Решение по делу № 2-2206/2019 ~ М-1162/2019 от 04.03.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала 24 апреля 2019 года

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством.

Иск мотивирован тем, что истец является инвалидом первой группы, в связи с заболеванием — Хронический гломерулонефрит, ХБП 5 Д ст., программный амбулаторный гемодиализ 2015 <адрес> нефрогенная анемия.

Ему было назначены следующие лекарственные средства: Мирцера - 100 мкг * 2 раза в месяц, п\к; Ликферр - 5.0 мл * 2 раза в неделю в\в; Кетостерил - по 5 таб * 3 раза в день; Мимпара- 1 уп в месяц.

За 2019 год частично получил лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истца.

Истец неоднократно обращался в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом. А ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных средств, назначенных ему врачом. Однако ответа от поликлиники так и не последовало и в полном объеме рецепты на все лекарственные средства истец так и не получает.

Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Минздрав РД для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача. Минздрав РД не выдает лекарства, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, он должен обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме. В связи с вышеизложенным истец обратился в суд.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 просил суд обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан компенсацию за причиненный истцу моральный вред в размере 10000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца. От требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» отказался.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения РД ФИО4 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходимо: подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»); рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.

Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы. Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

Представитель ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» по доверенности ФИО5 пояснил, что больница не может иметь никакого имущественного интереса в том, чтобы отказывать в выдаче бесплатных рецептов на медицинские изделия, так как это никаким образом не затрагивает имущественные интересы больницы. При обращении пациентов, больница выдает рецепты на медицинские изделия. Необоснованным является также требование о выплате морального вреда, так как истцом не доказана сумма морального ущерба.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст.11 ГК РФ, каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

В силу требований п. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании ст.ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожаюшим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также правила ведения Федерального регистра лиц. страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что истец является инвалидом первой группы, в связи с заболеванием — Хронический гломерулонефрит, ХБП 5 Д ст., программный амбулаторный гемодиализ 2015 <адрес> нефрогенная анемия.

Ему было назначены следующие лекарственные средства: Мирцера - 100 мкг * 2 раза в месяц, п\к; Ликферр - 5.0 мл * 2 раза в неделю в\в; Кетостерил - по 5 таб * 3 раза в день; Мимпара- 1 уп в месяц.

За 2019 год частично получил лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истца.

Согласно п. 8 статьи 6.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно п. 1 ч. 1. ст. 6.2. ФЗ в состав набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Минздрав РД для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача. Минздрав РД не выдает лекарства, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, он должен обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.

Минздрав РД не принимает меры в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства.

В нарушение статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органами государственной власти Республики Дагестан не обеспечивают ФИО1 надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение.

Частью 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.

В целях обеспечения конституционных прав граждан в РД на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2003г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", разработка Программы, которым установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.

Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий" и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:

- является органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>;

- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;

- определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.

Таким образом, на Минздрав РД возложена обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Закона -Ф3 основными принципами охраны здоровья являются:

- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; - доступность и качество медицинской помощи; - недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О, в случае недостаточности собственных средств субъектов Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Следовательно, обеспечение ФИО1 медицинскими препаратами по назначению врача должно производиться за счет средств бюджета Республики Дагестан.

Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, с учетом норм законодательства, следует вывод, что Министерство здравоохранения РД должно выполнить обязанность по обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами назначаемых врачом.

ФИО1 вправе получить, назначенное лекарственное средство в силу указанных выше норм действующего законодательства. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровни гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан. Таким образом, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец так же просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд признает, что необходимо обратить решение к немедленному исполнению, поскольку откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.

Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Учитывая то обстоятельство что задержкой выдачи лекарственных препаратов возможно ухудшение здоровья истца, неизбежные переживания по этому поводу, с учетом фактических обстоятельств дела и личности истца суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования о компенсации морального вреда, и с учетом принципов разумности и справедливости взыскивает в пользу истца 5000 рублей в счет компенсации морального вреда с Министерства здравоохранения.

Исходя из положений изложенных норм действующего законодательства и приведенных разъяснений, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их согласованности и полноте, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ФИО1 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО1 в качестве компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) рублей.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ш.О.Гасанов

Дело

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Советского районного суда <адрес> Гасанов Ш.О., при секретаре ФИО2 рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством.

В ходе судебного разбирательства от представителя истца поступило заявление о прекращении производства по делу в части своих требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» в связи с отказом от иска, поскольку спор с ответчиком отсутствует.

В судебном заседании представитель истца поддержал свое заявление, просил производство по делу прекратить.

Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против принятия судом отказа от иска.

Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В силу п.3 ч. 1 ст.220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и принятие его судом.

Заявителю разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.

Отказ заявителя от своих требований не противоречит закону, и не нарушает чьих либо прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.220,ст.221 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ представителя истца по доверенности ФИО3 от иска.

Производство по делу по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством в части требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд РД в течение пятнадцати дней.

Судья Гасанов Ш.О.

2-2206/2019 ~ М-1162/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Магомедсаидов М.А.
Ответчики
Минздрав РД
ГБУ РД "Акушинская центральная районная больница"
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Гасанов Шамиль Омарович
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
04.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2019Передача материалов судье
05.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2019Судебное заседание
11.04.2019Судебное заседание
24.04.2019Судебное заседание
24.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Дело оформлено
15.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее