Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 24 апреля 2019 года
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством.
Иск мотивирован тем, что истец является инвалидом первой группы, в связи с заболеванием — Хронический гломерулонефрит, ХБП 5 Д ст., программный амбулаторный гемодиализ 2015 <адрес> нефрогенная анемия.
Ему было назначены следующие лекарственные средства: Мирцера - 100 мкг * 2 раза в месяц, п\к; Ликферр - 5.0 мл * 2 раза в неделю в\в; Кетостерил - по 5 таб * 3 раза в день; Мимпара- 1 уп в месяц.
За 2019 год частично получил лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истца.
Истец неоднократно обращался в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом. А ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных средств, назначенных ему врачом. Однако ответа от поликлиники так и не последовало и в полном объеме рецепты на все лекарственные средства истец так и не получает.
Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Минздрав РД для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача. Минздрав РД не выдает лекарства, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, он должен обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме. В связи с вышеизложенным истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 просил суд обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан компенсацию за причиненный истцу моральный вред в размере 10000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца. От требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» отказался.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения РД ФИО4 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходимо: подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»); рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.
Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы. Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.
Представитель ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» по доверенности ФИО5 пояснил, что больница не может иметь никакого имущественного интереса в том, чтобы отказывать в выдаче бесплатных рецептов на медицинские изделия, так как это никаким образом не затрагивает имущественные интересы больницы. При обращении пациентов, больница выдает рецепты на медицинские изделия. Необоснованным является также требование о выплате морального вреда, так как истцом не доказана сумма морального ущерба.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст.11 ГК РФ, каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
В силу требований п. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании ст.ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожаюшим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также правила ведения Федерального регистра лиц. страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что истец является инвалидом первой группы, в связи с заболеванием — Хронический гломерулонефрит, ХБП 5 Д ст., программный амбулаторный гемодиализ 2015 <адрес> нефрогенная анемия.
Ему было назначены следующие лекарственные средства: Мирцера - 100 мкг * 2 раза в месяц, п\к; Ликферр - 5.0 мл * 2 раза в неделю в\в; Кетостерил - по 5 таб * 3 раза в день; Мимпара- 1 уп в месяц.
За 2019 год частично получил лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истца.
Согласно п. 8 статьи 6.1. ФЗ № «О государственной социальной помощи» Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 6.2. ФЗ № в состав набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Минздрав РД для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача. Минздрав РД не выдает лекарства, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, он должен обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.
Минздрав РД не принимает меры в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства.
В нарушение статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органами государственной власти Республики Дагестан не обеспечивают ФИО1 надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение.
Частью 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.
В целях обеспечения конституционных прав граждан в РД на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2003г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", разработка Программы, которым установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.
Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий" и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:
- является органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>;
- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;
- определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.
Таким образом, на Минздрав РД возложена обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Закона №-Ф3 основными принципами охраны здоровья являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; - доступность и качество медицинской помощи; - недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О, в случае недостаточности собственных средств субъектов Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение ФИО1 медицинскими препаратами по назначению врача должно производиться за счет средств бюджета Республики Дагестан.
Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, с учетом норм законодательства, следует вывод, что Министерство здравоохранения РД должно выполнить обязанность по обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами назначаемых врачом.
ФИО1 вправе получить, назначенное лекарственное средство в силу указанных выше норм действующего законодательства. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровни гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан. Таким образом, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец так же просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд признает, что необходимо обратить решение к немедленному исполнению, поскольку откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Учитывая то обстоятельство что задержкой выдачи лекарственных препаратов возможно ухудшение здоровья истца, неизбежные переживания по этому поводу, с учетом фактических обстоятельств дела и личности истца суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования о компенсации морального вреда, и с учетом принципов разумности и справедливости взыскивает в пользу истца 5000 рублей в счет компенсации морального вреда с Министерства здравоохранения.
Исходя из положений изложенных норм действующего законодательства и приведенных разъяснений, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их согласованности и полноте, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ФИО1 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО1 в качестве компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) рублей.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ш.О.Гасанов
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Советского районного суда <адрес> Гасанов Ш.О., при секретаре ФИО2 рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством.
В ходе судебного разбирательства от представителя истца поступило заявление о прекращении производства по делу в части своих требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» в связи с отказом от иска, поскольку спор с ответчиком отсутствует.
В судебном заседании представитель истца поддержал свое заявление, просил производство по делу прекратить.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против принятия судом отказа от иска.
Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В силу п.3 ч. 1 ст.220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и принятие его судом.
Заявителю разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Отказ заявителя от своих требований не противоречит закону, и не нарушает чьих либо прав и охраняемых законом интересов.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.220,ст.221 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ представителя истца по доверенности ФИО3 от иска.
Производство по делу по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством в части требований к ГБУ РД «Акушинская центральная районная больница» прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд РД в течение пятнадцати дней.
Судья Гасанов Ш.О.