Дело №
УИД 41RS0№-87
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«12» июля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении капитана рыболовного судна «Шикотан» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов первого отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по делу №, капитан рыболовного судна «Шикотан» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить и прекратить производство по делу, полагая об отсутствии в его действиях по сбросу пищевых отходов состава вменяемого ему правонарушения, выражающегося в нарушении правил захоронения отходов, ссылаясь на то, что захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов. Также полагал, что сброс пищевых отходов, предварительно пропущенных через измельчитель, не нанес вред водному объекту, не привел к засорению и загрязнению. Указал, что в нарушении ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении не указано время его совершения. Полагал, что привлеченный к участию в деле в качестве специалиста второй помощник капитана судна «Шикотан» ФИО3 является заинтересованным лицом, в связи с чем не мог быть привлечен в качестве специалиста. Просил обратить внимание на то, что в отношении него вынесено 53 постановления о привлечении к ответственности за аналогичные действия по сбросу пищевых отходов, совершенные в период с января по май 2021 года, которые должны расцениваться как единое длящееся правонарушение с вынесением одного постановления.
В письменных дополнениях к жалобе ФИО2 также просил применить положения ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снизить размер административного штрафа, ссылаясь на отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие фактов привлечения к уголовной и административной ответственности в 2020-2021 годах, положительную характеристику с места работы, наличие на иждивении троих детей.
ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена без его участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, исследовав приложенные к ней материалы, прихожу к следующему.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Таким образом, привлечение к административной ответственности предусматривает необходимость установления всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.
Как следует из истребованных материалов дела, основанием привлечения ФИО2 к административной ответственности послужили обстоятельства, установленные ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения контрольно-проверочных мероприятий в отношении рыболовного судна «Шикотан», согласно которым ФИО2, являясь капитаном указанного судна, допустил ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в территориальном море Российской Федерации в координатах 47 гр. 15,7 мин. северной широты 152 гр. 13,5 мин. восточной долготы осуществление сброса с борта судна измельченных пищевых отходов в количестве 0,19 м3.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о том, что ФИО2 нарушены требования ч. 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ), ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, в связи с чем ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с выводом должностного лица о виновности ФИО2 в совершении указанного административного правонарушения нельзя согласиться в связи со следующим.
Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ закреплена общая норма, согласно которой сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Однако из самого содержания диспозиции ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что данной нормой предусмотрена ответственность не за сам факт захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а за самовольное либо с нарушением правил их захоронение.
Данные правила закреплены в федеральном законодательстве, регламентирующем статус и правовой режим соответствующих морских пространств, в том числе, в ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», в принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актах.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ захоронение отходов и других материалов - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям данного Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества, - любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (пункт 1).
Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (пункт 2).
Делая вывод о нарушении ФИО2 вышеприведенных положений, выразившемся в сбросе с судна измельченных пищевых отходов в территориальном море Российской Федерации, должностное лицо при этом оставило без внимания прямо закрепленное в п. 1 ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ исключение из понятия «захоронение отходов и других материалов», в отношении которого, а также на сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море пунктом 2 данной статьи установлен запрет.
Так, Федеральным законом № 155-ФЗ не признается захоронением и фактически допускается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, и при условии, если указанное не превышает нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пищевые отходы, образующиеся на борту рыболовного судна, относятся к отходам, являющимся результатом нормальной эксплуатации судна, поскольку образуются в результате повседневной обычной жизнедеятельности членов его экипажа, без которых его эксплуатация невозможна.
Нормативы в области охраны окружающей среды либо иные нормативы, регламентирующие вопросы допускаемого количества (объема) образования пищевых отходов на судах, а также их сброса (удаления) с судов, в настоящее время не установлены.
Также в настоящее время не действуют иные «требования, установленные законодательством Российской Федерации», а действовавшие ранее Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (были введены в действие приказом Госкомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация является участником Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ/MARPOL) (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Конвенция МАРПОЛ).
В соответствии с правилом 4, содержащемся в приложении V Конвенции МАРПОЛ, сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее:
.1 (обозначение приведено как в источнике) 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм;
.2 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подпунктом. 1, выше.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 данного Федерального закона.
Из вышеприведенных положений норм действующего федерального законодательства и международного договора, участником которого является Российская Федерация, следует, что сброс отходов в территориальном море Российской Федерации допустим при соблюдении следующих условий:
- отходы должны быть пищевыми, образовавшимися на судне;
- отходы должны быть измельчены или размолоты до размеров не более 25 мм;
- сброс производится за пределами 3 морских миль от ближайшего берега;
- сброс производится, когда судно находится в пути (в движении) (согласно правилу 1, содержащемся в приложении V Конвенции МАРПОЛ, «в пути» означает, что судно следует в море по курсу или курсам, включая отклонение от кратчайшего прямого маршрута, которые, насколько это практически осуществимо для целей навигации, приведут к распределению любого сброса в пределах настолько большого района моря, насколько это разумно и практически осуществимо).
Из сведений, зафиксированных в журнале операций с мусором СРТМ «Шикотан», начатом ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в координатах в координатах 47 гр. 15,7 мин. северной широты 152 гр. 13,5 мин. восточной долготы с борта указанного судна был осуществлен сброс пищевых отходов (категория «В») в количестве 0,19 м3 (л.д. 22-24).
Факт сброса в указанном месте и в указанное время измельченных (пропущенных через дробилку) пищевых отходов зафиксирован и в судовом журнале № судна СРТМ «Шикотан», начатом ДД.ММ.ГГГГ. При этом из произведенных в данном журнале записей следует, что на тот момент судно находилось в движении (л.д. 19-21).
Сведений о том, что на момент сброса пищевых отходов судно не находилось «в пути», материалы дела не содержат, в связи с чем, принимая во внимание положения ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю указанное условие для правомерного сброса пищевых отходов в данном случае было соблюдено.
Из дополнительно истребованной судьей при подготовке дела и представленной ООО «Приморская рыболовная компания» технической документации на устройство для измельчения отходов, находящегося на рыболовном судне «Шикотан», следует, что указанное оборудование судна обеспечивает измельчение отходов до фракции размером не более 20 мм (л.д. 102-108).
Из отображенного привлеченным к участию в деле в качестве специалиста ФИО4 на навигационной карте № места осуществленного с борта судна «Шикотан» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут сброса измельченных пищевых отходов, учитывая масштаб карты 1:250 000, также с достоверностью следует, что место сброса явно находится за пределами 3 морских миль от ближайшего берега (л.д. 53).
При данных обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о том, что действия капитана рыболовного судна «Шикотан» ФИО2 в данном случае образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении капитана рыболовного судна «Шикотан» ФИО2, подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.19 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░░░2 ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░