Дело № 2-1101/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2014 года
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Т.В.,
при секретаре Щербаковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой А.В., Парамонова А.А. к Администрации ГО «Город К.» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома
УСТАНОВИЛ:
Новикова А.В., Парамонов А.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что дом, в котором они проживают, до 19zz года постройки, имеет два этажа и подвал под всей площадью здания. С момента заселения после войны капитальный ремонт дома не производился. Обслуживание дома с 19zz года было возложено на ЖЭУ-x, которое в течение длительного времени не исполняло обязанности по содержанию и обслуживанию названного жилого фонда, в то время как жильцы аккуратно в срок и в полном объеме оплачивали услуги ЖЭУ по содержанию и обслуживанию жилого дома, вносили и те денежные средства, которые органы местного самоуправления и ЖЭУ обязаны были использовать на капитальный ремонт. Дом пришел в ужасное состояние, несущие конструкции кровли сгнили, крыша течет, из-за систематического затапливания подвалов (из-за разрушения отмостки, давно отслужившей свой срок эксплуатации) в доме постоянно стоит гнилостный запах, на стенах квартир и в местах общего пользования невозможно вывести плесень и грибок из-за того, что стены дома, не соответствуют нормам - тонкие, так еще и фасадная штукатурка давно потрескалась и осыпалась, стены каждую зиму промерзают насквозь. Проживание в доме угрожает жизни и здоровью всем его жильцам, которые постоянно живут в холоде, сырости и подвергаются вредному воздействию развившихся болезнетворных грибков. Если в кратчайшие сроки не будут приняты меры по капитальному ремонту дома, то проживание в доме не только отнимет здоровье, но может создать угрозу жизни жильцам. Неоднократно, на протяжении десятков лет обращались с заявлениями, писали письма в ЖЭУ-x, администрацию сначала Б. после М. района, Мэрию г. К. В 19zz году, по данным технического паспорта, износ дома составил x%. На момент передачи дома в ЖЭУ-x имелась потребность в капитальном ремонте дома, были отмечены дефекты: фундамент - сырые места в цоколе - x % износа; стены наружные - трещины под оконными проемами - x% износа; перекрытия - трещины в местах сопряжения балок - x% износа; крыша - сколы коньковых плит- x% износа; полы - щели, стертости, отмостка - частичное разрушение. Ни один из перечисленных дефектов с 19zz года не был устранен, так как никакого ремонта в доме не проводилось и за последние x лет состояние дома значительно ухудшилось. На zz.11.20zz года по данным Р. износ дома в целом составил - x%. Фундамент – x%, стены - x%, перекрытия - x%, кровля - x%. Согласно акта экспертного исследования № x ФБУ К. лаборатории судебной экспертизы от zz.11.20zz года: основные несущие и ограждающие конструкции многоквартирного жилого дома № x по ул. Б. в г. К.: фундаменты, чердачное перекрытие находится в ограниченно работоспособном состоянии, стены, междуэтажные перекрытия, стропильная система находятся в работоспособном состоянии, кровля, оконные блоки в лестничных клетках, чердаке и подвале, штукатурка стен в подвале, полы в подвале, деревянные ступени лестничных маршей и дощатые полы лестничных площадок, бетонные ступени спусков в подвал, дымовентиляционные каналы сверх кровли находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Нормативная необходимость проведения капитального ремонта сформировалась в момент, когда физический износ здания составлял x%. Физический износ жилого дома № x по состоянию на zz.03.19zz уже составлял x%, следовательно, на дату начала приватизации жилой дом требовал проведения капитального ремонта. Для обеспечения безопасного проживания в здании необходимо выполнить ряд мероприятий по капитальному ремонту конструкций. Поскольку администрация ГО «Город К.» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в силу положений ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», именно на неё возложено исполнение обязательств, имеющихся у муниципального образования как собственника муниципального жилищного фонда.
Просят обязать Администрацию ГО «Город К.» отремонтировать армокирпичное заполнение перекрытия над подвалом (x%), произвести антикоррозийную обработку балок перекрытия (x%), заменить штукатурку стен подвала (x%), отремонтировать полы подвала (x%), отремонтировать наружную штукатурку стен (x%), произвести наружное утепление стен здания с последующей отделкой (x%), заменить утеплитель в чердачном перекрытии (x%), заменить рабочий настил из досок (x%), заменить кровельное покрытие и обрешетку (x%), отремонтировать стропильную систему (x% ), заменить желоба и водосточные трубы (x%), заменить оконные блоки в подвале x%, в чердаке x%, на лестничных клетках x%, отремонтировать лестничные марши с заменой деревянных ступеней и дощатых полов площадок (x%)., отремонтировать бетонные ступени спусков в подвал (x%), отремонтировать отмостку по периметру здания (x%), заменить штукатурку дымовых труб в пределах чердака и сверх кровли (x%) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. К., ул. Б., x, взыскать с ответчика x руб. за производство экспертного исследования в пользу Новиковой А.В.
Истец / представитель истца Парамонова А.А. по доверенности от zz.03.20zz года Новикова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в 19zz году приватизировала квартиру. Дом находится в плохом состоянии, жильцы сами не могут провести его ремонт, поэтому на общем собрании согласились с тем, что дому требуется капитальный ремонт, т.к. дальнейшее бездействие может привести к полному его разрушению. Отмостка полностью разрушена, стропила прогнили, на чердаке на полу нет настила, деревянные проемы необходимо менять, фасад восстанавливать, первый этаж сильно промерзает, на втором этаже с потолка сильно дует. Ситуация с домом усугубляется строительством новых домом, интенсивностью движения, в подвале трещины увеличиваются. Дом старый, не был утеплен, но утепление дома необходимо. Управляющая компания делает текущие ремонтные работы, аварийные. Так, в 19zz году прогнил пол чердака, и у неё в квартире обвалился потолок, ЖЭК менял доски на чердаке. У Парамонова с потолка течет. Три раза подавали заявку на капремонт, но им отказывали, письменно обращались около x лет назад. В акте приема-передачи квартир никаких претензий не указывали, т.к. не знали свои права. Не согласны с ремонтом кровли без замены стропильной системы.
Истец Парамонов А.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации ГО «Город К.» Баранишина О.Г. по доверенности от zz.03.zz. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что нет доказательств того, что на момент приватизации в 19zz году дом нуждался в капитальном ремонте. В акте приема-передачи нет никаких претензий о недостатках дома. Жильцы сами не соблюдают правила содержания дома, сушат белье на чердаке. Утепление в доме не предусмотрено. Утепление должны производить сами жильцы. Также есть программа по утеплению дома, заявку на участие могут поддать жильцы. Многие ремонтные работы относятся к текущему ремонту. Трещины появились после землетрясения в 20zz году. Обращений от жильцов дома не поступало. Выводы специалиста сделаны только на сегодняшний день.
Определением суда от 28.01.14. к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено ООО «У».
Представитель 3-го лица ООО «У» Манойло А.О. по доверенности от zz.01.20zz годав судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что дом в ужасном состоянии, износ более x%. Стены в доме сильно промерзают, в некоторых квартирах имеется обрушение штукатурки стен. Необходимо утепление дома, т.к. кладка стен разрушается, штукатурка почти вся отвалилась. Только штукатурка не может сохранить тепло в доме.
Определением суда от 18.03.2014 года к участию в деле привлечены третьи лица.
Третьи лица Зайцев М.И.,Калашникова М.В.,Парамонов В.А.,Белан Ж.И.,Киренцова И.В., Хрыкина Е.В.,Жуков А.А.,Хрыкин А.В.,Бондарь Д.,Богданова Е.А.,Овчарук Н.Н.,Нефедова Н.В.,Нефедов Л.В.,Нефедов В.С.,Нефедов Ю.А.,Зотова Т.А.,Новиков В.А. извещены в порядке ст. 117 ГПК РФ.
Третьи лица Зайцев И.В., Веденина С.А., Огольцова Н.П., Киренцова Т.С., Любимкова С.В.,Кривонос А.В., Кривонос З.К., Нефедова И.Ю., Нефедова Е.А., Гриб Ч.С., Лемако А.Г.,Новикова Е.П.,Новикова А.В. извещены надлежаще о месте и времени судебного заседания.
От Огольцовой Н.П., Бондарь Д., Киренцовой Т.С., Калашниковой М.В., Хрыкиной Е.В., Киренцовой И.В., Лезенина С.А., Зайцевой И.В., Зайцева М.И., Гриб Ч.С., Кривонос А.В., Нефодовой Е.А., Овчарук Н.Н. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 года районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов обеспечивали сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении.
Ст. 141 ЖК РСФСР, ст. 46 Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик предусматривалось, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно ст. 48 указанных Основ эксплуатация и ремонт государственного и общественного жилищного фонда, а также фонда жилищно-строительных кооперативов осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда едиными жилищно-эксплутационными и едиными ремонтно-строительными службами.
Статья 2 Жилищного кодекса РФ налагает на органы местного самоуправления обязательства по защите прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях, по обеспечению контроля за сохранностью жилищного фонда, соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктами 1-5 пункта 1.1. ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В настоящее время многоквартирный жилой дом x по ул. Б. г. К. обслуживается ООО «У».
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истец Новикова А.В. является собственником в праве совместной собственности кв. x дома x по ул. Б., Парамонов А.А. является собственником x доли в праве общей долевой собственности на кв. x дома x по ул. Б. в г. К.
Исходя из положений ст. 290 Гражданского кодекса РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, относятся к общему имуществу дома.
Состав общего имущества также отражен в п.п. 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно п. 2.1.6 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом РФ от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействии реформированию жилищно-коммунального хозяйства» исходя из соотношения совокупных величин удельных весов несменяемых и сменяемых объектов общего имущества домов различной этажности, уровню физического износа многоквартирного дома в размере 30% - начальной границе потребности в его капитальном ремонте, соответствует начальная граница в капитальном ремонте сменяемых объектов общего имущества, равная 45 - 50% их физического износа. Такая же величина начальной границы капитального ремонта сменяемых объектов общего имущества определяется из таблиц физического износа конструкций и элементов жилых домов, содержащихся в ВСН 53-86(р).
Таким образом, только при достижении сменяемыми объектами общего имущества такого или большего физического износа они должны быть капитально отремонтированы или заменены.
По данным технического паспорта на жилой дом x по ул. Б. в г. К., дом до 19zz года постройки, по состоянию на 19zz года износ дома составил x%.
Фундаменты: сырые места в цоколе, износ x%.
Наружные и внутренние капитальные стены: трещины под оконными проемами, износ x%.
Перекрытия: трещины в местах сопряжения балок, износ x%.
Крыша: сколы коньковых плит, износ x%.
Полы: стертость досок в ходовой части, износ x%.
Проемы: переплеты перекошены, износ x%.
Отделочные работы: выпучивание и отпадание штукатурки, износ x%.
Санитарно и электротехнические работы, износ x%.
Лестница, отмостка: стертость ступеней, износ x%.
При этом, дом эксплуатировался без капитального ремонта с 19zz года и до 20zz года.
Согласно п. 11. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В силу ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме.
Статья 158 ЖК РФ предусматривает расходы собственника на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, согласно ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" обязательства организаций, отвечающих за ремонт многоквартирного дома сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с ЖК РФ. Как видно из данной нормы, она относится к организациям, управляющим жилищным фондом и не регулирует отношения, связанные с обязательствами собственника муниципального жилищного фонда, являющегося в силу закона наймодателем по договору социального жилищного найма, по передаче жилых помещений в собственность граждан в надлежащем состоянии. В соответствии со ст. ст. 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года N 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.
Доводы стороны истца о необходимости выполнения в многоквартирном доме по адресу: ул. Б., x в г. К. ряда ремонтных работ, изложенных в иске, подтверждаются следующими собранными по делу доказательствами.
В соответствии с актом экспертного исследования, составленным ФБУ «К» от zz.11.20zz года:
Фундаментыв здании устроены бутовые ленточной конструкции. Стены подвала и цоколь выложены из полнотелого кирпича толщиной x мм. В пределах цоколя стены оштукатурены. Отдельными местами штукатурка отслоилась от основания и обрушилась (x% площади цоколя), раствор из швов кладки выветрился и кирпич имеет расслоение, особенно в местах прохождения водосточных труб и в месте примыкания кладки к отмостке. О физическом износе фундамента можно судить по состоянию конструктивно связанных с ним элементов - цоколю и стенам, которые воспринимают и отражают все изменения фундамента. Визуальным обследованием установлено, что в цоколе и стенах имеются трещины косого направления. В стене дворового фасада на трещину установлен гипсовый маяк. Журнал наблюдений эксперту не представлен. На дату осмотр разрыв маяка не зафиксирован, что свидетельствует о стабилизации раскрытия трещин. Со стороны подвальных помещений стены ранее были оштукатурены. На сегодняшний день штукатурка утрачена на площади до x%. На дату осмотра штукатурка наружных стен подвала отдельными местами переувлажнена (на площади свыше x%), особенно со стороны дворового фасада, так как отмостка в значительной степени (более x %) разрушена. Фундаменты в целом находятся в ограниченно работоспособном состоянии, несущая способность обеспечивается. Горизонтальная гидроизоляция выполнена из рулонного материала на мастике, находится в удовлетворительном состоянии.
Стеныздания выложены из полнотелого глиняного кирпича на сложном растворе. Толщина наружных несущих стен выше отметки 0.00 с учетом штукатурки составляет – x мм, внутренних несущих стен — x мм. На дату осмотра установлено, что штукатурный слой фасадов здания нарушен на площади не менее x %, наблюдаются отслоение и отпадение штукатурки особенно в местах переувлажнения. Имеются следы ремонта штукатурного слоя. На значительной площади цоколя штукатурный слой поражен биоповреждениями (грибок и мхи), окрасочный слой фасадов в полном объеме утрачен. В угловых квартирах на внутренней поверхности наружных стен имеются многочисленные следы плесени, что является характерным признаком промерзания стен при нарушении их теплозащитных свойств. Толщина стен не соответствует действующим нормативным требованиям по сопротивлению теплопередаче необходимо произвести наружное утепление стен здания. Стены находятся в работоспособном состоянии. Штукатурный и окрасочный слои находятся в неудовлетворительном состоянии. Толщина наружных стен обследуемого жилого дома не соответствует требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника», действовавшего до 2003года.
Перекрытиянад подвалом устроено армокирпичное по металлическим балкам с шириной нижней полки 80мм. На дату осмотра деформаций в виде прогибов и обрушений перекрытия над подвалом не имеется, в армокирпичном заполнении имеется продольная трещина в подъездах №№ x металлические балки перекрытия имеют поверхностную коррозию. Штукатурный слой потолков подвала находится в удовлетворительном состоянии. Перекрытия над подвалом в целом находятся в работоспособном состоянии. Междуэтажные перекрытия устроены по деревянным балкам, в штукатурке потолков квартир имеются трещины в штукатурном слое вдоль балок перекрытия. Штукатурка потолков в квартирах имеет естественный износ. Прогибов в перекрытии не выявлено. Чердачное перекрытие устроено по деревянным балкам. Визуальным осмотром чердачного перекрытия установлено, что рабочий настил из досок, уложенный по всей площади чердака, в полном объеме (x%) пришел в негодность, древесина поражена гнилью, разрушена. Утепление, выполненное из засыпки глиной и шлаком, подвергается, переувлажнению из-за протечек с кровли, слежалось и не обеспечивает необходимые нормативные показатели по сопротивлению теплопередаче. Требует x% замены. Срок службы утеплителя согласно нормативным требованиям составляет x лет, эксплуатация чердачного перекрытия превышает более x лет. Таким образом, перекрытия в жилом доме находятся в работоспособном состоянии, рабочий настил и утеплитель в чердачном перекрытии находится в неудовлетворительном состоянии, металлические балки перекрытия над подвалом коррозированы.
Кровлянад зданием устроена двускатная по деревянной стропильной системе. В качестве кровельного покрытия применены волнистые асбестоцементные листы. Мауэрлаты устроены прямоугольного сечения, стропильные ноги установлены сечением x мм. Обрешетка устроена дощатая внахлест. На момент осмотра древесина конструктивных элементов стропильной системы на значительной площади потемнела из-за переувлажнения. Не менее x% элементов стропильной системы подлежит замене, обрешетка подлежит замене в полном объеме (x%). Визуальным осмотром кровли установлено, что в кровельном покрытии наблюдаются многочисленные трещины, биоповреждения, просветы, через которые происходит проникновение атмосферных осадков в конструкцию чердачного перекрытия и, как следствие, в квартиры и лестничную клетку второго этажа. Кровельное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии в 100% объеме, требует полной замены. Водоотведение атмосферных осадков предусмотрено на отмостку системой желобов и водосточных труб. Визуальным осмотром установлено, что наблюдается частичное поражение коррозией водосточных труб и желобов, при выполнении ремонта кровли в полном объеме потребуется замена желобов и водосточных труб (x%), т.к. технически сделать это иначе невозможно.
Прочие конструкции:
Здание обслуживается четырьмя деревянными двухмаршевыми лестницами. На момент осмотра древесина лестниц значительно истерта. Дощатые полы лестничных площадок имеют многочисленные повреждения, зазоры и щели между смежными досками. В целом деревянные лестницы находятся в работоспособном состоянии.
Дверные входные блоки в подъездах установлены стальные распашные, имеют нарушения внутренней подшивки и отсутствие теплоизоляции, наружные стальные листы имеют поверхностную коррозию, требуется проведение текущего ремонта.
Оконные блоки в пределах жилых помещений на момент осмотра частично замены на блоки из ПВХ профилей с однокамерными стеклопакетами. В местах общего пользования (чердак, подвал, лестничная клетка) оконные проемы заполнены одинарными деревянными оконными блоками. На момент осмотра древесина оконных блоков поражена гнилью, отдельные створки и остекление отсутствуют, фурнитура не работает, частично отсутствует. Оконные блоки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, требуют замены x%.
Отмостка устроена из плиточного покрытия со стороны входов в подъезды, и бетонная со стороны главного и боковых фасадов, которая имеет многочисленные трещины и разрушения, выпучивания требуется полная замена x%.
Полы в подвале устроены бетонные, на дату осмотра полы имеют многочисленные трещины и сколы на площади более x%, требуют проведения капитального ремонта.
В лестничной клетке здания имеются следы замокания с образованием плесени, отслоение, вздутие и местами отставание окрасочного слоя на площади поверхности до x%. Внутренняя отделка лестничных клеток утрачена в полном объеме.
Доводы истцов о необходимости проведения капитального ремонта по вышеуказанному адресу подтверждаются также показаниями эксперта ФБУ «К» Г.Н.В., проводившей обследование дома и давшей вышеприведенное заключение, в том числе по необходимости утепления здания.
Так, эксперт Г.Н.В. в судебном заседании пояснила, что износ обрешетки составил x%, кровлю необходимо полностью менять, т.к. она протекает. Из-за протекания кровли обрешетка вся сгнила. Следы плесени на стенах, в углах комнат являются свидетельством нарушения теплозащиты. Из-за протечек в кровле стены переувлажняются, что также может приводить к появлению плесени. Шифер уложен неправильно. Дому требуется утепление. Ходовые доски надо менять x%, т.к. у них закончился срок эксплуатации. Необходимо менять лестничный блок, т.к. имеются многочисленные трещины, толщина ступеней истерта, срок их эксплуатации истек. В пределах чердачного помещения и над кровлей штукатурка дымофона подлежит x% замене. Срок действия штукатурки 30 лет, данный срок уже истек. Дом требует полного капитального ремонта, износ примерно x%.
Согласно выводам эксперта Г.Н.В., изложенным в заключении, основные несущие и ограждающие конструкции многоквартирного жилого дома № x по ул. Б. в г. К.: фундаменты, чердачное перекрытие находится в ограниченно работоспособном состоянии, стены, междуэтажные перекрытия, стропильная система находятся в работоспособном состоянии, кровля, оконные блоки в лестничных клетках, чердаке и подвале, штукатурка стен в подвале, полы в подвале, деревянные ступени лестничных маршей и дощатые полы лестничных площадок, бетонные ступени спусков в подвал, дымовентиляционные каналы сверх кровли находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Нормативно-определенная и фактическая необходимость проведения капитального ремонта в здании имеется. Для сохранности конструкции и дальнейшей безопасной эксплуатации необходимо выполнить работы по капитальному ремонту дома. Капитальный ремонт должен включать в себя устранение неисправности всех изношенных конструкций, восстановление или замену их на более современные и экономичные. Нормативная необходимость проведения капитального ремонта сформировалась в момент, когда физический износ здания составлял x%. Физический износ жилого дома № x по состоянию на zz.03.19zz уже составлял x% следовательно, на дату начала приватизации жилой дом требовал проведения капитального ремонта. Для обеспечения безопасного проживания в здании необходимо выполнить ряд мероприятий по капитальному ремонту конструкций.
Согласно Приложению 2 "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт составляет x лет.
Исходя из соотношения продолжительности эксплуатации элементов жилых зданий до капитального ремонта (замены) и фактической продолжительности эксплуатации после последнего ремонта следует, что сроки продолжительности эксплуатации элементов жилого здания дома № x по ул. Б. в г. К. нарушены, фактическая продолжительность эксплуатации всех элементов составляет x лет, тогда как должна составлять для: фундамента – x лет, стен – x лет, перекрытий (чердачные – x, перекрытия над подвалом – x), крыш и кровли (стропила и обрешетка деревянные – x лет, утепляющий слой – шлак, глиняная засыпка – x лет, покрытие крыши из асбестоцементных листов – x лет), полов в подвальных помещениях (цементные – x лет, дощатые - x лет), дверей и окон – x лет, внутренней отделки – (штукатурка по каменным стенам – x лет, окраска лестничных клеток водными составами – x года), наружной отделки (штукатурка по кирпичу сложным раствором – x лет), асфальтобетонного покрытия проездов, тротуаров, отмосток – x лет.
Таким образом, на момент приватизации жилого помещения в вышеуказанном доме по состоянию на 19zz – 19zzг.г. дом нуждался в капитальном ремонте.
Кроме того, согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого фонда входит в том числе: п. 4 утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций).
Постановлением мэра г. К. от 18 января 1999 г. N 79 «О теплозащите строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий и сооружений», с 1 июля 1998 г. - новое строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт зданий должны осуществляться в соответствии с повышенными требованиями к теплозащите светопрозрачных ограждающих конструкций зданий, принятыми в изменении N 4 СНиП II-3-79 "Строительная теплотехника", что также отражено в п. 2 Постановления Госстроя № 18-8 от 19.01.1998 года.
Согласно СНиП 23-02- 2003. Тепловая защита зданий" (приняты Постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 N 113) настоящие строительные нормы и правила устанавливают требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и оптимальных параметров микроклимата помещений и долговечности ограждающих конструкций зданий и сооружений. Правила распространяются на тепловую защиту жилых зданий, в которых необходимо поддерживать определенную температуру и влажность внутреннего воздуха, при этом ограничений по времени постройки зданий не содержат.
Согласно п. 6.1 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» повышение энергетической эффективности существующих зданий следует осуществлять при реконструкции, модернизации и капитальном ремонте этих зданий.
Эксперт, давая заключение о необходимости наружного утепления стен здания с последующей отделкой, указал, что сопротивление теплопередаче конструкции наружной стены значительно ниже требуемого сопротивления теплопередаче, что не соответствует нормативным требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». В соответствии с требованиями ВСН 58-88(р), приложение 9, п. 4 в состав капитального ремонта может входить утепление зданий. На дату осмотра в квартирах жилого дома на поверхности внутренних стен имеется образование плесени, что свидетельствует о нарушении теплотехнических свойств стен. При производстве капитального ремонта обследуемого жилого дома, сопротивление теплопередаче стен здания должно быть доведено до нормативных требований, следовательно, производство работ по утеплению здания необходимо.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истцы вынуждены проживать в условиях несоответствующих требованиям СНиП, наружное утепление стен здания необходимо, так как является единственным способом устранения выявленных дефектов. Кроме того, в силу п.1.1, п.1.2 ранее действовавших СНиП 11-3-79* «Строительная теплотехника», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 14 марта 1979 года № 28, в целях сокращения потерь тепла в зимний период и поступления тепла в летний период при проектировании и реконструкции зданий различного назначения (в том числе жилых), следует предусматривать рациональное применение эффективных теплоизоляционных материалов.
Ответчиком не представлено доказательств возможности устранения вышеуказанных дефектов другим способом.
Из вышеприведенного экспертного заключения следует, что дом эксплуатировался без капитального ремонта с 19zz года. Эксплуатация данного дома без постановки его на капитальный ремонт значительно превысила нормативно-определенные показатели, что подтверждается данными техпаспорта о степени износа дома на 19zz год - x%.
Кроме того, суду представлены акт приема-передачи от 01.12.10. многоквартирного дома x по ул. Б. от zz.12.20zz года, акт весеннего осмотра жилого дома от zz.01.20zz года, от zz.04.20zz года, от zz.04.20zz года, содержащих оценку состояния и краткое описание дефектов многоквартирного дома x по ул. Б. в г. К.
Таким образом, из представленных доказательств в их совокупности следует, что нормативная необходимость капитального ремонта дома, построенного до 19zz года, сформировалась значительно раньше 20zz года, задолго до 19zz года, т.е. до приватизации квартир в вышеуказанном доме. С указанного времени прошло x года, а капитальному ремонту дом не был подвергнут.
В соответствии с п. 2 Приложения № 8 Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда входят ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до x%, замена внутриквартальных инженерных сетей, ремонт встроенных помещений в зданиях (п. 3, 4, 5, 10 Приложения № 8).
По мнению экспертов ФБУ «К»: в состав капитального ремонта необходимо включить: ремонт фундамента (подвальных помещений): антикоррозийную обработку балок перекрытия (x%), ремонт армокирпичного заполнения перекрытия над подвалом (x%), заменить штукатурку стен подвала (x%), ремонт полов подвала (x%); ремонт стен: замену наружной штукатурки стен (x%), наружное утепление стен здания с последующей отделкой (x%), ремонт перекрытий: замену утеплителя в чердачном перекрытии (x%), замену рабочего настила из досок (x%), ремонт крыши: смену кровельного покрытия и обрешетки (x%), ремонт стропильной системы (x%), замену желобов и водосточные трубы (x%), ремонт оконных блоков: замену оконных блоков в подвале x%, в чердаке x%, на лестничных клетках x%, ремонт лестниц: ремонт лестничных маршей с заменой деревянных ступеней и дощатых полов площадок (x%)., ремонт бетонных ступеней спусков в подвал (x%), ремонт отмостки – x%, ремонт дымовых труб: замену штукатурки дымовых труб в пределах чердака и перекладка дымовых труб сверх кровли (x%)
Согласно Приложения N 7 Примерный перечень работ, производимых при текущем ремонте Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 вышеперечисленный объем работ не входит в перечень работ по текущему ремонту.
Стороной ответчика не представлено доказательств в подтверждение своих доводов о причинении жильцами дома существенных дефектов элементам жилого дома, равно как и доказательств значительных разрешений конструкций дома в связи с произошедшим в 20zz году землетрясением.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, из материалов дела следует, что многоквартирный дом x по ул. Б. в г. К. был включен в Перечень заявок собственников помещений многоквартирных домов на участие в 20zz году в реализации долгосрочной целевой программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов ГО «Город К.» в 20zz-20zzг.г.» по ремонту кровли, фасада, сети. Ремонт в доме произведен не был.
Суд полагает, что выполнение работ капитального характера следует возложить на Администрацию ГО «Город К.» по следующим основаниям.
Исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ на собственниках жилых помещений лежит обязанность по производству последующих капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При указанных обстоятельствах обязательства по капитальному ремонту сохраняются за бывшим собственником жилищного фонда и могут быть прекращены только надлежащим исполнением обязательств, т.е. капитальный ремонт должен быть произведен в прежнем порядке, существовавшим до момента приватизации жилых помещений. Таким образом, Администрация ГО "Город К." как бывший собственник дома муниципального жилищного фонда на основании ст. 16 закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" обязана профинансировать соответствующие работы, т.к. является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005)), поэтому именно на нее возложено исполнение обязательств, имеющихся у муниципального образования как собственника муниципального жилищного фонда.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема и характера работ, которые необходимо выполнить по многоквартирному дому, суд находит возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно Договору № x от zz.07.zz., акта приема-сдачи выполненных работ от zz.11.zz. понес истец Новикова А.В. за проведение экспертного исследования в размере x руб., данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Новиковой А.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО «Город К.» в течение x месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и профинансировать выполнение следующих видов работ в доме по адресу г. К., ул. Б., x: отремонтировать армокирпичное заполнение перекрытия над подвалом (x%); произвести антикоррозийную обработку балок перекрытия (x%); заменить штукатурку стен подвала (x%); отремонтировать полы подвала (x%);отремонтировать наружную штукатурку стен (x%); произвести наружное утепление стен здания с последующей отделкой (x%); заменить утеплитель в чердачном перекрытии (x%); заменить рабочий настил из досок (x%); заменить кровельное покрытие и обрешетку (x%); отремонтировать стропильную систему (x% ); заменить желоба и водосточные трубы (x%); заменить оконные блоки в подвале (x%), в чердаке (x%), на лестничных клетках (x%); отремонтировать лестничные марши с заменой деревянных ступеней и дощатых полов площадок (x%); отремонтировать бетонные ступени спусков в подвал (x%); отремонтировать отмостку по периметру здания (x%); заменить штукатурку дымовых труб в пределах чердака и сверх кровли (x%).
Взыскать с Администрации ГО «Город К.» судебные расходы в размере x рублей в пользу Новиковой А.В.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2014 года.
Судья: подпись
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16.07.2014г. решение Московского районного суда г. Калининграда от 15.04.2014г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.