Дело № 2-2183/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 10 апреля 2019 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Чинновой М.В.,
при секретаре Кормщиковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фарафоновой Л. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области о включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Фарафонова Л.А. обратилась в суд иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что {Дата изъята} она обратилась в Государственное учреждение - Управление ПФР в городе Кирове Кировской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии. Однако решением ответчика от {Дата изъята} {Номер изъят} в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, были зачтены периоды ее работы общей продолжительностью 28 лет 5 месяцев 27 дней. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не зачтены период отпуска по уходу за ребенком и курсы повышения квалификации, так как возможность их включения наравне с работой не предусмотрена Постановлением 781 и Правилами 516. С данным решением не согласна, просит обязать ответчика включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии период отпуска по уходу за ребенком с {Дата изъята} по {Дата изъята}, периоды курсов повышения квалификации: с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята} и назначить досрочную пенсию по старости с {Дата изъята}.
В судебном заседании истец Фарафонова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – УПФ в г. Кирове Кировской области по доверенности Токманова Е.Г. исковые требования не признала. Возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении досрочно пенсии.
Выслушав стороны, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Указанным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, в том числе: медицинская сестра, а также учреждения - больницы всех наименований.
В судебном заседании установлено, что {Дата изъята} Фарафонова Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление ПФР в городе Кирове Кировской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кирове от {Дата изъята} {Номер изъят} Фарафоновой Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия у нее требуемого специального стажа.
Как следует из указанного решения, подтвержденный документами специальный стаж истца на дату обращения составляет 28 лет 5 месяцев 27 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом в специальный стаж Фарафоновой Л.А. не был зачтен период отпуска по уходу за ребенком с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Из трудовой книжки истца, справки КОГБУЗ «Северная клиническая больница скорой медицинской помощи» от {Дата изъята} следует, что Фарафонова Л.А. работает в КОГБУЗ «Северная клиническая больница скорой медицинской помощи»: в период с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}.) по {Дата изъята}. работала в должности медицинской сестры палаты новорожденных в родильном отделении стационара; в период с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}) по {Дата изъята} работала в должности медицинской сестры в поликлинике, в период с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}) по {Дата изъята} работала в должности медицинской сестры в отделении ультразвуковой диагностики; в период с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}) по {Дата изъята} работала в должности медицинской сестры в отдалении лучевой диагностики; в период с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}) по настоящее время работает в должности старшей медицинской сестры в отделении ультразвуковой и функциональной диагностики стационара.
Как следует материалов дела, Фарафонова Л.А. работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В справке КОГБУЗ «Северная клиническая больница скорой медицинской помощи» имеются сведения о нахождении истца в отпуске по уходу за ребенком с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} по {Дата изъята}), с {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}) по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}), указанный период истец просит включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии.
Действующее пенсионное и трудовое законодательство не предусматривает включение периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях».
До {Дата изъята} в соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж работы.
Нормативные правовые акты подлежат применению к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно п.21 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела видно, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком после вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, следовательно, указанный период не подлежит включению в специальный стаж истца.
Истцом заявлены также требования о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации.
Как следует из справки КОГБУЗ «Северная клиническая больница скорой медицинской помощи» от {Дата изъята} Фарафонова Л.А. в период работы в учреждении направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}), с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}), с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}), с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от{Дата изъята}), с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}), с {Дата изъята} по {Дата изъята} (приказ {Номер изъят} от {Дата изъята}).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии законом «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной трудовой деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята}, с {Дата изъята} по {Дата изъята} подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 22 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию; днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенных судом периодов составляет менее 30 лет, требования Фарафоновой Л.А. о назначении ей пенсии с {Дата изъята} удовлетворению не подлежат. На дату рассмотрения дела судом право на назначение пенсии также отсутствует.
Поскольку оценка пенсионных прав граждан происходит на день обращения лица с соответствующим обращением в Управление ПФ РФ, требования истца о включении в специальный стаж для перерасчета пенсии отдельных периодов работы самостоятельными не считаются, так как направлены лишь на установление юридически значимых обстоятельств по делу с целью подтверждения требуемого специального стажа для перерасчета пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фарафоновой Л. А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области о назначении пенсии по старости с {Дата изъята} отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Чиннова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2019.