Судья Чуряев А.В. Дело № 33-1967/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2019 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой Альбины Рудольфовны к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Шерстневой Альбины Рудольфовны на решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г., которым исковые требования Шерстневой Альбины Рудольфовны оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шерстневу А.Р. и ее представителя по доверенности Чеботарева А.Т., третье лицо Попову Л.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афонину С.В., представителя третьего лица администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области Гурьевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем с 2007 г. имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
В декабре 2018 г. ответчик отказал ей в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2018 г. в связи с недостаточностью средств социальной выплаты (с учетом состава семьи и стажа работы).
Указала, что исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом стажа работы от 25 до 30 лет (коэффициент 0,9), при общей площади 33 кв.м. исходя на одного человека (истца) и стоимости 1 кв.м. жилья в размере 42 753 руб. размер выплаты по сертификату, рассчитанному на состав семьи один человек (истец) составляет <...> руб. При этом, по информации ответчика на декабрь 2018 г. остаток государственного жилищного сертификата составлял <...> руб., указанной суммы было бы достаточно для предоставления ей жилищного сертификата.
Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила суд обязать ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат за 2018 г. с размером социальной выплаты на дату его выдачи из расчета состава семьи один человек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения <адрес>, дочь и внучка истца - Попова Л.A., Попова Э.А.
Ответчик исковые требования не признавал, полагал, что Шерстневой А.Р. нарушена процедура подачи документов на получение жилищного сертификата, поскольку заявление было написано в произвольной форме, а не аявление/рапорт согласно установленной формы, отсутствовали сведения о членах семьи лица, желающего получить сертификат. Кроме того, при расчете размера жилищной субсидии с учетом членов семьи Шерстневой А.Р. (дочка, внучка), указанная социальная выплата истцу не положена.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда как незаконное.
Указывает, что суд ошибочно сделал вывод о непредставлении истцом необходимого пакета документов, указанного в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и оформлению заявления о выдаче жилищного сертификата не по установленной форме.
Считает, что вывод суда о неуказании в заявлении о выдаче жилищного сертификата состава семьи противоречит п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Обращает внимание, что исключение ответчиком из членов семьи истца зятя (мужа дочери, членом семьи которой он является) ФИО11 и произведение расчета социальной выплаты исходя из трех человек, а не из четырех, является незаконным и противоречит материала дела и законодательству о предоставлении государственных жилищных сертификатах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее – Положение).
В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила).
Согласно п. 17 указанных Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 01 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи один человек.
27 мая 2013 г. постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 г. отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г., по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
На основании постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от <дата> №, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
04 июня 2017 г. истец обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о включении ее в сводный список граждан - участников программы «Жилище» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2018 году.
Протоколом № заседания рабочей группы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации от <дата> истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты, рассчитываемой с учетом состава семьи и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с непредставлением истцом необходимых документов, установленных п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
При проверке доводов и возражений рассматриваемого спора судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что заявление о выдаче государственного жилищного сертификата в июне 2017 года истцом оформлено не по форме, установленной Приложением № 5 к указанным выше Правилам.
Так, согласно выписке из похозяйственной книги администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> дочерью Поповой Л.А., внучкой Поповой Э.А. и зятем ФИО11, с которыми она ведет общее хозяйство, что ею не оспаривается.
Между тем в заявлении от 04 июня 2017 г. о включении ее в список граждан для получения государственного жилищного сертификата на 2018 г. истец состав своей семьи не указала. Заявление/рапорт по форме согласно приложению №, а также документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №.1 к заявлению не приложила.
Ввиду отсутствия у ответчика сведений о составе семьи истца, на основании заявления от 04 июня 2017 г., последняя была включена в сводный реестр лиц, желающих получить субсидию составом семьи один человек.
Вместе с тем, при расчете жилищной субсидии, согласно материалам учетного дела истца Шерстневой А.Р., ответчиком было установлено, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № в связи с изменением состава семьи истца и на основании личного заявления Шерстневой А.Р., в постановление администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № были внесены изменения с указанием на то, что истец поставлена на очередь в составе трех человек - она, ее дочь Попова Л.A. и внучка Попова Э.А.
Из представленного ответчиком расчета следует, что с учетом состава семьи истца, состоящей из трех человек, истцу была рассчитана социальная выплата в размере 2 077 796 руб. (при условии, что у ответчика отсутствовали сведения о нахождении в собственности члена семьи истца жилого помещения).
