Решение по делу № 2-5211/2011 ~ М-5409/2011 от 02.11.2011

Дело № 2- 5211/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года         г. Уфа

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Кадыровой Э.Р.

при секретаре                                                                    Байбуриной Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Уфы о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Уфы обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона, мотивируя тем, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка соответствия федеральному законодательству постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2006 №3043 «О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1727 от 10.04.2006 года «Об исключении дома № 49 по ул. 3. Космодемьянской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда».

Пункты 1 - 3 постановления главы Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2006 № 3043 (далее - постановление) не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительства РБ от 30.12.2005 № 312 и акту приёма-передачи от 31.01.2006 в соответствии с договором передачи государственного имущества Республики Башкортостан от 31.01.2006 № 1739 городской округ город Уфа принял в муниципальную собственность общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

10.04.2006 издано постановление главы Администрации № 1727 «Об исключении <адрес> по ул. <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда». Пунктом 1 названного постановления предусматривалось исключение названного дома из состава жилищного фонда и признание его жилым домом для посемейного заселения.

Однако пунктами 1 - 3 постановления от 29.06.2006 № 3043 в постановление от 10.04.2006 № 1727 внесены изменения, согласно которым дом по ул. <адрес> исключён из состава общежитий и отнесён к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда; МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» поручено заключить с гражданами, проживающими в доме, договоры специализированного найма жилого помещения на служебные квартиры.

Между тем, в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из названной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и на них распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.

Исходя из приведённых положений законодательства, с момента передачи общежития в ведение органа местного самоуправления городского округа город Уфа у граждан, проживавших в общежитии, возникли фактические отношения социального найма занимаемых помещений, вне зависимости от формального отсутствия договора социального найма.

Факт проживания граждан в рассматриваемом дома подтверждается документами об оплате коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Таким образом, пункты 1 - 3 постановления главы Администрации от 29.06.2006 № 3043 не только нарушают жилищные права граждан, но и приняты с нарушением установленного порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

По указанным основаниям прокурором г. Уфы 18.07.2011 принесёт протест на отдельные положения постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2006 № 3043 «О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1727 от 10.04.2006 года «Об исключении <адрес> Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда».

Ответом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.08.2011 протест прокурора отклонён по тем основаниям, что здание по <адрес> не было включено в состав жилищного фонда, решение о признании его общежитием не принималось.

В своём ответе Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан ссылается на постановление главы администрации Кировского района г. Уфы от 25.11.2004 № 1611 «Об утверждении акта межведомственной комиссии на нежилое здание по <адрес>», которым сделан вывод о возможности перевода названного здания в жилой фонд.

Вместе с тем, следует отметить, что на тот момент действовало постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.12.1997 № 248 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилой площади в общежитиях, пользования ею, платы за жилье и коммунальные услуги», пункт 1.4 которого, в частности, предусматривал, что перевод общежитий в категорию жилых домов производится решением администрации района (кроме района в городе), города по предложению предприятий (учреждений, организаций), в чьем ведении находится общежитие.

Таким образом, наличие документов с упоминанием <адрес> как нежилого помещения само по себе не означает отсутствие у него статуса общежития.

Однако, как видно из акта приёма-передачи № 1739 от 31.01.2006 указанный дом передан из государственной в муниципальную собственность именно в качестве общежития. Статус здания как общежития обозначен также в постановлении главы администрации г. Уфы от 08.12.2003 № 5695 «О снятии с баланса РУНО Кировского района г. Уфы общежития, расположенного по адресу: <адрес>».

Отсутствие формального решения о наделении дома статусом общежития является упущением органов власти, обладающих полномочиями на управление данным зданием, и не должно препятствовать гражданам в реализации их прав.

Между тем, до настоящего времени указанное постановление в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведено.

В судебном заседании представитель Прокуратуры г. Уфы Мельникова Ю.А. заявление поддержала просила удовлетворить.

Представитель Буранбаевой В.М., Кильмухаметовой А.Б., Сабирова Д.Т., Хусаиновой А.Н. по доверенности Султанов А.И. в судебном иск прокурора поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостанпо доверенности Хасанова Г.Х. по доверенности от 05.03.2011г. №1/583-12в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать в связи с необоснованностью.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека гласит: в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте     об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из материалов дела постановлением главы муниципального образования Кировский район г. Уфы №1611 от 25.11.2004г. утвержден акт межведомственной комиссии на нежилое здание по <адрес>. В январе 2006г. общежитие по адресу <адрес> передано в муниципальную собственность, что подтверждается договором №1739 от 31.01.2006г. заключенный между Министерством имущественных отношений РБ и муниципальным образованием Городской округ г. Уфа РБ и актом приема-передачи.

Постановлением Главы администрации городского округа г. Уфа №1727 от 10.04.2006г. здание по <адрес> исключено из состава специализированного жилищного фонда и признать его жилым домом для посемейного заселения.

29 июня 2006г. Постановлением Главы администрации городского округа г. Уфа №3043 внесено изменение в данное постановление главы администрации городского округа г. Уфа №1727 от 10.04.2006г., где в пункте №2 указано " пункт 1 вышеуказанного постановления изложить в следующей редакции: "Исключить <адрес> городского округа г. Уфа Республики Башкортостан из состава общежития и отнести к служебным жилым помещениям специализированного фонда". Пунктом 3 постановления предусмотрено " в вышеуказанное постановление добавить пункт 2 следующего содержания:" 2. МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" заключить договоры специализированного найма жилого помещения на служебные квартиры с гражданами, указанными в приложении №1 к настоящему постановлению".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила) и Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (далее - Типовой договор найма жилого помещения).

Пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.

Пункт 12 Правил устанавливает, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных данными Правилами.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (статьи 27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации). Оспариваемые же положения, вводя запрет на приватизацию жилых помещений, напротив, не способствуют достижению этих целей.

Как указано в ПостановленииКонституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Установление запрета на приватизацию жилых помещений фактически свидетельствует об отступлении от провозглашенного статьей 19Конституции Российской Федерации принципа равенства и о дискриминации определенной категории граждан в зависимости от места жительства и рода занятий. Такой запрет не может не препятствовать осуществлению ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1, Конституции Российской Федерации), получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье из государственного и муниципального жилищного фонда в собственность, а следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также возможности требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечения одинаковых правовых предпосылок для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.

Таким образом, суд считает, что перевод <адрес> в г. Уфе из статуса «жилого дома» в статус «служебного жилого помещения», противоречит Конституции РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г., нарушает права граждан, проживающих в данном доме на приватизацию занимаемого жилого помещения, предусмотренное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, заявление Прокурора г. Уфы о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 45, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░ 29.06.2006 ░. №3043 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░ ░░ 10.04.2006░. №1727 "░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░> ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░".

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░            ░.░.░░░░░░░░

2-5211/2011 ~ М-5409/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура г.Уфы
Ответчики
Администрация ГО города Уфа
Другие
Сабиров Данис Тураханович
Кильмухаметовва Айгуль Барыевна
Хусаинова Айгуль Нигматовна
Буранбаева Василя Маратовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Кадырова Эльвира Раисовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--bkr.sudrf.ru
02.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2011Передача материалов судье
03.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2011Подготовка дела (собеседование)
11.11.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2011Предварительное судебное заседание
06.12.2011Судебное заседание
19.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее