№2–59/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 5 марта 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Терентьевой Е.В. к администрации сельского поселения «Зеленец» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
установил:
Терентьева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Зеленец» о возложении обязанности предоставить ей на условиях договора социального найма, вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 42 квадратных метров на состав семьи три человека – истец, ее дети - Терентьева К.И.., и К.. В обоснование заявленных требований указала, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, - в котором была зарегистрирована и проживала ее семья, <дата> года был уничтожена в результате пожара, после чего некоторое время истец арендовала жилье до момента, когда родственники предоставили истцу для проживания индивидуальный неблагоустроенный жилой дом, расположенный по адресу: ул. <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, где семья истца проживает с октября 2005 года по настоящее время. Постановлением администрации сельского поселения «Зеленец» от 24.08.2011 семья истца в составе 4 человек признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. По настоящее время истец жилым помещением не обеспечена. Полагает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить её семье благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Терентьева К.И. и Терентьева О.. Последняя, будучи надлежащим образом извещенной о рассмотрении дела, в судебном заседание не явилась.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Истец Терентьева Е.В. и её представитель Лажанев М.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просили суд удовлетворить исковые требования и возложить обязанность на ответчиков предоставить истцу с составом семьи три человека (с учетом Терентьевой К.И. и К.) благоустроенное жилое помещение в границах с.Зеленец, соответствующее установленным законом нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в соответствующем населенном пункте.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Зеленец» Верещагина Е.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями Терентьевой Е.В. не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что
Третье лицо Терентьева К.И. в судебном заседании поддержала исковые требования Терентьевой Е.В.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Терентьевой Е.В., при этом руководствуясь следующим.
Закрепляя право каждого на жилище (ч. 1 ст. 40) и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно 4.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что истец Терентьева Е.В. проживала в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Согласно похозяйственной книги дом принадлежал родителям истца – Л. и П.
Как следует из сообщения Отдела надзорной деятельности Сыктывдинского района УНД ГУ МЧС России по РК в результате пожара, произошедшего <дата>, указанный жилой дом уничтожен огнем на поэтажной площади <данные изъяты> В качестве причины пожара указано на неосторожное обращение с огнем, виновное лицо – С.
На момент пожара в доме проживали - Л.., П.., истец с детьми Терентьевой О.., Терентьевой К.И.., К.
<дата> умерла мать истца П.., <дата> – умер ее отец Л.
Постановлением администрации сельского поселения «Зеленец» от 18.06.2008 № 6/115 «Об утверждении наименований улиц в д. Парчег муниципального образования сельского поселения «Зеленец»» утверждены наименования улиц в д. Парчег, в том числе улица Шордор (на коми языке) переименована на ул. Ручейная (на русском языке).
Постановлением администрации сельского поселения «Зеленец» от 03.06.2010 № 6/126 земельному участку, ранее принадлежащему Ладанову В.Я., расположенному по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми присвоен новый почтовый адрес и номерной знак - <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми
В соответствии с Постановлением администрации сельского поселения «Зеленец» от 24.08.2011 года № 8/214 семья истца, состоящая из четырех человек, в том числе ее дети <данные изъяты> признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
На сегодняшний день истец с указанным составом семьи состоит на соответствующем учете.
Терентьева Е.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что то, что после уничтожения в результате пожара жилого дома, являющегося единственным местом проживания, истец арендовала жилье в с.Зеленец в течение трех месяцев. В октябре 2005 года родственница истца - Р. предоставила семье истца для временного проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми. 22.08.2008 Терентьева Е.В. с детьми зарегистрирована по месту жительства по данному адресу. В настоящий момент собственниками жилого дома являются Терентьева О. и А.. – по ? доле каждый. Зарегистрированы по указанному адресу – истец, ее дети - Терентьева К.И., Терентьева О., К., являющаяся <данные изъяты>; фактически проживают истец, Терентьева К.И., К. и Р.. Истец в установленном законом порядке признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На неоднократные обращения к ответчику по вопросу обеспечения жилым помещением в связи с утратой занимаемого жилого помещения истец была уведомлена, что в собственности сельского поселения отсутствует свободное жилое помещение, которое может быть предоставлено по договору социального найма, отсутствуют денежные средства на приобретение жилого помещения, истец подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Терентьева Е.В. полагает, что поскольку занимаемое ее семьей жилое помещение утрачено в результате пожара, семья истца состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признана малоимущей, другого жилого помещения не имеет, то она подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. До настоящего времени органом местного самоуправления указанная обязанность не исполнена.
Из приведенных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя приведенную конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного имеются основания считать, что если лицо постоянно проживало в жилом помещении в доме, принадлежащем ему на праве собственности (ином законном основании), но утратило это помещение в результате обстоятельств, находящихся вне сферы контроля этого лица, то не исключается предоставление такому лицу жилого помещения вне очереди, то есть по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Кроме того, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
При этом как разъяснено Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376-О-П решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и тому подобное.
Фактические обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что жилой дом, в котором проживала семья Терентьевой Е.В., утрачен в результате обстоятельств, находящихся вне сферы контроля истца.
Так, в соответствии с карточкой учета пожара, дом одноэтажный, пожар возник по причине неосторожного обращения с огнем при курении, в качестве виновного указано лицо, не являющееся членом семьи истца. Дом уничтожен на поэтажной площади <данные изъяты>
В соответствии с пояснениями истца на момент пожара дом находился в пригодном для проживания состоянии, при пожаре уничтожен полностью, виновного в пожаре лица истец не знает. В результате пожара уничтожено все имущество семьи, находящееся в доме, истец и ее семья была лишена единственного жилища, так как для постоянного проживания иного жилого помещения истец не имела. Компенсационных выплат за уничтоженные пожаром жилье, нажитое имущество истец не получала.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, сторона ответчика суду не представила.
То обстоятельство, что индивидуальный жилой дом, в котором проживала истец со своей семьей и которое применительно к п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, является жилым помещением, полностью уничтожен в результате пожара и восстановлению не подлежит, ответчиком не оспаривается.
Как следует из анализа материалов представленного администрацией сельского поселения «Зеленец» учетного дела, при постановке истца на соответствующий учет наравне с иными обстоятельствами учитывался, в том числе факт уничтожения пожаром жилого дома, в котором проживала семья Терентьевой Е.В. В этой связи подлежат отклонению ссылки представителя ответчика на то, что основанием для постановки истца в указанном составе семьи послужили иные основания, в частности, проживание в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, отсутствие у истца и членов ее семьи иных жилых помещений для проживания, наличие в семье ребенка-инвалида.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что семья истца признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом предоставление жилого помещения Терентьевой Е.В., обладающей в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения и его сносом должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Ссылка стороны истца на то, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, основана на неверном толковании приведенных положений закона.
Согласно данным похозяйственной книги жилой дом, в котором проживала семья истца, расположенный по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми (впоследствии - <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми) по состоянию на 01.01.2005 имел площадь <данные изъяты> Иных сведений о размере жилого помещения, ранее занимаемого истцом, суду сторонами не представлено. Следовательно, суд исходит из указанных выше данных.
С учетом приведенных сведений о площади жилого помещения, находящегося в пользовании Терентьевой Е.В. и членов ее семьи, суд приходит к выводу о том, что истцу на семью, состоящую из четырех человек, в том числе Терентьева О.., Терентьева К.И., и К.., должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с.Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми.
По убеждению суда, ссылки истца на то, что Терентьева О. не является членом ее семьи, не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела, поскольку на момент утраты жилого помещения она являлась членом семьи истца, проживала и была зарегистрирована в домовладении, уничтоженном в результате пожара. В последующем, она была включена в состав семьи истца при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Так, на основании заявления истца от 07.11.2013, содержащего, в том числе указание на то, что обстоятельства, послужившие основанием для постановки на учет не изменились, администрацией сельского поселения «Зеленец» проведена перерегитсрация граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации сельского поселения «Зеленец» от 11.12.2013 № 12/454 за Терентьевой Е.В. сохранено право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи из четырех человек под № 21.
По смыслу норм действующего законодательства предоставление гражданам в связи с непригодностью для проживания занимаемого жилого помещения носит исключительно компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, соответственно, не ставится в зависимость от количества проживающих в жилом помещении граждан. Такое предоставление направлено на сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем при одновременном обеспечении безопасности жилищных условий.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса РФ).
Довод представителя ответчика о принадлежности члену семьи истца – Терентьевой О. жилых помещений на праве собственности, а равно обеспеченность семьи истца жилым помещением, судом признается несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ вопрос о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий находится в компетенции органов местного самоуправления, куда заинтересованные лица должны обратиться с заявлением с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела представителем администрации сельского поселения «Зеленец» не оспаривалось то обстоятельство, что истец признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и состоит на соответствующем учете с составом семьи 4 человека. Таким образом, проверка обеспеченности жилыми помещениями семьи истца в указанном составе проведена уполномоченным органом, решение об исключении семьи истца из соответствующего списка по предусмотренным законом основаниям ответчиком не принималось. Законность решения органа местного самоуправления о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий с тем или иным составом семьи предметом проверки в рамках настоящего спора не является.
Доводы стороны ответчика о том, что с момента уничтожения жилого дома при пожаре в 2005 году до 2011 года истцом не предпринималось мер по реализации жилищных прав, суд признает несостоятельными. Само по себе то обстоятельство, что непосредственно после пожара истец не обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности предоставить истцу другое жилое помещение ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ.
Ссылка стороны ответчика на то, что истцу был предоставлен земельный участок, судом отклоняется, поскольку материалами дела объективно не подтверждается, что земельный участок предоставлялся истцу как лицу, состоящему в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Так, земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с. Зеленец, Сыктывдинский район, Республика Коми, предоставлен Терентьевой Е.В. для ведения личного подсобного хозяйства в собственность на основании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от № и договора купли-продажи от №. Принятие истца на учет нуждающихся в жилых помещениях имело место в 2011 году.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Терентьевой Е.В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения «Зеленец» предоставить вне очереди семье Терентьевой Е.В., состоящей из четырех человек, по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с.Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с. Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2014 года.
Судья Е.В. Баудер