятий III класса опасности (Зона П3).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующим в деле не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Истец, не согласившись с отказом Администрации, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, поданным с соблюдением установленного частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации трехмесячного срока.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Возможность использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в том числе под площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак предусмотрена пунктом 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.06.2015 N 380 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.

Пунктом 7 Положения установлено, что размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Мордовия.

Согласно пункту 11 Положения решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка принимается уполномоченным органом в случае если:

1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящего Положения;

2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";

3) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объектов (Объекта);

4) размещение Объектов (Объекта) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Постановлением Администрации г.о. Саранск от 14.07.2016 N 2214 утвержден Административный регламент Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300" (далее - регламент).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: … площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни (подп. 27 пункт 3 регламента).

Согласно п.8 регламента муниципальная услуга предоставляется Администрацией, в том числе, в лице Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск,

Пунктом 25 регламента предусмотрены основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно:

заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 19 настоящего регламента;

в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктами 3, 3.1 настоящего регламента;

земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;

размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земельного участка и объектов недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием;

размещение объекта противоречит документам территориального планирования г.о. Саранск, документации планировки территории.

В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренные пунктом 25 настоящего регламента (п.26 регламента).

Указанные правовые нормы предусматривают вид объектов и процедуру их размещения в упрощенном порядке. Вместе с тем они не регулируют порядок использования земель. Поскольку размещение объектов напрямую связано с использованием земельного участка, принятие соответствующего решения о размещении объекта, исходя из исключительных полномочий соответствующего органа власти, должно осуществляться с учетом требований земельного законодательства к использованию земель.

Как указано в части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утверждёнными решением Совета депутатов г.о. Саранск от 6 мая 2016 г. № 516 (ред. от 27.12.2019), установлен градостроительный регламент в отношении территориальной зоны П3, в которой расположен земельный участок с кадастровым

Зона П3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования промышленности III класса опасности, являющейся источником шума, деятельность которой связана с интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта и загрязнением окружающей среды. Допускается размещение иных объектов и предприятий, более низкого класса опасности. Могут быть разрешены некоторые коммерческие услуги, способствующие развитию производственной деятельности, а также объекты общественного, социального, научно-технического, образовательного и иного назначения. Сочетание различных видов разрешенного использования объектов капитального строительства в зоне возможно только при условии соблюдения санитарных правил.

Статьёй 10 Правил землепользования и застройки городского округа Саранск определены виды разрешённого использования земельных участков, где применительно к территориальной зоне П3 к числу основных видов разрешённого использования отнесено «Благоустройство территории» (код 12.0.2).

Разрешённое использование «Благоустройство территории» предполагает размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

Так, пункт 36 статьи 1 ГрК РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 ГрК РФ).

По смыслу названных положений закона использование земельного участка, предоставленного для благоустройства территории, не предполагает ограничения возможности доступа на указанный участок неограниченного круга лиц, более того, использование такого участка направлено на создание наиболее благоприятных условий для такого доступа.

Пунктом 1.3 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N 114, к объектам благоустройства отнесены - места совместного пребывания людей внутри и снаружи зданий и сооружений, дворы, улицы, бульвары, скверы, парки, сады, набережные, иные места и объекты общего и специального пользования, создаваемые в целях благоустройства, в т.ч. объекты рекреационного назначения, инженерной защиты города (берегозащитные сооружения, защитные дамбы, дренажные устройства, насосные станции и т.д.), производственные базы, участки, сооружения, конструкции, коммуникации, материально-технические средства и материалы, природные и природно-антропогенные объекты, включая зеленые насаждения и иную растительность, водные объекты, прочие элементы ландшафта, малые архитектурные формы, архитектурно-художественные композиции и иные объекты.

Сведения о том, что участок с кадастровым номером может быть использован в качестве площадок для дрессировки собак, для выгула собак, а также голубятни материалы дела не содержат.

Кроме того пунктом 2.67 Правил благоустройства территории городского округа Саранск предусмотрено размещение площадок для выгула собак на территориях общего пользования.

К территориям общего пользования согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Зона П3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования промышленности III класса опасности, являющейся источником шума, деятельность которой связана с интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта и загрязнением окружающей среды. Указанная территориальная зона не предусматривает разрешённого использования под площадки для дрессировки и выгула собак.

При принятии решения о выдаче разрешения для размещения объекта в порядке п.3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления должен установить возможность использования земельного участка в заявленных целях с учетом обязательности исполнения требований градостроительного регламента.

Таким образом, проверяя законность оспариваемого отказа, суд приходит к выводу о его соответствии приведённому нормативно-правовому регулированию, а также пп. 5 п. 25 административного регламента предоставления муниципальной услуги - размещение объекта противоречит документам территориального планирования городского округа Саранск, документации планировки территории.

Доводы Аркайкина С.П. о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует пересекающая его подъездная дорога, используемая заинтересованными лицами, не нашли своего подтверждения и противоречат письменным материалам дела.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", пунктом 12 которого предусмотрен такой вид объектов как проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Администрацией 7 сентября 2020 г. выдано разрешение №75-зу/20 Молиной Т.В. и Турманкиной М.Н. на использование земельного участка с кадастровым номером площадью 1370 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> сроком на 5 лет с целью проезда (к участкам, находящимся в собственности заявителей), в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения для строительства.

Из приложенной к заявлению представителя Аркайкина С.П. в Администрацию от 11 декабря 2020 г. схемы усматривается, что испрашиваемый земельный участок частично накладывается на земельный участок, находящийся в пользовании Молиной Т.В. и Турманкиной М.Н. Наличие на земельном участке с кадастровым номером подъездной дороги – подъезд с Северовосточного шоссе к земельным участкам, используемым заинтересованными лицами, подтверждается данными скриншота сервиса "Яндекс.Карты" с изображением спутниковой карты местности по адресу: <адрес>, представленной Аркайкиным С.П., и заключением кадастрового инженера от 18.04.2021, приобщённым представителем Николаевым Н.Н., оценёнными судом в совокупности с иными материалами дела – копией заявления Молиной Т.В. и Турманкиной М.Н. в Администрацию от 01.09.2020 и копией Разрешения на использование земель от 07.09.2020 № 75-зу/20.

Между тем для суда является очевидным, что испрашиваемый земельный участок должен быть свободен от каких-либо объектов и его предоставление не должно нарушать публичные права органа местного самоуправления на распоряжение земельными участками и интересы населения.

Представленные Аркайкиным С.П. письма Госкомимущества Республики Мордовия от 28.10.2014 и ГОСУКС Республики Мордовия от 25.12.2014 об отсутствии возражений против использования земельного участка с кадастровым номером в целях прохода (проезда) при условии соблюдения норм действующего законодательства, а также договор, заключенный им 11.06.2014 с МП «Саранскгорводоканал» о размещении автостоянки в охранной зоне водопроводной сети по адресу: <адрес> в районе ГК «Транспортник», отношения к предмету спора не имеют, доказательственного значения для разрешения дела не несут.

Следовательно, оспариваемый отказ административного ответчика не противоречит закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных административным истцом требований с позиции норм главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В нарушение требований пункта 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым отказом, несмотря на то, что такая обязанность возложена на него. При этом следует отметить, что административный истец не лишен возможности вновь обратится в уполномоченный орган за получением испрашиваемого им разрешения, в том числе и по иным основаниям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного истца указанных в части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении исковых требований административного иска Аркайкина С. П. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, выраженного в письме от 25.12.2020 N 2116-УФ, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-693/2021 ~ М-463/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аркайкин Сергей Петрович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Молина Татьяна Валентиновна
Турманкина Марина Николаевна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
25.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Подготовка дела (собеседование)
05.04.2021Подготовка дела (собеседование)
05.04.2021Рассмотрение дела начато с начала
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021Дело оформлено
30.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее