Мотивированное решение от 19.09.2022 по делу № 02а-0581/2022 от 23.05.2022

судья: фио

адм. дело 33а-3612/2023

р/с 2а-581/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

29 июня 2023 года                                                                                       адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И.,

судей адресВ., фио,

при секретаре Аллахвердиевой Л.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  2а-581/2022 по административному исковому заявлению Зуевой И.В. в интересах Александровой Т.В., Басовского В.Н., Булатовой Н.Е., Бурашникова В.С., Веневцевой О.В., Вершининой Н.Ю., Бильмана С.Ю., Гончарова А.А., Горожаниной В.И., Дегтярева В.В., Журавлевой М.И., Задисенца А.В., Ильвичевой Ю.А., Кондратьева И.А., Кондратьевой О.А., Коновалова Д.М., Коприковой И.А., Коротковой С.Л., Котова С.Н., Крыжановской И.Ю., Кузнецовой Е.А., Мангушевой Л.А., Навосардова А.С., Никитиной Н.А., Овсянниковой Н.А., Овчинникова А.А., Потаповской А.Г., Почечуева И.А., Пушкаревой И.В., Раровской Н.В., Савушкиной Е.А., Сафонова С.А., Сергеева С.Е., Соболевского А.Н., Соколовой В.Ю., Стороженко А.Ю., Трифонова И.А., Федотовой Г.Я., Филиппова С.М., Юдина Ю.А., Юдиной А.С., Бабаниной Л.А., Бесстрашного Д.И., Ревякина Н.А., Блиновой М.В., Алехина А.В., Новикова А.А.,  о признании незаконным решения Префектуры адрес от 17.03.2022г., принятого в отношении демонтажа гаражных металлических боксов на территории автостоянки ГСК-25

по апелляционной жалобе представителя административных истцов Зуевой И.В. на решение Чертановского районного суда адрес от 18 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Лукашенко Н.И., объяснения административных истцов фио, Александрова Т.В., представителя административных истцов фио, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском о признании незаконным решения Префектуры адрес, принятого на основании Протокола  3 от 17.03.2022 в отношении демонтажа гаражных металлических боксов на территории автостоянки ГСК-25. Заявленные требования мотивированы тем, что решениями Исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся адрес и адрес Совета депутатов адрес 1967-1979 годов административные истцы являются членами Гаражно-Строительного кооператива  25 и владельцами гаражных боксов на автостоянке по адресу: адрес. адрес под гаражные боксы были выделены надлежащими госорганами и не являются самовольными постройками. Однако согласно Протоколу  3 от 17.03.2022 гаражные боксы административных истцов признаны размещенными в отсутствии разрешительных документов, ввиду чего принято решение об их демонтаже. С данным решением административные истцы не согласны, так как Протокол не соответствует требованиям  Постановления Правительства адрес  234-ПП от 31.05.2011, а именно, полномочия Окружной комиссии содержат право признать объекты с признаками самовольного строительства, но в Протоколе не упоминается  о признаках самовольной постройки  в соответствии со ст. 222 ГК РФ, также в нем отсутствует обоснование и правомочность принятого решения.

Решением Чертановского районного суда адрес от 18 июля 2022 года в удовлетворении требований административных истцов отказано.

В апелляционной жалобе представитель административных истцов просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административных истцов фио, Александрова Т.В., представителя административных истцов фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом, на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Судом установлено, что решением Исполнительного Комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся адрес  41/27 от 05 октября 1967 г. были отведены земельные участки под размещение культурно-бытовых объектов для жителей города.

          Решением исполкома Советского районного Совета депутатов трудящихся адрес  27/8 от 21 июля 1971 г. было постановлено об отводе земельного адрес под строительство временной открытой автостоянки по адрес.

Решением Исполнительного Комитета Советского районного Совета народных депутатов адрес  32/12 от 14 сентября 1977 г. в целях упорядочения и хранения автотранспорта граждан была закреплена за ГСК-25 автостоянка на 230 м/мест.

Решением Исполнительного Комитета Советского районного Совета народных депутатов адрес  5/23 от 14 февраля 1979 г. были объединены ГСК-25 адрес и стоянки по адрес в единое кооперативное хозяйство.

Административные истцы являются членами Гаражно-Строительного кооператива  25, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается справками от ГСК-25.

Согласно данным Базы информационной системы реестра единых объектов недвижимости адрес (ИС РЕОН), земельный участок адресу: адрес не сформирован, на государственный кадастровый учёт не поставлен, земельно-правовыми отношениями не обременен.

В префектуру адрес поступил Акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства от 16 марта 2022 года, составленный управой адрес, в соответствии с которым на земельном участке площадью 1836 кв.м, по адресу: Москва, адрес, адрес расположены индивидуальные металлические гаражи в количестве 102 ед. ( ...), которые обладают признаками самовольного строительства. Объектами капитального строительства не являются. Земельно-правовые отношения на участок и гаражи не оформлены. На кадастровом учете участок не состоит.

Как пояснил представитель префектуры адрес в судебном заседании, на автостоянке ГСК  25 по адресу: адрес ранее были размещены 229 металлических гаражей. В соответствии с постановлением Правительства Москвы  63-ПП от 09.03.2011, решением Градостроительно-земельной комиссии адрес (протокол от 26.11.2021  40), автостоянка ГСК  25 по адресу: адрес подлежит сносу. Учитывая решение ГЗК адрес, из 229 гаражей указанной стоянки компенсация выплачена владельцам 127 гаражей (в рамках Распоряжения префектуры от 17.01.2022  01-10-14). Остальные владельцы гаражей (102 ед.) от подписи соглашений о выплате компенсации за сносимый гараж отказываются/уклоняются (должным образом уведомлены индивидуальными почтовыми заказными отправлениями 10 февраля текущего года). В течение 30 календарных дней в управу района не явились. Устно по телефонному разговору отказываются от подписи указанных соглашений и освобождении гаражей под снос.

     По причине отсутствия правоустанавливающих документов, Окружной комиссией 17 марта 2022 года (протокол  3) принято решение  о демонтаже незаконно размещенных объектов.

    Суд находит данное решение законным и обоснованным в виду следующего.

По смыслу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой может быть признан только объект недвижимости. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации на осуществление строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, оформлением земельно-правовых отношений для целей строительства и вводом объекта в эксплуатацию.

Представленные в материалы дела документы не содержат сведения о том, что на спорном земельном участке находятся объекты капитального строительства или строительство которых не завершено. Из представленных справок, выданных ГСК- 25, следует, что истцы являются владельцами металлических гаражей.

Действие ст. 222 ГК РФ не распространяется на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом (Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 18-КГ16-61 (Судебная коллегия по гражданским делам, Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Таким образом, спорные сооружения - металлические гаражи - боксы не являются самовольными постройками по смыслу действующего законодательства, следовательно, положения ст. 222 ГК РФ на них не распространяются.

Как указано выше, земельно-правовые отношения на земельный участок по адресу: Москва, адрес установленном законом порядке с административными истцами не оформлены, доказательств наличия у них какого-либо вещного или обязательственного права в отношении спорного земельного участка не представлено. Также не представлено доказательств зарегистрированных в установленном порядке прав на объекты, расположенные на земельном участке.

Документы уполномоченных органов, а также копии решений арбитражных судов, представленные административными истцами в обоснование своих требований, свидетельствуют лишь о выделении земельного участка по адресу: Москва, адрес, во временное пользование ГСК - сумма самостоятельному лицу, наделенному в соответствии с действующим законодательством правоспособностью в соответствии со ст. 48, 49, 50 ГК РФ, для целей устройства временной открытой автостоянки в 1970-1980 г.г.

Согласно Постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года  614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов», при организации работ по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе по осуществлению демонтажа и (или) перемещению таких объектов, а также Постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года  234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным Префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек и самовольного занятия земельных участков, а также принятие действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного округа адрес.

Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года  157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес» предусмотрено полномочие принятия Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещению незаконно размещенных объектов.

В соответствии с п.п.1.1. 1.5. - 1.6. Постановления Правительства Москвы от 31 мая 2011 года  234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес», Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного адрес.

Согласно п. 1.5. Постановления, решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти адрес, учреждениями и предприятиями адрес, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.

Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.п. 2.1.  2.2.3. Постановления Правительства Москвы от 31 мая 2011 года  234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес», основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.

Комиссия вправе принимать решения: о признании объекта обладающим признаками самовольной постройки в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации; о направлении при необходимости уполномоченным органом исполнительной власти адрес (Департаментом земельных ресурсов адрес, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес, префектурой административного округа адрес) застройщику предложения о добровольном сносе (демонтаже) объекта (части объекта), обладающего признаками самовольной постройки, освобождении самовольно занятого земельного участка, восстановлении (рекультивации) территории, в случае уничтожения зеленых насаждений при ведении самовольного строительства  компенсации утраченных насаждений с установлением срока выполнения работ. В случае неисполнения застройщиком решения Окружной комиссии (п. 2.2.2)  о направлении уполномоченным органом исполнительной власти адрес (Департаментом земельных ресурсов адрес, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес, префектурой административного округа адрес) в суд искового заявления о признании объекта (части объекта) самовольной постройкой, его сносе (демонтаже) или освобождении самовольно занятого земельного участка.

В силу ч. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 20 Устава адрес, в собственности города находится земля в границах города, что не противоречит статьям 10, 29 и 34 ЗК РФ, в силу которых, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В п. 3 ст. 20 Устава адрес закреплено правило, по которому правомочия собственника земли осуществляют органы государственной власти адрес, в рамках их компетенции.

В соответствии с Законом адрес от 11 июля 2012  39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в адрес отдельными полномочиями адрес» ст. 1 п. 4 органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями адрес в сфере размещения объектов капитального строительства: (п.п. 2) согласование подготовленного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории проекта правового акта уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях размещения объектов гаражного назначения и объектов религиозного назначения, если предусмотренное пунктом 1 настоящей части согласование не проводилось.

Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Положениями части 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ определено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ч. 1 ГрК РФ).

В силу положений ст. 130 ГК РФ, некапитальные объекты не относятся к недвижимому имуществу, так как они не являются прочно связанными с землей и их перемещение возможно без несоразмерного ущерба их назначению.

В соответствии с Положением о размещении и установке на территории адрес объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2018  1139-ПП, гаражный бокс относится к некапитальным объектам технического назначения.

Согласно п. 3.2 Приложения  1 к постановлению Правительства от 02 ноября 2012 года  614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства являются: действующее разрешение на размещение нестационарного объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; действующий договор на размещение нестационарного объекта и свидетельство о размещении; действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта; действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания). Перечень документов является исчерпывающим.

Такие документы у истцов, как владельцев объектов  гаражных боксов отсутствуют.

В настоящее время Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года  636 «О размещении и установке на территории названных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о представлении земельных участков для целей не связанных со строительством» предусмотрены только плоскостные парковки  площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов (п. 5.2).

Кроме того, настоящим Постановлением Правительства установлено, что правовой акт о предоставлении земельного участка для размещения объектов, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего положения, принимается при наличии следующих документов: а) утвержденный в установленном порядке строительный генеральный план (стройгенплан) с необходимыми заключениями; б) договор аренды смежного земельного участка, предусматривающий осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за счет средств бюджета адрес и средств государственных учреждений адрес  договор безвозмездного срочного пользования смежным земельным участком; в) кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Перечисленные выше гаражи, расположенные по адресу: город адрес не обладают признаками недвижимого имущества, в связи с чем к объекту недвижимости не относятся, в отношении них у истцов не возникло право собственности как на объект недвижимого имущества.

В связи с изложенным суд пришел к выводу, что принятое Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории адрес решение является законным и обоснованным, так как объекты по адресу: город адрес (в том числе и гаражи истцов) размещены в отсутствие требуемых документов, а они сами не являются объектами капитального строительства.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела; они сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними не имеется.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановил законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как она полностью соответствует процессуальному закону.

По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Чертановского районного суда адрес от 18 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.

Апелляционное определени ░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 4 ░░░ 2023 ░░░░

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░:

1

02а-0581/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 18.07.2022
Истцы
Соболевский А.Н.
Овчинников А.А.
Филиппов С.М.
Булатова Н.Г.
Коновалов Д.М.
Коприкова И.А.
Почечуев И.А.
Кондратьева О.А.
Потаповская А.Г.
Никитина Н.А.
Кондратьев И.А.
Стороженко А.Ю.
Дегтярев В.В.
Соколова В.Ю.
Бабанина Л.А.
Бурашников В.С.
Блинова М.В.
Мангушева Л.А.
Ревякин Н.А.
Овсянникова Н.А.
Бесстрашнов Д.И.
Задисенец А.В.
Юдина А.С.
Навосардов А.С.
Кузнецова Е.А.
Федотова Г.Я.
Басовский В.Н.
Юдин Ю.А.
Пушкарева И.В.
Ильвичева Ю.А.
Раровская Н.В.
Александрова Т.В.
Вершинина Н.Ю.
Котов С.Н.
Савушкина Е.А.
Алехин А.В.
Новиков А.А.
Сергеев С.Е.
Веневцева О.В.
Вильман С.Ю.
Гончаров А.А.
Трифонов И.А.
Журавлева М.И.
Короткова С.Л.
Горожанина В.И.
Сафонов С.А.
Крыжановская И.Ю.
Ответчики
Правительство г. Москвы
Префектура ЮАО г. Москвы
Управа района Чертаново Северное г. Москвы
Суд
Чертановский районный суд
Судья
Трушечкина Е.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
19.09.2022
Мотивированное решение
18.07.2022
Решение
19.09.2022
Определение об оставлении жалобы (представления) без движения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее