Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2012г. г.Оренбург
Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего
судьи Романенко И.И.
с участием :
истца Зайцева А.Ю.
при секретаре Лисоченковой О.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании материалы гражданского дела по иску Зайцева <ФИО>6 к Открытому акционерному обществу Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» о признании договора в части недействительным, взыскании суммы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Зайцев А.Ю., руководствуясь нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», обратился в суд с иском к ОАО АКБ «РОСБАНК» о признании недействительными (ничтожными) условий кредитного договора от <Дата обезличена> и дополнительного соглашения к нему от <Дата обезличена> в части возложения на заемщика обязанности уплачивать ежемесячную комиссию за ведение ссудного счета, взыскании с ответчика в свою пользу суммы выплаченной комиссии за ведение ссудного счета за период с декабря 2008г. по ноябрь 2011г. в размере 56016 рублей 36 копеек и компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав истца, как потребителя банковских услуг, в размере 50000 рублей.
Представитель ответчика <ФИО>5, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> реестровый номер 18-14264, в предварительное судебное заседание не явилась, предоставив заявление о его проведении в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск Зайцева А.Ю. представитель ответчика <ФИО>5 заявила ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности по заявленным требованиям и просила вынести решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
В предварительном судебном заседании истец Зайцев А.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме на указанных в иске основаниях. При этом он выразил несогласие с доводами представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав в связи с заключением кредитного договора от <Дата обезличена> он узнал после ознакомления с Определением СК по гражданским делам ВС РФ от <Дата обезличена>, которым Верховный Суд РФ признал незаконность взимания с заемщиков комиссии за ведение ссудного счета. Кроме того, просил учесть, что обязательства по кредитному договору исполняются периодическими платежами, по каждому из которых течет самостоятельный срок исковой давности. В рамках настоящего дела ко взысканию заявлена сумма выплаченной истцу комиссии за ведение ссудного счета за последние три года, т.е. в пределах срока исковой давности. С учетом изложенного, просил в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности отказать и рассмотреть дело по существу.
Заслушав пояснения истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу содержания абз. 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, в соответствии с которыми правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока исковой давности может разрешаться судом в предварительном судебном заседании при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В предварительном судебном заседании было установлено, что между сторонами <Дата обезличена> был заключен договор о предоставлении экспресс-кредита, по которому Зайцев А.Ю. получил в ОАО АКБ «РОСБАНК» кредит в размере 172890 рублей по<...> % годовых на срок до <Дата обезличена> с обязательством внесения ежемесячной платы в размере 7802 рублей 46 копеек, включая комиссию за ведение ссудного счета в размере 1556 рублей 01 копейку.
Дополнительным соглашением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> к указанному кредитному договору, срок полного погашения задолженности по кредиту был определен не позднее <Дата обезличена> При этом общая сумма ежемесячного платежа составила 3861 рубль 31 копейку, включая комиссию за ведение ссудного счета в прежнем размере 1556 рублей 01 копейку.
Таким образом, материалами дела и пояснениями истца с достоверностью установлено, что исполнение кредитного договора сторонами началось <Дата обезличена> открытием истцу банковского счета, внесением истцом первоначального взноса и перечислением ответчиком на указанный счет суммы кредита (п. п. 4.1.1, 4.1.2 кредитного договора). Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ, с указанной выше даты подлежит исчислению срок исковой давности по заявленным истцом требованиям. При этом указанный срок истек <Дата обезличена>
Согласно штампа в получении судом искового заявления, Зайцев А.Ю. реализовал свое право на судебную защиту в связи с нарушениями прав потребителя при заключении кредитного договора <Дата обезличена>, т.е. по истечении срока исковой давности.
Доводы истца о невозможности исчисления срока исковой давности с <Дата обезличена> в связи с периодичностью исполнения обязательств по кредитному договору, суд подвергает критической оценке, поскольку предметом настоящего иска является признание недействительным (ничтожным) условия договора о взимании комиссии за ведение ссудного счета, взыскание суммы указанной комиссии и компенсация морального вреда, причиненного включением в текст кредитного договора условий, нарушающих права потребителя.
Учитывая то, что кредитный договор с включенными в него спорными условиями был заключен сторонами<Дата обезличена>, поэтому именно с указанной даты Зайцев А.Ю. знал о наличии таких условий в договоре и имел объективную возможность оспорить их в установленном законом порядке.
Довод истца о том, что о нарушении своих прав он узнал из Определения СК по гражданским делам ВС РФ от <Дата обезличена>, которым Верховный Суд РФ признал незаконность взимания с заемщиков комиссии за ведение ссудного счета, также подлежат критической оценке, поскольку по заявленному истцом основанию закон устанавливает дату начала течения срока исковой давности с момента начала исполнения договора, а не с момента, когда лицо узнало или должно было узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о пропуске Зайцевым А.Ю. срока исковой давности по требованию к ОАО АКБ «РОСБАНК» о признании договора в части недействительным (ничтожным).
Поскольку предусмотренный п. 1 ст. 181 ГК РФ срок для применения последствий недействительности указанного условия кредитного договора истек, оснований для возврата в порядке ст. 167 ГК РФ уплаченных истцом сумм комиссии не имеется. По указанной причине отсутствуют и основания для удовлетворения требования Зайцева А.Ю. о компенсации морального вреда. Заявление о восстановлении пропущенного срока исковой давности истцом не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 181 ГК РФ, ст. ст. 152, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Зайцева <ФИО>7 к Открытому акционерному обществу Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» о признании договора в части недействительным, взыскании суммы и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И. Романенко