Дело № 12-205/2020
(у мирового судьи № 5-625/2019-165) Мировой судья Ревва О.В.
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 21 января 2020 года
Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Васильева Л.В., рассмотрев в судебном заседании с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - Ефимчук Любови Вячеславовны, действующей на основании доверенности,
дело об административном правонарушении по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 165 Санкт-Петербурга от 05 ноября 2019 года по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица -
ведущего специалиста-эксперта Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Петровой Анастасии Евгеньевны, <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 165 Санкт-Петербурга от 05 ноября 2019 года Петрова А.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде предупреждения.
Вина Петровой А.Е. установлена в том, что она совершила административное правонарушение - несоблюдение должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, а именно:
Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также во исполнение п.9.6 решения коллегии прокуратуры Санкт- Петербурга «Об итогах работы органов прокуратуры Санкт-Петербурга и задачах по укреплению законности и правопорядка» проведена проверка соблюдения органами контроля (надзора) требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в отношении органов местного самоуправления.
При проверке представленных в прокуратуру района материалов установлено, что на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки №78-05-18/19-1179-2019 от 27.02.2019 ведущим специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора Петровой А.Е, в период с 06.03.2019 года по 03.04.2019 проведена проверка в отношении Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка, место нахождения; Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.7, на основании поступившего в ТО Роспотребнадзора обращения гражданки Борисовской Т.Я., по результатам которой, в деятельности Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка выявлены нарушения. При этом статья 77 Федерального закона №131 регламентирует, что внеплановые проверки проводятся только по согласованию с прокуратурой. Таким образом, Петрова А.Е., являясь должностным лицом органа государственного контроля - ведущим специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу, в отсутствие законных оснований для проведения внеплановой документарной проверки, подготовила распоряжение № 78-05-18/19-1179-2019 от 27.02.2019 о проведении внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления - Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка с целью проверки доводов изложенных в обращении заявителя Борисовской Т.Я., после чего в отсутствие оснований провела проверку, согласно акта проверки от 03.04.2019 № 78-05-18- 1179, 06.03.2019 с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, 14.03.2019 с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, 06.04.2019 с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут. В нарушение ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть Петрова А.Е. Санкт-Петербург по адресу ул.Сестрорецкая, д. 7, 06.03.2019 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Петрова А.Е. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что в оспариваемом постановлении указано, что процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления регламентирована прежде всего положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно преамбуле Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. При этом в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора).
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи судебного участка № 165 о том, что процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления регламентирована прежде всего положениями Федерального закона № 131-ФЗ является необоснованным и подлежит отклонению.
Положения ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержат в себе общие требования к проведению внеплановых проверок, при этом требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определяют (конкретизируют) какие из внеплановых проверок подлежат обязательному согласованию с органом Прокуратуры.
В связи с чем, ввиду проведения Петровой А.Е. в отношении органа местного самоуправления - Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка внеплановой документарной проверки, требования действующего законодательства в части организации и осуществления государственного контроля (надзора) последней нарушены не были.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам рассмотрения обращений и заявлений граждан.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 1 Настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из обстоятельств дела следует, что заместителем руководителя Управления в отношении Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка издано распоряжение от 27.02.2019 № 78-05-18/19-1179-2019. В адрес названного юридического лица направлен запрос должностного лица о предоставлении документов необходимых для осуществления проверочных мероприятий.
Адрес местонахождения Северного территориального отдела: Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкарская, д.18.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения и т.д.
В связи с чем, вывод мирового судьи судебного участка № 165 Санкт-Петербурга о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя прокурора Приморского района Санкт- Петербурга юриста 1 класса Куницкого М.П. от 20.09.2019 содержит все сведения предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, является необоснованным и подлежит отклонению.
Петрова А.Е. и защитник Ефимчук Л.В. доводы жалобы поддержали в судебном заседании. Дополнили, что в постановлении мирового судьи неверно указано место и время совершения правонарушения. Время совершения правонарушения – указана первая дата, когда были на основании запроса истребованные документы, то есть 06 марта 2019 года. При этом, сам запрос подписан не Петровой, а начальником Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Мякишевой С.Н. Внеплановая документарная проверка проводилась, согласно распоряжению, с 06 марта 2019 года по 03 апреля 2019 года. Акт проверки составлен 03.04.2019 года.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Материалами дела установлено, что 27.02.2019 года Роспотребнадзором издано распоряжение №78-05-18/19-1179-2019 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка. Период проведения внеплановой документарной проверки – с 06 марта по 03 апреля 2019 года.
По результатам внеплановой документарной проверки ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах Петровой А.Е. 03 апреля 2019 года составлен соответствующий акт о выявленных нарушениях.
Согласно части 1 ст.19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Петровой А.Е. вменяется в вину проведение проверки без согласования с органами прокуратуры.
При этом, мировым судьей не оценено, что проверка в отношении Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка проводилась в форме внеплановой документарной проверки, а ответственность по части 1 ст.19.6.1 КоАП РФ предусмотрена за отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, регламентированы статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления).
Согласно части 2.6 данной статьи внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании, обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам рассмотрения обращений и заявлений граждан.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 1 Настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
При этом Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предусмотрено согласование с прокурором проведения внеплановой документарной проверки.
Данные нормы являются специальными по отношению к установленным Законом об организации местного самоуправления требованиям и поэтому подлежат применению при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, мировым судьей неверно определено место совершения правонарушения, вменяемого в вину Петровой А.Е.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 1 Настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Адрес местонахождения Северного территориального отдела: Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкарская, д.18.
Следовательно, указание в постановлении мирового судьи, что местом совершения правонарушения является адрес места нахождения Местной Администрации Муниципального образования Муниципальный округ Черная речка: Санкт-Петербург, ул.Сетрорецкая д.7, не основано на положениях ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Петровой А.Е. состава правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
В связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу в отношении Петровой А.Е. – прекращению на основании п.2 части 1 ст.25.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 165 Санкт-Петербурга от 05 ноября 2019 года по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении Петровой А.Е. – отменить.
Производство по делу в отношении Петровой А.Е. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Л.В. Васильева