Всего на 2018 г. Орловской области для обеспечения рассматриваемой категории граждан государственными жилищными сертификатами выделено 2 212 000 руб., из которых было израсходовано для выдачи государственного жилищного сертификата на сумму 936 738 руб. очереднику первой очереди. Оставшиеся денежные средства в размере 1 275 262 руб. явились не достаточными для выдачи истцу государственного жилищного сертификата по произведенным ответчиком расчетам, на состав семьи три человека и при отсутствии сведений о намерении безвозмездного отчуждения либо оставления в собственности членов семьи истца жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.
При проверке возражений ответчика, судом перовой инстанции установлено, что дочь истца – Попова Л.A. является собственником жилого дома площадью 45,4 кв.м. с земельным участком с кадастровым номером № площадью 2 098 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 67).
Согласно п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Поскольку сведениями о том, что Попова Л.А. имеет в собственности жилое помещение, ответчик при расчете размера субсидии на семью Шерстневой А.Р. в ноябре 2018 г не располагал, субсидия была рассчитана по нормативу на состав семьи из трех человек и составила <...> руб. В связи с отсутствием указанной суммы в наличии, ответчиком было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции было установлено, что Попова Л.А. не имеет намерения отказываться от своей собственности.
Между тем, согласно п. 16(2) Правил № 153 в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
При расчете размера субсидии, исходя из состава семьи истца три человека, с учетом указанных выше разъяснений Правил, судом установлено, что норматив общей площади жилого помещения истца составит 8,6 кв.м.: ((18х3) -45,4), что меньше 18 кв.м. При таких условиях у Шерстневой А.Р. отсутствует право на получение жилищного сертификата.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе Шерстневой А.Р. в удовлетворении заявленных требований, и признает доводы апелляционной жалобы истца в части того, что жилищный сертификат должен был быть рассчитан на состав семьи один человек, либо на состав семьи 4 человека с учетом дочери, зятя и внучки несостоятельными.
В силу части 1 ст. 4 Закона Орловской области от 06 февраля 2006 г. № 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления.
Обстоятельствами дела установлено, что при расчете размера жилищной субсидии, состав семьи Шерстневой А.Р. составлял три человека: она, дочь Попова Л.И. и внучка Попова Э.А., что подтверждается постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> №, которое никем не оспорено и является действующим.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой Альбины Рудольфовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Чуряев А.В. Дело № 33-1967/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2019 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой Альбины Рудольфовны к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Шерстневой Альбины Рудольфовны на решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г., которым исковые требования Шерстневой Альбины Рудольфовны оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шерстневу А.Р. и ее представителя по доверенности Чеботарева А.Т., третье лицо Попову Л.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афонину С.В., представителя третьего лица администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области Гурьевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем с 2007 г. имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
В декабре 2018 г. ответчик отказал ей в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2018 г. в связи с недостаточностью средств социальной выплаты (с учетом состава семьи и стажа работы).
Указала, что исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом стажа работы от 25 до 30 лет (коэффициент 0,9), при общей площади 33 кв.м. исходя на одного человека (истца) и стоимости 1 кв.м. жилья в размере 42 753 руб. размер выплаты по сертификату, рассчитанному на состав семьи один человек (истец) составляет <...> руб. При этом, по информации ответчика на декабрь 2018 г. остаток государственного жилищного сертификата составлял <...> руб., указанной суммы было бы достаточно для предоставления ей жилищного сертификата.
Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просила суд обязать ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат за 2018 г. с размером социальной выплаты на дату его выдачи из расчета состава семьи один человек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения <адрес>, дочь и внучка истца - Попова Л.A., Попова Э.А.
Ответчик исковые требования не признавал, полагал, что Шерстневой А.Р. нарушена процедура подачи документов на получение жилищного сертификата, поскольку заявление было написано в произвольной форме, а не аявление/рапорт согласно установленной формы, отсутствовали сведения о членах семьи лица, желающего получить сертификат. Кроме того, при расчете размера жилищной субсидии с учетом членов семьи Шерстневой А.Р. (дочка, внучка), указанная социальная выплата истцу не положена.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда как незаконное.
Указывает, что суд ошибочно сделал вывод о непредставлении истцом необходимого пакета документов, указанного в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и оформлению заявления о выдаче жилищного сертификата не по установленной форме.
Считает, что вывод суда о неуказании в заявлении о выдаче жилищного сертификата состава семьи противоречит п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Обращает внимание, что исключение ответчиком из членов семьи истца зятя (мужа дочери, членом семьи которой он является) ФИО11 и произведение расчета социальной выплаты исходя из трех человек, а не из четырех, является незаконным и противоречит материала дела и законодательству о предоставлении государственных жилищных сертификатах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее – Положение).
В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила).
Согласно п. 17 указанных Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 01 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи один человек.
27 мая 2013 г. постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 марта 2014 г. отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20 ноября 2013 г., по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
На основании постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от <дата> №, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
04 июня 2017 г. истец обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о включении ее в сводный список граждан - участников программы «Жилище» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2018 году.
Протоколом № заседания рабочей группы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации от <дата> истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты, рассчитываемой с учетом состава семьи и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с непредставлением истцом необходимых документов, установленных п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
При проверке доводов и возражений рассматриваемого спора судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что заявление о выдаче государственного жилищного сертификата в июне 2017 года истцом оформлено не по форме, установленной Приложением № 5 к указанным выше Правилам.
Так, согласно выписке из похозяйственной книги администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> дочерью Поповой Л.А., внучкой Поповой Э.А. и зятем ФИО11, с которыми она ведет общее хозяйство, что ею не оспаривается.
Между тем в заявлении от 04 июня 2017 г. о включении ее в список граждан для получения государственного жилищного сертификата на 2018 г. истец состав своей семьи не указала. Заявление/рапорт по форме согласно приложению №, а также документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №.1 к заявлению не приложила.
Ввиду отсутствия у ответчика сведений о составе семьи истца, на основании заявления от 04 июня 2017 г., последняя была включена в сводный реестр лиц, желающих получить субсидию составом семьи один человек.
Вместе с тем, при расчете жилищной субсидии, согласно материалам учетного дела истца Шерстневой А.Р., ответчиком было установлено, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № в связи с изменением состава семьи истца и на основании личного заявления Шерстневой А.Р., в постановление администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № были внесены изменения с указанием на то, что истец поставлена на очередь в составе трех человек - она, ее дочь Попова Л.A. и внучка Попова Э.А.
Из представленного ответчиком расчета следует, что с учетом состава семьи истца, состоящей из трех человек, истцу была рассчитана социальная выплата в размере 2 077 796 руб. (при условии, что у ответчика отсутствовали сведения о нахождении в собственности члена семьи истца жилого помещения).
Всего на 2018 г. Орловской области для обеспечения рассматриваемой категории граждан государственными жилищными сертификатами выделено 2 212 000 руб., из которых было израсходовано для выдачи государственного жилищного сертификата на сумму 936 738 руб. очереднику первой очереди. Оставшиеся денежные средства в размере 1 275 262 руб. явились не достаточными для выдачи истцу государственного жилищного сертификата по произведенным ответчиком расчетам, на состав семьи три человека и при отсутствии сведений о намерении безвозмездного отчуждения либо оставления в собственности членов семьи истца жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.
При проверке возражений ответчика, судом перовой инстанции установлено, что дочь истца – Попова Л.A. является собственником жилого дома площадью 45,4 кв.м. с земельным участком с кадастровым номером № площадью 2 098 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 67).
Согласно п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Поскольку сведениями о том, что Попова Л.А. имеет в собственности жилое помещение, ответчик при расчете размера субсидии на семью Шерстневой А.Р. в ноябре 2018 г не располагал, субсидия была рассчитана по нормативу на состав семьи из трех человек и составила <...> руб. В связи с отсутствием указанной суммы в наличии, ответчиком было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции было установлено, что Попова Л.А. не имеет намерения отказываться от своей собственности.
Между тем, согласно п. 16(2) Правил № 153 в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
При расчете размера субсидии, исходя из состава семьи истца три человека, с учетом указанных выше разъяснений Правил, судом установлено, что норматив общей площади жилого помещения истца составит 8,6 кв.м.: ((18х3) -45,4), что меньше 18 кв.м. При таких условиях у Шерстневой А.Р. отсутствует право на получение жилищного сертификата.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе Шерстневой А.Р. в удовлетворении заявленных требований, и признает доводы апелляционной жалобы истца в части того, что жилищный сертификат должен был быть рассчитан на состав семьи один человек, либо на состав семьи 4 человека с учетом дочери, зятя и внучки несостоятельными.
В силу части 1 ст. 4 Закона Орловской области от 06 февраля 2006 г. № 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления.
Обстоятельствами дела установлено, что при расчете размера жилищной субсидии, состав семьи Шерстневой А.Р. составлял три человека: она, дочь Попова Л.И. и внучка Попова Э.А., что подтверждается постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> №, которое никем не оспорено и является действующим.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой Альбины Рудольфовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи