Дело № 2-280/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Калач 27 марта 2014 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Зеленковой Н.В.,
при секретаре Краснолуцкой М.А.,
с участием заявителя Чайкина А.А. и его представителя Шабанова А.В.,
представителя заинтересованного лица Лазаренко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чайкина Алексея Анатольевича об оспаривании действий органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
Чайкин А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрация принадлежащего мне автомобиля марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № незаконным, обязать ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 восстановить регистрацию автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель №, возвратив Чайкину А.А. свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные государственные знаки № и приостановить действие решения ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрация принадлежащего мне автомобиля марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № до вступления в законную силу решения суда.
В обоснование своих требований заявитель указал следующее. Согласно договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником автомобиля, марки «647520» тягач отдельный государственный регистрационный знак №, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №. Указанный автомобиль был изготовлен <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, на который выдан ПТС №.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ регистрация принадлежащего мне автомобиля была аннулирована, однако я продолжал им пользоваться до ДД.ММ.ГГГГ, когда у меня были изъяты государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации автомобиля. Основанием для принятия указанного решения послужило, по мнению заинтересованного лица по делу, нарушение п. 3 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 при регистрации транспортного средства.
Считает, что данное решение ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 по г.Воронежу, связанные с аннулированием регистрации принадлежащего ему автомобиля, нарушают его права и законные интересы, как собственника автомобиля.
Приобретенный им автомобиль был изготовлен в полном соответствии с Одобрением типа транспортного средства № E-RU.MT21.B.00068. В процессе изготовления были использованы комплектующие другого автомобиля SKANIA, что не противоречит действующему законодательству. Автомобиль прошел государственную регистрацию, технический осмотр и допущен к участию в дорожном движении. Сам допуск к участию в дорожном движении свидетельствует о безопасности изготовленного транспортного средства. Допуск к участию в дорожном движении был произведен уполномоченным государственным органом и должностными лицами.
Пункт 3 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001, на который ссылается ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 гласит «не подлежат регистрации в Госавтоинспекции не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, сокрытия, изменения, уничтожения маркировки нанесенное на транспортное средство организациями - изготовителями либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, не соответствие транспортных средств и номерных агрегатов, сведения, указанных в представленных документах или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных». Других оснований для аннулирования регистрации ТС ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 не приводит.
Однако вышеуказанные основания для аннулирования регистрации принадлежащего ему ТС отсутствуют. Кроме того, регистрационные действия уже произведены и соответственно и в настоящее время речь может идти только об отказе в допуске к участию в дорожном движении и только в случае несоответствия ТС требованиям безопасности.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства.
Согласно ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ч. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Учитывая вышеизложенные требования закона, считает необходимым требовать в суде защиты своих прав, поскольку действия ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 вышли за рамки предоставленных полномочий, чем допущены нарушения его прав собственника.
В судебном заседании заявитель и его представитель, заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области Лазаренко В.И. с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер - №, шасси - №, двигатель - №, 2012 г. выпуска, ПТС №.
Проведенной проверкой установлено, что данная регистрация автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ПТС №, произведена с нарушениями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов, представленных в адрес МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области, видно, что изготовление транспортного средства производилось в <данные изъяты>, <адрес>. Автомобилю присвоен идентификационный номер - №, указан год изготовления - 2012, установлены шасси - №, двигатель - № и кабина белого цвета - б/н, что подтверждается ITTC №.
По информации, полученной в Воронежской таможне, таможенное оформление проходило шасси для седельного тягача <данные изъяты>, VIN №, без двигателя, без кабины, без КПП, год выпуска - 2006, бывшее в эксплуатации.
По сведениям ООО «Сканеж» - официального представителя SCANIA в <адрес>, на заводе SCANIA в ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен полнокомплектный автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, т.е. с точно такими же агрегатами как у представленного автомобиля, изготовленного в <адрес>.
Таким образом, фактически для регистрации был представлен автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, 2006 г.в., а в представленных документах указан автомобиль «<данные изъяты>», 2012 года выпуска, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ, п.2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавгоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции»).
Федеральный закон от 07.02.2011 г. N З-ФЗ «О полиции», возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2 пункт 21 части 1 статьи 13).
Согласно п.3 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Из положений п.51 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001, в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 г. N 28, в ред. Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605, следует, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Требования Административного регламента не могут ограничивать право гражданина, так как не являются законодательной нормой, в частности абзац второй пункта 24 Административного регламента, в соответствии с которым государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не представляется при предоставлении транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территорию Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, противоречит пункту 2 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), поскольку вводит правовые ограничения, не предусмотренные федеральным законом, и лишает собственника транспортного средства возможности пользоваться и распоряжаться транспортным средством по прямому назначению.
Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 ГК, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности, что определено ст. 1079 ГК РФ, и специальных правил допуска его к эксплуатации, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Данным Федеральным законом, также установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, и соответственно одним из средств реализации права пользования имуществом-автомобилем, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 7 декабря 2006 г. № 544-0, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, указанная норма (пункт 3 статьи 15 вышеназванного Федерального закона), установлена как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, что в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, нрав и законных интересов, как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Оспариваемая норма Административного регламента ранее была предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации. Аналогичные требования, ранее действовавших нормативных правовых актов, устанавливающих основания для отказа в регистрации транспортных средств, были подтверждены как соответствующие законодательству Российской Федерации.
Так ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащих закону подпункта «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 (№).
ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г., №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (№). Таким образом, ограничение прав собственника транспортного средства установлено на основании федерального закона, в этой связи полагаем, что абзац четвертый пункта 24 Административного регламента соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушает прав граждан.
На основании изложенного считает действие должностных лиц МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области законными и обоснованными и просит отказать в удовлетворении просьбы гражданина Чайкина Алексея Анатольевича, в части касающейся обязать МРЭО ГИБДД №1 ГУ МВД России по Воронежской области восстановить регистрационный учет транспортного средства <данные изъяты>, VIN:№, государственный регистрационный знак №, за Чайкиным Алексеем Анатольевичем и исключить сведения о свидетельстве о регистрации, государственных регистрационных знаках из базы розыска утраченной и похищенной специальной продукции, в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что автомобиль марки «<данные изъяты>» тягач сидельный государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № ДД.ММ.ГГГГ был постановлен на регистрационный учёт в МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области (л.д. 19-20).
На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ изъятия вещей и документов сотрудником ГИБДД были изъяты свидетельство о регистрации т/с серии № на данный автомобиль и государственные знаки №, которые числятся в розыске с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Из сообщения МРЭО № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что регистрация транспортного средства, принадлежащего Чайкину А.А., - автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, произведена с нарушениями нормативных актов МВД России и в соответствии с п.51 Правил регистрации транспортных средств в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» ранее произведенная регистрация автомобиля аннулирована (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД был выявлен факт того, что регистрации ТС произведена с нарушениями нормативных правовых актов МВД России, а именно п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,
По информации, предоставленной сторонами таможенное оформление проходило шасси рама для седельного тягача <данные изъяты>, VIN №, в сборе с установленным двигателем, кабины грузового автомобиля <данные изъяты> без номера, двигателя, год выпуска - 2006, бывшее в эксплуатации. По сведениям <данные изъяты> - официального представителя SCANIA в <адрес>, на заводе SCANIA в 2006 ходу был изготовлен полнокомплектный автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, т.е. с точно такими же агрегатами как у представленного автомобиля, изготовленного в <адрес>.
Таким образом, фактически для регистрации истцом был представлен автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, 2006 г.в., а в представленных документах указан автомобиль «<данные изъяты>», 2012 года выпуска, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ, п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п.3 ст.15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).
Согласно п.3 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Из положений п.51 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001, в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 г. N 28, следует, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 35.6 Административного регламента МВД РФ исполнения Государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приложением N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 г. N 1001.
Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что регистрация автомобиля «<данные изъяты>», VIN №, была произведена с нарушениями нормативных правовых актов МВД России, а именно п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, а допуск к участию в дорожном движении данного автомобиля может повлечь тяжкие последствия при ДТП с участием транспортных средств и вероятную гибель людей.
Признание регистрации транспортного средства недействительной само по себе не свидетельствует об ограничении права собственности заявителя.
Приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допускать данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать (снимать с регистрации) его в каждом случае.
При таких обстоятельствах, аннулирование регистрации транспортного средства (признание регистрации недействительной) соответствует требованиям действующего законодательства, оспариваемые действия совершены ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе в порядке выполнения положений вышеуказанных нормативных актов.
В связи с этим публично-правовые требования о признании незаконным аннулирования произведенной ранее регистрации автомобиля в порядке п.4 ст.258 ГПК РФ не могут быть признаны обоснованными и правомерными. Вследствие этого вывода заявленные требования о возложении на ответчика соответствующих обязанностей также не могут быть удовлетворены.
Заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав иными способами, установленными ст.ст.11, 12 ГК РФ, в том числе, путем предъявления иска к продавцу транспортного средства.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь, ст.ст.194-199, 245, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявления Чайкина Алексея Анатольевича об оспаривании действий органа государственной власти отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В.Зеленкова
Дело № 2-280/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Калач 27 марта 2014 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Зеленковой Н.В.,
при секретаре Краснолуцкой М.А.,
с участием заявителя Чайкина А.А. и его представителя Шабанова А.В.,
представителя заинтересованного лица Лазаренко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чайкина Алексея Анатольевича об оспаривании действий органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
Чайкин А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрация принадлежащего мне автомобиля марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № незаконным, обязать ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 восстановить регистрацию автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель №, возвратив Чайкину А.А. свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные государственные знаки № и приостановить действие решения ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрация принадлежащего мне автомобиля марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № до вступления в законную силу решения суда.
В обоснование своих требований заявитель указал следующее. Согласно договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником автомобиля, марки «647520» тягач отдельный государственный регистрационный знак №, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №. Указанный автомобиль был изготовлен <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, на который выдан ПТС №.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 от ДД.ММ.ГГГГ регистрация принадлежащего мне автомобиля была аннулирована, однако я продолжал им пользоваться до ДД.ММ.ГГГГ, когда у меня были изъяты государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации автомобиля. Основанием для принятия указанного решения послужило, по мнению заинтересованного лица по делу, нарушение п. 3 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 при регистрации транспортного средства.
Считает, что данное решение ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО №1 по г.Воронежу, связанные с аннулированием регистрации принадлежащего ему автомобиля, нарушают его права и законные интересы, как собственника автомобиля.
Приобретенный им автомобиль был изготовлен в полном соответствии с Одобрением типа транспортного средства № E-RU.MT21.B.00068. В процессе изготовления были использованы комплектующие другого автомобиля SKANIA, что не противоречит действующему законодательству. Автомобиль прошел государственную регистрацию, технический осмотр и допущен к участию в дорожном движении. Сам допуск к участию в дорожном движении свидетельствует о безопасности изготовленного транспортного средства. Допуск к участию в дорожном движении был произведен уполномоченным государственным органом и должностными лицами.
Пункт 3 приказа МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001, на который ссылается ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 гласит «не подлежат регистрации в Госавтоинспекции не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, сокрытия, изменения, уничтожения маркировки нанесенное на транспортное средство организациями - изготовителями либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, не соответствие транспортных средств и номерных агрегатов, сведения, указанных в представленных документах или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных». Других оснований для аннулирования регистрации ТС ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 не приводит.
Однако вышеуказанные основания для аннулирования регистрации принадлежащего ему ТС отсутствуют. Кроме того, регистрационные действия уже произведены и соответственно и в настоящее время речь может идти только об отказе в допуске к участию в дорожном движении и только в случае несоответствия ТС требованиям безопасности.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства.
Согласно ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ч. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Учитывая вышеизложенные требования закона, считает необходимым требовать в суде защиты своих прав, поскольку действия ГУ МВД России по Воронежской области МРЭО № 1 вышли за рамки предоставленных полномочий, чем допущены нарушения его прав собственника.
В судебном заседании заявитель и его представитель, заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области Лазаренко В.И. с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер - №, шасси - №, двигатель - №, 2012 г. выпуска, ПТС №.
Проведенной проверкой установлено, что данная регистрация автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ПТС №, произведена с нарушениями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов, представленных в адрес МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области, видно, что изготовление транспортного средства производилось в <данные изъяты>, <адрес>. Автомобилю присвоен идентификационный номер - №, указан год изготовления - 2012, установлены шасси - №, двигатель - № и кабина белого цвета - б/н, что подтверждается ITTC №.
По информации, полученной в Воронежской таможне, таможенное оформление проходило шасси для седельного тягача <данные изъяты>, VIN №, без двигателя, без кабины, без КПП, год выпуска - 2006, бывшее в эксплуатации.
По сведениям ООО «Сканеж» - официального представителя SCANIA в <адрес>, на заводе SCANIA в ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен полнокомплектный автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, т.е. с точно такими же агрегатами как у представленного автомобиля, изготовленного в <адрес>.
Таким образом, фактически для регистрации был представлен автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, 2006 г.в., а в представленных документах указан автомобиль «<данные изъяты>», 2012 года выпуска, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ, п.2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавгоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции»).
Федеральный закон от 07.02.2011 г. N З-ФЗ «О полиции», возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2 пункт 21 части 1 статьи 13).
Согласно п.3 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Из положений п.51 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001, в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 г. N 28, в ред. Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605, следует, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Требования Административного регламента не могут ограничивать право гражданина, так как не являются законодательной нормой, в частности абзац второй пункта 24 Административного регламента, в соответствии с которым государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не представляется при предоставлении транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территорию Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, противоречит пункту 2 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), поскольку вводит правовые ограничения, не предусмотренные федеральным законом, и лишает собственника транспортного средства возможности пользоваться и распоряжаться транспортным средством по прямому назначению.
Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 ГК, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности, что определено ст. 1079 ГК РФ, и специальных правил допуска его к эксплуатации, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Данным Федеральным законом, также установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, и соответственно одним из средств реализации права пользования имуществом-автомобилем, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 7 декабря 2006 г. № 544-0, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, указанная норма (пункт 3 статьи 15 вышеназванного Федерального закона), установлена как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, что в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, нрав и законных интересов, как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Оспариваемая норма Административного регламента ранее была предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации. Аналогичные требования, ранее действовавших нормативных правовых актов, устанавливающих основания для отказа в регистрации транспортных средств, были подтверждены как соответствующие законодательству Российской Федерации.
Так ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащих закону подпункта «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 (№).
ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г., №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (№). Таким образом, ограничение прав собственника транспортного средства установлено на основании федерального закона, в этой связи полагаем, что абзац четвертый пункта 24 Административного регламента соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушает прав граждан.
На основании изложенного считает действие должностных лиц МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Воронежской области законными и обоснованными и просит отказать в удовлетворении просьбы гражданина Чайкина Алексея Анатольевича, в части касающейся обязать МРЭО ГИБДД №1 ГУ МВД России по Воронежской области восстановить регистрационный учет транспортного средства <данные изъяты>, VIN:№, государственный регистрационный знак №, за Чайкиным Алексеем Анатольевичем и исключить сведения о свидетельстве о регистрации, государственных регистрационных знаках из базы розыска утраченной и похищенной специальной продукции, в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что автомобиль марки «<данные изъяты>» тягач сидельный государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, шасси №, двигатель № ДД.ММ.ГГГГ был постановлен на регистрационный учёт в МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области (л.д. 19-20).
На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ изъятия вещей и документов сотрудником ГИБДД были изъяты свидетельство о регистрации т/с серии № на данный автомобиль и государственные знаки №, которые числятся в розыске с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Из сообщения МРЭО № 1 ГУ МВД РФ по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что регистрация транспортного средства, принадлежащего Чайкину А.А., - автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, произведена с нарушениями нормативных актов МВД России и в соответствии с п.51 Правил регистрации транспортных средств в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» ранее произведенная регистрация автомобиля аннулирована (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД был выявлен факт того, что регистрации ТС произведена с нарушениями нормативных правовых актов МВД России, а именно п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,
По информации, предоставленной сторонами таможенное оформление проходило шасси рама для седельного тягача <данные изъяты>, VIN №, в сборе с установленным двигателем, кабины грузового автомобиля <данные изъяты> без номера, двигателя, год выпуска - 2006, бывшее в эксплуатации. По сведениям <данные изъяты> - официального представителя SCANIA в <адрес>, на заводе SCANIA в 2006 ходу был изготовлен полнокомплектный автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, т.е. с точно такими же агрегатами как у представленного автомобиля, изготовленного в <адрес>.
Таким образом, фактически для регистрации истцом был представлен автомобиль <данные изъяты>, VIN №, шасси - №, двигатель - №, 2006 г.в., а в представленных документах указан автомобиль «<данные изъяты>», 2012 года выпуска, идентификационный номер №, шасси №, двигатель №.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ, п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п.3 ст.15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).
Согласно п.3 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Из положений п.51 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001, в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 г. N 28, следует, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 35.6 Административного регламента МВД РФ исполнения Государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приложением N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 г. N 1001.
Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что регистрация автомобиля «<данные изъяты>», VIN №, была произведена с нарушениями нормативных правовых актов МВД России, а именно п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, а допуск к участию в дорожном движении данного автомобиля может повлечь тяжкие последствия при ДТП с участием транспортных средств и вероятную гибель людей.
Признание регистрации транспортного средства недействительной само по себе не свидетельствует об ограничении права собственности заявителя.
Приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допускать данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать (снимать с регистрации) его в каждом случае.
При таких обстоятельствах, аннулирование регистрации транспортного средства (признание регистрации недействительной) соответствует требованиям действующего законодательства, оспариваемые действия совершены ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе в порядке выполнения положений вышеуказанных нормативных актов.
В связи с этим публично-правовые требования о признании незаконным аннулирования произведенной ранее регистрации автомобиля в порядке п.4 ст.258 ГПК РФ не могут быть признаны обоснованными и правомерными. Вследствие этого вывода заявленные требования о возложении на ответчика соответствующих обязанностей также не могут быть удовлетворены.
Заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав иными способами, установленными ст.ст.11, 12 ГК РФ, в том числе, путем предъявления иска к продавцу транспортного средства.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь, ст.ст.194-199, 245, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявления Чайкина Алексея Анатольевича об оспаривании действий органа государственной власти отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В.Зеленкова