Дело № 2-674/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 18 мая 2015 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Орловой О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Орлова О.А. обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше (далее по тексту ГУ УПФ, ответчик) о назначении досрочной пенсии. В обоснование иска указала, что с <дата> по настоящее время осуществляет свою педагогическую деятельность. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости, однако получила отказ, который был мотивирован тем, что в стаж педагогической деятельности не были включены периоды нахождения ее на учебе, а также период ее нахождения на семинаре. С решением комиссии не согласна. Просит обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> исчислить ее трудовой стаж по специальности, дающей право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, с учетом периодов <данные изъяты>
В судебном заседании истец Орлова О.А. участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивала на заявленных требованиях.
Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Кандалакша ФИО4 требования не признала. Пояснила, что при подсчете трудового стажа истца не приняты в зачет периоды нахождения на учебе и период нахождения на семинаре. Вместе с тем, указала, что при включении данных периодов стаж работы истца на момент обращения <дата> также не составит 25 лет, поскольку одного дня для необходимого стажа не хватит. При уточнении подсчета количества дней нахождения истца в учебном отпуске, в период с <дата> по <дата> пояснила, что расчет количества дней – 120 дней произведен с использованием средств программного обеспечения, которое производит расчет, исходя из количества дней в месяце - 30 дней. Вместе с тем, фактически за указанный период количество дней составляет 121 день, что хватает для назначения пенсии с момента обращения за ее назначением. Просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать по основаниям, изложенным в письменныхвозражениях.
Заслушав представителя ответчика ФИО4, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша от <дата> Орловой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у заявительницы требуемого (25 лет) стажа педагогической деятельности. По представленным в УПФ документам данный стаж составляет <данные изъяты>
Согласно трудовой книжке Орлова О.А. на основании приказа <номер> от <дата> принята на работу на должность <данные изъяты>
Приказом № 138/к от <дата> Орлова О.А. уволена по переводу в Кандалакшское ГОРОНО <дата>.
Приказом от <дата> Орлова О.А. принята по переводу в Кандалакшское ГОРОНО <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<дата> Орлова О.А. приказом № 17-к уволена.
<дата> Орлова О.А. принята на работу в должности <данные изъяты>
Постановлением главы муниципального образования Кандалакшский район <номер> от <дата> <данные изъяты> переименовано в муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты>
<данные изъяты>
Орлова О.А. по настоящее время работает в данном учреждении в должности <данные изъяты>.
Из заключения по пенсионному делу Орловой О.А., объяснений представителя УПФ следует, что при подсчете стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены в том числе, периоды нахождения истца: в учебных отпусках <данные изъяты>, а также период нахождения на семинаре <дата>.
Согласно материалам пенсионного дела за время работы Орловой О.А. в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии, имели место периоды, в течение которых истец находилась в учебных отпусках с отрывом от производства и сохранением заработной платы: <данные изъяты>
В период с <дата> по <дата> Орлова О.А. принимала участия в семинаре.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страхования пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно статьям 174, 175, 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, а также нахождения работника, совмещающего работу с обучением, в отпуске для сдачи экзаменов за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Ранее действовавший Кодекс законов о труде Российской Федерации содержал аналогичные нормы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и на семинарах являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для указанной категорий работников в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, частью 1 статьи 11 Закона Мурманской области от 28.06.2013 N 1649-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области" к основным задачам учебных центров профессиональной квалификации отнесено, в том числе, кадровое обеспечение реализации программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации и (или) стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимся дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения.
В силу приведенных норм, нахождение Орловой О.А. на курсах повышения квалификации и семинарах, с отрывом от производства и сохранением заработной платы в указанный период, предусмотрено законами и иными нормативными актами, является обязательным элементом выполнения трудовых функций, подтверждается соответствующими приказами и подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных основаниях.
Из изложенного следует, что периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации и семинарах подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, вследствие чего, исковые требования Орловой О.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая решение, суд также учитывает, что подсчет периода нахождения Орловой О.А. в учебном отпуске с <дата> по <дата> – <данные изъяты> произведен с использованием программного обеспечения, которое производит расчет, исходя из количества дней в месяце - 30 дней, вместе с тем, фактически Орлова О.А. находилась в учебном отпуске в данный период <данные изъяты>
Довод представителя ответчика относительно того, что программное обеспечение исключает полный подсчет дней, а исходит из 30 календарных дней в месяце, в связи с чем, истцу не хватает 1 дня для назначения пенсии с даты обращения, суд не принимает, поскольку указанные обстоятельства нарушает права и законные интересы истца на своевременное назначение пенсии.
С учетом указанных периодов трудовой стаж истца составляет ровно 25 лет на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, в связи с чем, требования Орловой О.А. о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с <дата> (с даты обращения) также подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска в суд произведена оплата государственной пошлины в сумме <данные изъяты> коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Орловой О.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды нахождения Орловой О.А. в учебных отпусках: <данные изъяты>, а также период ее участия в семинаре с <дата> по <дата>.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше назначить досрочно Орловой О.А. трудовую пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше в пользу Орловой О.А. судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Лебедева