Решение по делу № 33-5261/2019 от 18.03.2019

Судья Персидская И.Г. дело № 33- 5261/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 марта 2019 года      г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,

судей Простовой С.В., Минасян О.К.

при секретаре Стяжкиной С.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ершовой А.А. к Администрации Волгодонского района Ростовской области, Администрации Дубенцовского сельского поселения, МКУ «Отдел образования Волгодонского района Ростовской области» о признании права на включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по апелляционной жалобе Ершовой А.А. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия

установила:

Ершова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Волгодонского района Ростовской области, Администрации Дубенцовского сельского поселения, МКУ «Отдел образования Волгодонского района Ростовской области» о признании права на включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА году умерла ее мать, местонахождение отца неизвестно. Постановлением Главы Администрации Волгодонского района Ростовской области от 02.06.1995 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над несовершеннолетней Ершовой А.А. установлена опека, опекуном назначена Д.О.А.

Согласно справке Дубенцовского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области с 04.05.1982 по 29.08.2001 истец была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Однако какое-либо жилое помещение за истцом закреплено не было, также истец не являлась нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

Истец ссылалась на то, что в 2000 году своевременно подала в Администрацию заявление о предоставлении сведений и включении в список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени истцу жилье не предоставлено.

01.06.2018 Администрацией Волгодонского района истцу предоставлен ответ, согласно которому она не поставлена на учет, а сведений о ее обращении с заявлением о включении в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не сохранилось.

Данный ответ истец считает необоснованным и незаконным, поскольку она в установленном законом порядке своевременно обратилась с заявлением в Администрацию Волгодонского района, в связи с чем просила суд признать за ней право на включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований Ершовой А.А. к Администрации Волгодонского района Ростовской области, Администрации Дубенцовского сельского поселения, МКУ «Отдел образования Волгодонского района Ростовской области» о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, отказано.

Ершова А.А. не согласилась с постановленным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в 2000 году она обращалась в Администрацию Волгодонского района с заявлением о своем намерении воспользоваться льготой и о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и полагала, что ее заявление принято и зарегистрировано в установленном законом порядке. Также апеллянт указывает на неоднократные обращения в Администрацию Волгодонского района по вопросу выяснения очередности, порядка и сроков представления ей жилья. Однако согласно ответу Администрации от 01.06.2018 Ершова А.А. не поставлена на учет, а сведений о ее обращении с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не сохранилось. В связи с чем, по мнению Ершовой А.А. ответственность за ненадлежащую сохранность архивов Администрации лежит на должностных лицах Администрации.

Апеллянт полагает, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать умерла в 1995 году, местонахождение отца не было известно, а постановлением местной администрации истцу назначен опекун. Согласно справке о рождении сведения об отце истца указаны со слов ее матери, а согласно показаниям опекуна Д.О.А. фамилия, имя, отчество отца истца указаны произвольно без указания конкретного гражданина.

В дополнении к апелляционной жалобе Ершова А.А., считает, что оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу в отношении бывшей заведующей отделом образования Администрации Волгодонского района по подозрению в ненадлежащем контроле за формированием списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством на предоставление льготы на бесплатный проезд в сельской местности - внутрирайонном транспорте, проясняют обстоятельства того, что действующая в период с 1995 года по 2005 год заведующая отделом образования А.Б.Н. была снята с занимаемой должности за нарушение законодательства в части формирования, ведения и хранения личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению апеллянта, имеющейся в материалах дела ответ отдела образования Волгодонского района и ответ сектора архивной работы подтверждают факт того, что отдел, определяющий право на жилье детей-сирот в Волгодонском районе, работает не в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписка о извещении, почтовый идентификатор о получении извещения (л.д.60-62).

Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, выслушав Ершову А.А., настаивавшую на удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА умерла мать истца Е.Л.А., местонахождение отца неизвестно.

Постановлением Главы Администрации Волгодонского района Ростовской области от 02.06.1995 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над несовершеннолетней Ершовой А.А. установлена опека, опекуном назначена Д.О.А.

Согласно справке Дубенцовского сельского поселения Волгодонского района Ростовской области с 04.05.1982 по 29.08.2001 истец была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно выписке похозяйственной книги НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с 19.09.2005 по 06.07.2017 истец была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Обращаясь в суд с иском, истец утверждала, что в 2000 году она своевременно обратилась с заявлением о своем намерении воспользоваться льготой и о выделении ей жилья в соответствии с указанным Федеральным законом о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В органы опеки районной администрации истцом был предоставлен необходимый пакет документов (подтверждение статуса сироты, отсутствие собственной жилой площади и пр.), однако до настоящего времени жилье истцу не предоставлено.

01.06.2018 Администрацией Волгодонского района истцу предоставлен ответ, согласно которому, она не поставлена на учет, а сведений о ее обращении с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не сохранилось.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из требований ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Истец в установленный законом срок до достижения 23 летнего возраста не обратилась с соответствующим заявлением, а реализация установленных указанным Федеральным законом прав носит заявительный характер.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, считает их основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для иной оценки имеющихся доказательств судебная коллегия не усматривает.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Пункт 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается истица, предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Ссылки апеллянта на невыполнение сотрудниками отдела образования обязанностей по постановке истца на учет, также на нарушение законодательства в части формирования, ведения и хранения личных дел, именно в отношении Ершовой А.А. ничем доказательно не подтверждены. Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст.21 ГК РФ).

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право.

Истец обратилась с заявлением о включении ее в список детей сирот, нуждающихся в жилом помещении по прошествии длительного времени с момента достижения истцом 23-летнего возраста. Доказательств того, что истец с момента достижения 18 - летнего возраста и до достижения 23 лет, с 2000 года по 2005 год, предпринимала меры для постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, в материалы дела не представлено.

Судом учтено, Ершова А.А. имела реальную возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия и до достижения 23 лет. Однако истец не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратила данное право.

Доказательств того, что истец обращалась в местную администрацию, однако получила незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, или состояние здоровья объективно не позволяло встать на учет, или попытки встать на учет нуждающихся были, но заявителю отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено, при том, что в силу ст.56 ГПК РФ обязанность по доказыванию этих обстоятельств возлагалась именно истца.

Отклоняя доводы апеллянта об обращении истца в 2000 году в Администрацию, судебная коллегия также отмечает, что даже если учесть, что такое обращение имело место, то никаких доказательств заинтересованности Ершовой А.А. в получении информации по тому, какое решение в отношении нее по поданному заявлению принято, какова е очередность, в деле не имеется. Сведений о том, что с 2000 по 2018 года Ершова А.А. интересовалась данным вопросом, обращалась за получением копии Постановления Администрации Волгодонского района о постановке ее на учет, сведений о продвижении очереди, суду не представлено. В этой связи доводы апеллянта о не сохранности архивов, несении должностными лицами ответственности нельзя признать состоятельными, а права истца нарушенными действиями ответчиков.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах. Иное толкование заявителем в апелляционной жалобе доказательств по делу не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ершовой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Полный текст мотивированного определения изготовлен 02 апреля 2019г.

33-5261/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ершова Алеся Александдровна
Ершова А.А.
Ответчики
Администрация Волгодонского района РО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
26.03.2019Судебное заседание
05.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2019Передано в экспедицию
23.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
26.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее