РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2013 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд в составе:
председательствующего судьи Рафальской Л.В.,
при секретаре судебного заседания Угрюмовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-840/2013 по исковому заявлению прокурора города Лесосибирска в интересах Гутник Т.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа № 2 по вольной борьбе» (МБОУ ДОД «ДЮСШ-2») о перерасчете заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Лесосибирска обратился в суд в интересах Гутник Т.В. мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011 г.) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц, с января 2013 года – 5205 руб. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01 июня 2011 года должны быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, с января 2013 года – 9396 руб. Гутник Т.А. работает в должности <данные изъяты> МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2», начисления по заработной плате на ставку с учётом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу и совмещения составляет менее <данные изъяты> рублей. Таким образом, заработная плата Гутник Т.В. установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Просят возложить на МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» обязанность установить заработную плату Гутник Т.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, взыскать с МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» в пользу Гутник Т.А. сумму недоначисленной заработной платы за период с октября 2012 года по январь 2013 года в размере <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора города Лесосибирска Оласюк О.В. изменила исковые требования, просит возложить на МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» обязанность установить заработную плату Гутник Т.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, взыскать с МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» в пользу Гутник Т.В. сумму недоначисленной заработной платы за период с октября 2012 года по март 2013 года в размере <данные изъяты>, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила.
Истица Гутник Т.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердила.
Представитель ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» Будковский С.В. надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и направил письменный отзыв в котором указал, что требования прокурора г.Лесосибирска не признает, поскольку по правилам ч.2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Данное полномочие реализовано Лесосибирским городским Советом депутатов Красноярского края путем принятия решения от 28 октября 2010 года № 80 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г.Лесосибирска». Согласно практике Верховного Суда РФ, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. В случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, установленный федеральным законом, произойдет уравнивание заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки. Кроме того, истицей пропущен без уважительных причин срок обращения за разрешением трудового спора в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.
Представитель администрации города Лесосибирска в судебное заседание Щербинин Д.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку с 01 сентября 2007 года нормы трудового законодательства стали толковаться как освобождающие работодателей от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. Так как ч.2 ст. 129 ТК РФ отменили, то в МРОТ можно включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Размер минимального размера оплаты труда составляет 4611 руб., месячная заработная плата не должна быть ниже установленного МРОТ.
Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края в судебное заседание не явились, судом надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда», с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц. При этом, он вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, другими организациями - за счет собственных средств.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Указанной нормой тариф определяется как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - как фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из системного толкования приведенных норм следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.7 постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" в г. Лесосибирске к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30.
В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960, Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка в размере 50%. Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 г. Лесосибирск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу - г. Лесосибирске, с 01 июня 2011 года должна быть не ниже 8299, 80 рублей, с января 2013 года не ниже 9369 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда.
Как следует из приказа МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» № от ДД.ММ.ГГГГ Гутник Т.В. работает МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» в должности <данные изъяты> по настоящее время, имеет право на выплату 50% северной надбавки. Согласно трудового договора Гутник Т.В. установлена 6 дневная рабочая неделя, продолжительность рабочей недели 36 часов.
Согласно справке о заработной плате, истице фактически выплачено по основной должности в октябре 2012 года за 162 отработанных часа – <данные изъяты> руб., в ноябре за 149 часов - <данные изъяты> рублей, в декабре за 155 часов – <данные изъяты> рублей, в январе 2013 года за 120 часов – <данные изъяты> рублей, в феврале 2013 года за 137 часов – <данные изъяты>, в марта 2013 года за 149 часов – <данные изъяты> рублей, с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку истице в спорный период при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда, требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы с МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» являются обоснованными.
Согласно производственному календарю за 2012, 2013 годы, норма рабочего времени при 36 – часовой рабочей неделе составила в октябре 2012 года – 165,6 часов, ноябре – 151,2 часов, в декабре – 150,2 часов, в январе 2013 года – 122,4 часа, в феврале 2013 года – 143 часа, в марте 2013 года – 143 часа.
Истице начислено по основной работе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию недоначисленная заработная плата по основной работе в сумме <данные изъяты>
<данные изъяты>
Требование прокурора г. Лесосибирска обязать МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2» установить заработную плату истцы на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По отношению к истцу ответчик является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ.
При этом ответчик, является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты.
Кроме того, согласно п.9.2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г.Лесосибирска (в ред. Решения Лесосибирского городского совета депутатов от 25.11.2010 г. № 86 и от 26.11.2011 г. № 191), система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, виды и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и систему премирования, для работников муниципальных автономных учреждений устанавливается руководителем автономного учреждения по согласованию с учредителем с учетом норм трудового законодательства.
Таким образом, нарушенное право работника должно быть восстановлено путём установления заработной платы в предусмотренном законом размере 01 апреля 2013 года.
В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п.
2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты
которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от
уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход местного бюджета.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты> за требование о взыскании недоначисленной заработной платы, требование неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Гутник Т.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа № 2 по вольной борьбе» удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа № 2 по вольной борьбе» установить заработную плату Гутник Т.В. на одну ставку не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату с 01 апреля 2013 года.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа № 2 по вольной борьбе» в пользу Гутник Т.В. заработную плату за период с октября 2012 года – марта 2013 года в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа № 2 по вольной борьбе» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его вынесения, в Красноярский краевой суд подачей апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья: Л.В. Рафальская