судья Н.А. Алексеев
дело № 33а-731
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 28 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя административного соистца Копельчука Я.по доверенности Н.А. Воробьевой и апелляционную жалобу О.Н. Щербакова, Л.Г. Шамиковой, О.Ю. Селивановой на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 января 2019 года по делу по административному исковому заявлению О.Н. Щербакова, Л.Г. Шамиковой, О.Ю. Селивановой:
о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее – УФНС по Москве) от 8 декабря 2017 года N 3219 о предстоящем исключении региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»» как недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;
о признании незаконным внесения УФНС по г. Москве в ЕГРЮЛ 15 марта 2018 года записи за государственным регистрационным номером 2187700154300 об исключении Региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»» из ЕГРЮЛ, о возложении обязанности на УФНС по г. Москве устранить допущенное нарушение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований,
у с т а н о в и л а:
О.Н. Щербаков, Л.Г. Шамикова, О.Ю. Селиванова, являющиеся членами «Московского городского отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»», обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением. Определением суда от 22 января 2019 года Копельчук Ярослав привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве административного соистца.
В обоснование требований о незаконности оспариваемых решений, вынесенных по причине отсутствия движения по счету общественной организации утверждали, что открытие счета некоммерческой организацией является, в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ее правом, а не обязанностью.
Относительно другого основания оспариваемого решения, касающегося не сдачи отчетной документации в налоговый орган за 2015 – 2017 годы указали, что такая документация направлялась в налоговый орган.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 января 2019 года постановлено: в удовлетворении административного иска О.Н. Щербакова, Л.Г. Шамиковой, О.Ю. Селивановой, Я. Копельчука отказать.
В апелляционной жалобе административных истцов О.Н. Щербакова, Л.Г. Шамиковой, О.Ю. Селивановой а также в апелляционной жалобе представителя административного соистца Я. Копельчука по доверенности Н.А. Воробьевой, ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии административные истцы: О.Ю. Селиванова, Л.Г. Шамикова, представители О.М. Щербакова по доверенностям В.В. Еремин, Э.А. Караев, представитель административного соистца Я. Копельчука по доверенности А.С. Шелудько поддержали доводы жалобы.
Представители УФНС России по г. Москве по доверенностям Г.Г. Митин, О.В. Старшинова, представители ИФНС России № 10 по г. Москве С.И. Медведев, М.В. Степанов просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке по доводам жалоб, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что 19 сентября 2017 года по адресу государственной регистрации РОО «МГО СЖР» (г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1 стр. 2) ИФНС России № 10 по Москве направлено письмо от 18 сентября 2017 года № 11-03/41872 (далее - извещение от 18 сентября 2017 года), согласно которому Организации сообщено, что она обладает признаками недействующего юридического лица, в связи с чем, налоговым органом начата процедура по ее исключению из ЕГРЮЛ.
Извещением от 18 сентября 2017 года Организации предложено обратиться в Инспекцию с заявлением о прекращении указанной процедуры с подтверждающими документами.
29 ноября 2017 года ИФНС № 10 в адрес УФНС по Москве в отношении РОО «МГО СЖР» направлены: Справка № 52977-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справка № 52977-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов по формам, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации № 32н «Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов».
8 декабря 2017 года УФНС по Москве принято решение № 3219 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ POО «Московское городское отделение общероссийской общественной организации «Союз Журналистов России» и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
13 декабря 2017 года данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».
15 марта 2018 года Управлением ФНС России в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица РОО «Московское городское отделение общероссийской общественной организации «Союз Журналистов России», фактически прекратившего деятельность по решению регистрирующего органа. За государственным регистрационным номером 2187700154300.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд руководствовался законностью решений налогового органа.
С данным решением суда не может согласиться судебная коллегия в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 7 августа 2006 года № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации» указано следующее. ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона № 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28.02.2006 № 32н согласно приложению № 1 и № 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации. Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.
Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2006 N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации" определен в приложении N 2 к вышеназванному Приказу.
В разделе II приложения N 2 к Приказу ФНС РФ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Анализируя вывод суда относительно достоверности утверждения выводов налогового органа касающихся отсутствия движения по счету общественной организации и не сдачи отчетной документации в налоговый орган за 2015 – 2017 годы судебная коллегия находит его верным, так как он подтверждается как изученными материалами дела, так и не отрицался административными истцами в заседании судебной коллегии.
Таким образом, принятое УФНС по Москве решение от 8 декабря 2017 года N 3219 о предстоящем исключении региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»» как недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в полной мере соотносится с предписаниями вышеприведенных правовых норм.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 23 декабря 1997 года N21-11, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 23 сентября 2014 года N 24-П, от 12 марта 2015 года N 4-П и другие), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на необходимость учета в правоприменительной практике, в том числе судебной, ранее сформулированных им подходов относительно правовых последствий принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения, в котором проверяемая норма закона, не признанная не соответствующей Конституции Российской Федерации, подвергается конституционно-правовому истолкованию.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что его решение, которым подтверждается конституционность нормы именно в данном им истолковании и тем самым исключается любое иное, то есть неконституционное, ее истолкование и применение, имеет в этой части такие же последствия, как и решение, которым норма признается не соответствующей Конституции Российской Федерации, что влечет утрату ею юридической силы, и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; оно не может быть пересмотрено другими органами или преодолено путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта либо посредством применения нормативного правового акта в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, а также обязывает всех правоприменителей, включая суды общей юрисдикции и арбитражные суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Юридическое последствие решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы, -прекращение ее действия (и, соответственно, применения) в неконституционном истолковании, а значит, утрата ею силы на будущее время в любом ином -расходящемся с выявленным конституционно-правовым - смысле, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что такая норма по общему правилу, вытекающему из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, частей первой, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, а правоприменительные органы обязаны учитывать сформулированную в нем позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой (постановления от 7 ноября 2012 года N 24-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П; определения от 11 ноября 2008 года N 556-О-Р, от 9 ноября 2010 года N 1437-О-П и другие).
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" указал, что наряду с институтом ликвидации юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о регистрации юридических лиц предусматривают механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность: непредставление юридическим лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление им операций хотя бы по одному банковскому счету (пункт 1 статьи 64.2 ГК Российской Федерации и статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"); исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК Российской Федерации).
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" с целью актуализации данных Единого государственного реестра юридических лиц (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 декабря 2011 года N 26-П и в определениях от 17 января 2012 года N 143-0-0 и от 17 июня 2013 года N 994-0, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции не руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П, и пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
Суд первой инстанции не учел фактических обстоятельств, подтверждающих активную деятельность общественной организации и неумышленный характер допущенных нарушений, выявленных налоговым органом.
По мнению судебной коллегии, выявленные административным истцом нарушения, не могли являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как внесение УФНС по г. Москве в ЕГРЮЛ 15 марта 2018 года записи об исключении Региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»» из ЕГРЮЛ, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав других лиц. В свою очередь исключение Организации из ЕГРЮЛ негативно отражается на правах большого количества граждан.
При таких обстоятельствах решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 января 2019 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
о п р е д е л и л а:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 января 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования административного иска.
Признать незаконным внесение УФНС по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц 15 марта 2018 года записи за государственным регистрационным номером 2187700154300 об исключении Региональной общественной организации «Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи