Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-230/2019 (2а-5554/2018;) ~ М-5171/2018 от 01.11.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти самарской области в составе:

председательствующего     Марковой Н.В.

при секретаре     Кретининой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-230/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Халиулову Ф.М. о взыскании недоимки по налогам и сборам,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Халиулову Ф.М. о взыскании пени по транспортному налогу по требованию № 72077 от 25.11.2014 года в размере 2 729,74 руб.

В обоснование исковые требований указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества (три автомобиля). Ему было направлено налоговое уведомление № 873816об уплате транспортного налога за 2013 налоговый период в размере 30 875 руб. со сроком уплаты 17.11.2014 года. В последующем указанная сумма налога была уменьшена на 1 565 руб. и составила 29 310 руб. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога № 72077 от 25.11.2014 года с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Указанным требованием, в том числе, ответчику начислены пени по транспортному налогу в размере 4 930,80 руб. В последующем указанная сумма пени была уменьшена на 2 201,06 руб. и составила 2 729,74 руб. Однако ответчиком данное требование исполнено не было. Решением № 312 от 27.02.2018 года задолженность по транспортному налогу в размере 29 310 руб. была списана. Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2013 налоговый период у Халилова Ф.М. отсутствует. Имеется задолженность по уплате пени по транспортному налогу в размере 2 929,74 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле документам.

Административный ответчик Халиулов Ф.М. в судебном заседании в исковыми требования не согласился, просит в иске отказать, поскольку истцом пропущен срок исковой давности.

    Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.

В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Халиулова Фатыха Мансуровича было направлено налоговое уведомление № 873816 о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2013 год (три автомобиля) в общем размере 30 875 руб. Установлен срок оплаты до 17.11.2014 года.

Налоговое уведомление № 873816 направлено Халиулову Ф.М. 11.07.2014 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений со штампом Почты России.

В связи с неуплатой налога в адрес Халиулова Ф.М. было направлено требование об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 30 875 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 30.12.2014 года, что подтверждается требованием № 72077 по состоянию на 25.11.2014 года.

Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков оплаты транспортного налога в размере 4 930,80 руб.

Налоговое требование № 72077 направлено Халиулову Ф.М. 28.11.2014 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений со штампом Почты России.

Таким образом, Халиулов Ф.М. должен был исполнить требование об уплате транспортного налога за 2013 годы в срок не позднее до 30.12.2014 года. В указанный срок исполнение не последовало. Обязанность по уплате налогов в бюджет налогоплательщик самостоятельно не исполнил, доказательств обратного суду не представлено.

В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пункт 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет имущества физического лица налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Согласно налогового требования № 72077 срок исполнения установлен до 30.12.2014 года.

06.03.2015 года налоговым органом подано мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Халилова Ф.М. транспортного налога в размере 30 975 руб. и пени по транспортному налогу в размере 4 930,80 руб.

Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа подано в суд общей юрисдикции в предусмотренные законом сроки.

10.03.2015 года мировой судья судебного участка № 117 Самарской области вынес судебный приказ о взыскании с Халилова Ф.М. задолженности по транспортному налогу в размере 30 975 руб. и пени по транспортному налогу в размере 4 930,80 руб.

Определением от 18.05.2018 указанный судебный приказ был отменен.

После отмены судебного приказа налоговый орган 01.11.2018 года обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу, то есть в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.

В связи с изложенным, доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности судом не принимаются как несостоятельные.

В рамках рассмотрения данного иска, сторона административного истца указывает, что сумма транспортного налога за 2013 год и размер пени по транспортному налогу были налоговым органом уменьшены до 29 310 руб. и 2 729,74 руб. соответственно, в связи с тем, что основная задолженность ответчику была списана налоговым органом.

Суд отмечает, что 28 декабря 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 3).

В силу пункта 3 указанной нормы обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

- с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно статье 59 Налогового кодекса РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.

Из содержания статьи 12 Закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.

Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.).

С учетом изложенного, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан, образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.

Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона N 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017 года.

Из искового заявления следует, что решением налогового органа № 312 от 27.02.2018 года долг Халилова Ф.М. по транспортному налогу за 2013 года в размере 29 310 руб. был списан.

Однако истец настаивает на удовлетворении заявленный требований о взыскании с Халилова Ф.М. пени по транспортному налогу в размере 2 729,74 руб., начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2013 год.

Между тем, в силу положений ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию не только недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, но и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.

Согласно п. 3 ст. 11 Налогового кодекса РФ под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Судом установлено, что заявленные к взысканию в данном деле пени по транспортному налогу начислены на транспортный налог за 2013 год со сроком уплаты до 30.12.2014 года, то есть недоимка образовалась до 01.01.2015 года.

Таким образом, к рассматриваемой задолженности по пени подлежат применению положения статьи 12 Закона № 436-ФЗ о списании долга по налогам, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Халилову Ф.М. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу следует отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2019 года.

Председательствующий

2а-230/2019 (2а-5554/2018;) ~ М-5171/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Халиулов Ф.М.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Маркова Н. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
01.02.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.02.2019Подготовка дела (собеседование)
06.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2019Судебное заседание
01.11.2018Регистрация административного искового заявления
01.11.2018Передача материалов судье
02.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2018Подготовка дела (собеседование)
15.01.2019Подготовка дела (собеседование)
06.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
01.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее