Дело NN
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2010 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
Председательствующего Зеленовой Л.А.
При секретаре Кондратьевой Л.М.
с участием истца С., представителя истца А.,
представителя ответчика Ф.
рассмотрев в судебном заседании в г.Собинка дело по иску С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г.Собинка о включении в специальный трудовой стаж отдельных периодов, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
установил
С. обратилась в суд с указанным выше иском, мотивируя который в исковом заявлении указала, что ответчиком ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом необоснованно из специального стажа исключены периоды учебных отпусков, имевшие место во время ее работы воспитателем детского сада 8 Марта с 1985 по 1988 года и во время работы воспитателем яслей-сада №17 «Родничок» с 1988 года по 1989 год, также не включен в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.12.1996 года по 21.12.1996 года в период работы воспитателем в Омофоровской школе-интернате для умственно отсталых детей - сирот.
Истец просила обязать УПФ РФ включить спорные периоды в специальный трудовой стаж, и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением 24.03.2010 года.
В судебном заседании С. поддержала заявленные требования, представитель истца А. пояснила суду, что учебные отпуска подлежат включению в специальный стаж, поскольку они имели место в период работы истца в должности воспитателя, ей начислялась заработная плата, с которой производились необходимые удержания. По законодательству, действующему в период использования ею учебных отпусков, они подлежали зачету в специальный стаж, поэтому она вправе рассчитывать на это в настоящее время. Имеется утвержденная судебная практика, в соответствии с которой вопрос о включении в специальный стаж учебных отпусков решается положительно. Истец имела сверхурочные часы и совмещение ставок, поэтому необходимый стаж выработала полностью. Нахождение истца на курсах повышения квалификации в 1996 году также подлежит включению в специальный стаж, поскольку для педагогических работников повышение образовательного уровня является обязательным, является особенностями их условий труда, от этих условий зависит категория, оплата труда. Ст. 187 ТК РФ предусматривает сохранение за таким работником места работы и средней заработной платы.
Представитель УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Ф. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости оценивалось по представленным ею документам и в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами Правительства РФ, принятыми в целях его реализации, на основании делегированных ему законодателем полномочий, также постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, утвердившими Правила, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ в совокупности с постановлением №516. Указанными Правилами определен исчерпывающий круг периодов работы, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 « Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…», которым обязан руководствоваться пенсионный фонд, в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, включение в специальный стаж периодов отпусков, в том числе учебных, время обучения на курсах с отрывом от производства не предусмотрено.
При этом в соответствии с Постановлением №781 п.4 до 01.09.2000 г. выработка нормы рабочего времени, педагогической нагрузки не учитывается. В страховой стаж истца указанные периоды зачтены.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно записи в трудовой книжке С. она в период с 18 марта 1985 года по 5 марта 1988 года работала воспитателем детского сада 8 Марта фабрики им.Лакина, в период с 9 марта 1988 года по 27 ноября 1995 года работала воспитателем яслей-сада №17 администрации города Лакинска, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Спора о включении указанных периодов работы, за исключением учебных отпусков, в специальный стаж не имеется.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из представленных копий лицевых счетов по фабрике им.Лакина за месяцы, содержащие дни учебного отпуска в 1985-1988 годы следует, что за С. на период учебных отпусков сохранялась средняя заработная плата. В соответствии с приказами по яслям-саду №17 С. в период ее работы воспитателем предоставлялись учебные отпуска.
Поскольку С. использовала учебные отпусках с 1985 года по 1989 года, когда действовали указанные нормы права, непосредственно в этот же период она осуществляла педагогическую деятельность в чреждениях для детей, поэтому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Указанный вывод содержится в определении Верховного Суда №14-В06-34, включен в обзор судебной практики за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года.
Следовательно время нахождения С. в учебных отпусках подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Из материалов дела следует, что период нахождения С. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 16.06.1996 года по 21.12.1996 года относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, вследствие этого С. вправе рассчитывать на реализацию своего права в условиях нового правового регулирования.
Кроме того, действовавшее в период нахождения С. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности (п.п. «ж» п.1)
В соответствии со ст.112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж спорных периодов: учебных отпусков в период работы воспитателем в детском саду 8 Марта фабрики им.Лакина и яслях-саду №17, и периода нахождения на курсах повышения квалификации в период работы воспитателем в Омофоровской специальной общеобразовательной школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот специальный стаж С. на день обращения с заявлением в учреждение пенсионного фонда составит 25 лет, 00 месяцев, 01 день.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 19 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявление подано С. 24.03.2010 года.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что в ходе судебного рассмотрения нашли свое полное подтверждение обстоятельства, указанные истцом как основание иска, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный фонд.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому суд считает необходимым взыскать с УПФ РФ в Собинском районе и городе Собинке в пользу С. возврат госпошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования С. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области включить в специальный стаж С. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости:
-периоды нахождения в учебных отпусках, предоставленных в период работы в должности воспитателя в детском саду 8-е Марта прядильно-ткацкой фабрики им.Лакина и составивших в 1985 году – 12 дней, в 1986 году – 23 дня, в 1987 году – 1 месяц 6 день, в 1988 году 11 дней в календарном порядке.
-периоды нахождения в учебных отпусках, предоставленных в период работы в должности воспитателя в яслях-саду №17 «Родничок» с 03.05.1988 года по 30.05.1988 года, с 03.01.1989 года по 21.01.1989 года;
-период нахождения на курсах повышения квалификации в период работы воспитателем в Омофоровской специальной общеобразовательной школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот с 16.12.1996 года по 21.12.1996 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области назначить С. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 24.03.2010 года.
Взыскать с Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинка Владимирской области в пользу Серенковой Г.А. возврат госпошлины в сумме 200 рублей,
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись /Л.А.Зеленова/