Дело № 2-1-1438/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Суетиной М.В.,
при секретаре Гришукове О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 19 февраля 2020 года гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района Калужской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Калужской области «Калугадорзаказчик» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
16 января 2020 года прокурор Дзержинского района Калужской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на государственное казенное учреждение Калужской области «Калугадорзаказчик» (далее по тексту – ГКУ КО «Калугадорзаказчик») обязанности по установке стационарного электрического освещения и организации выполнения работ по строительству тротуара на автомобильной дороге «Калуга-Медынь» на участке с 41 км+388м по 42км.+650м. Уточнив требования, просил признать незаконным бездействие ГКУ КО «Калугадорзаказчик», обязать ГКУ Калужской области «Калугадорзказачик» обратиться в уполномоченный орган с целью утверждения проведения работ по установке стационарного электрического освещения и организовать выполнение работ по строительству тротуара на автомобильной дороге «Калуга-Медынь» на участке с 41 км+388м по 42км.+650м в государственную программу Калужской области «развитие дорожного хозяйства Калужской области».
В обоснование требований сослался на то, что на отдельном участке указанной автодороги Дзержинского района в нарушение п.4.5 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар (пешеходная дорожка), а также в нарушение п.3.18 ГОСТа Р 52765-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение. Данные обстоятельства способствуют созданию аварийных ситуаций в ночное время, нарушают права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерства дорожного хозяйства Калужской области.
В судебном заседании прокурор Караджаев Д.К. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГКУ Калужской области «Калугадорзакзачик» по доверенности - Митюшкин Г.В. возражал против уточненных исковых требований.
Представитель третьего лица министерства дорожного хозяйства Калужской области по доверенности – Костяев С.Д. возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Дзержинского района Калужской области совместно с отделом ГИБДД ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Калуга-Медынь».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения. ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 г ода «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 г.).
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом установлено, что автомобильная дорога «Калуга – Медынь» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Калужской области (идентификационный номер – 29 ОП РЗ 29К-008) и входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области, утвержденный Постановлением Правительства Калужской области от 11 октября 2010 года №401.
Из материалов дела следует, что указанная автомобильная дорога находится в собственности Калужской области, на основании Приказа №604-п Министерства экономического развития Калужской области от 18 августа 2011 года, в оперативном управлении – ГКУ КО «Калугадорзакзачик».
В ходе проведенных прокурором проверок установлено, что на участке автодороги с 41 км+388м по 42км.+650м в нарушение п.4.5 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар (пешеходная дорожка), а также в нарушение п.3.18 ГОСТа Р 52765-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены стороной ответчика.
Судом также установлено, что ГКУ КО «Калугадорзаказчик» осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной программой Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области», утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 06 февраля 2019 года № 68 со сроком реализации в 2019-2024 годы.
В соответствии с пунктами 4.13, 4.16 указанной программы функции по исполнению программных мероприятий, связанных с осуществлением дорожной деятельности: строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений, в том числе по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на территории Калужской области, в качестве государственного заказчика исполняют государственные учреждения, подведомственные министерству дорожного хозяйства Калужской области, дополнительная информация по мероприятиям подпрограммы утверждается приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области о реализации государственной программы Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области» на соответствующий финансовый год и плановый период.
В целях реализации Государственной программы Приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области от 20 декабря 2019 года №181 утвержден перечень дорожных объектов, с указанием видом дорожных работ, сроков их выполнения, объемов финансирования.
20 декабря 2019 года между министерством дорожного хозяйства Калужской области и ГКУ КО «Калугадорзакзачик» заключен договор №ДХ-2020 на выполнение функций заказчика-застройщика по осуществлению дорожной деятельности, в частности: строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Калужской области, а также на выполнение функций по организации дорожного движения на 2020-2024 годы.
Подпунктами 2.1.2 и 2.2.1 указанного договора предусмотрено, что министерство дорожного хозяйства, в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере поступления средств на свои счета перечисляет Учреждению средства на финансирование работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, организации дорожного движения и обеспечению безопасности дорожного движения, в объемах, указанных в приложении №1 к договору.
Лимиты бюджетных обязательств для ГКУ КО «Калугадорзаказчик» формируются главным распорядителем бюджетных средств по дорожной деятельности – министерством дорожного хозяйства Калужской области, на основании законов Калужской области об областном бюджете и Государственной программой.
Работа по устройству электроосвещения на участках автодорог регионального и межмуниципального значения Калужской области, проходящих через населенные пункты, ГКУ КО «Калугадорзаказчик» ведется исходя из объемов финансирования, установленных государственной программой Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области», утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 06 февраля 2019 года на № 68. Мероприятия (выполнения работ) осуществляются с учетом многочисленных объектов транспортной инфраструктуры, в том числе влияющих на транспортную безопасность и безопасность дорожного движения.
Решение о включении в названную программу каких-либо дорожных работ принимается исходя из комплексной оценки состояния всей сети автомобильных дорог регионального и муниципального значения Калужской области, соответствия их требованиям к обеспечению безопасности дорожного движения, установленных программой основных приоритетов развития автомобильных дорог Калужской области, возникающих первоочередных задач и с учетом предусмотренных на очередной год объемов финансирования (в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5.1 Закона Калужской области от 26 сентября 1996 года №51 «О правительстве Калужской области» на заседаниях Правительства рассматриваются проекты государственных программ Калужской области.
Согласно пункту 9 раздела 1 «Общие положения» «Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации», утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 17 июля 2013 года №366, государственная программа утверждается Правительством Калужской области.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм закона и пояснений ответчика, работы по установке стационарного электрического освещения и выполнение работ по строительству тротуара должны быть включены в Государственную программу нового объекта, утвержденную Правительством Калужской области.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в установленном законом порядке принято решение о включении указанных видов работ по обустройству автомобильной дороги «Калуга-Медынь» на данном участке в государственную программу Калужской области.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Уставом ГКУ КО «Калугадорзакзачик», утвержденным приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области от 31 мая 2006 года, в рамках полномочий ГКУ КО «Калугадорзаказчик» вправе обратиться в министерство дорожного хозяйства Калужской области с предложением о включении работ по строительству тротуара и обустройству стационарным электрическим освещением на автодороге «Калуга-Медынь» на участке с 41 км-388м по 42 км. +650 м Дзержинского района в государственную программу дорожных работ. Реализация данных мероприятий возможна в рамках реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги с разработкой проектно-сметной документации, прохождением государственной экспертизы и последующим выполнением строительно-монтажных работ. Организовать проведение подрядчиком работ по реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги путем заключения государственного контракта и производить их оплату ГКУ КО «Калугадозаказчик» вправе будет только при условии, если эти дорожные работы предусмотрены Государственной программой, Приказом и Договором.
Из материалов дела также следует, что 11 ноября 2019 года за исх. №4450-19 ГКУ КО «Калугадорзаказчик» в лице начальника М.Л. Голубева по результатам рассмотрения представления №31/13255 от 21 октября 2019 года об устранении нарушений административного законодательства, на участке автомобильной дороги Калуга – Медынь в черте населенного пункта г. Кондрово Дзержинского района, обратилось письменно в Министерство дорожного хозяйства Калужской области с предложением о внесении в программу дорожных работ реконструкцию участка автомобильной дороги «Калуга-Медынь» на участке с 40 кв+532м по 42км+404м г. Кондрово в Дзержинском районе, устройство электроосвещения и тротуаров на 2021-2023 годы.
Данное обращение рассмотрено Министерством дорожного хозяйства Калужской области и будет учтено при формировании новой программы. Указанное подтверждается пояснениями третьего лица и материалами дела.
На основании исследованных в совокупности доказательств, в силу вышеприведенных требований закона, положений устава и договора №ДХ-2020 достаточных оснований для признания незаконным бездействия ГКУ КО «Калугадорзакзачик» и возложения на ГКУ КО «Калугадорзаказчик» обязанности обратиться в уполномоченный орган с целью утверждения проведения работ по установке стационарного электрического освещения и организовать выполнение работ по строительству тротуара ена автомобильной дороге «Калуга – Медынь» на участке с 41 км.+388 м по 42 км.+650м в государственную программу Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области» не имеется, поскольку в рамках полномочий ГКУ КО «Калугадорзаказчик» обязательства по оформлению письменного обращения о включении указанных работ по обустройству автомобильной дороги «Калуга-Медынь» на спорном участке в государственную программу Калужской области исполнены, организация выполнения ремонтных работ при отсутствии принятого в установленном порядке решения собственника в лице его уполномоченных органов не может быть проведена ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░ 2020 ░░░░