РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. 23 декабря 2013 года
Знаменский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:
председательствующего Рачапова Р.М.,
при секретаре Якуниной М.Ю.,
с участием заместителя военного прокурора Ахтубинского гарнизона полковника юстиции Соколова В.С., рассмотрев гражданское дело по заявлению военного прокурора Ахтубинского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты> майора Тутичева Дмитрия Владимировича об оспаривании бездействия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», связанных с невыплатой денежного довольствия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в военный суд с заявлением в интересах военнослужащего войсковой части 15650 майора Тутичева Д.В., в котором просит:
1. Обязать Министра обороны РФ дополнить <данные изъяты> приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) следующим содержанием: «Установить майору Тутичеву Дмитрию Владимировичу ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности, как проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением»;
2. Взыскать с ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» (далее - ЕРЦ) в пользу Тутичева Д.В. задолженность (январь - декабрь 2013 года) по выплате ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на сумму <данные изъяты> рублей с учетом налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В обоснование заявленных требований военный прокурор Ахтубинского гарнизона указал, что согласно выписке из проекта приказа Министра обороны РФ (по строевой части) майору Тутичеву с ДД.ММ.ГГГГ следует установить надбавку за особые условия военной службы в размере 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. Справкой из войсковой части <данные изъяты> подтверждается, что в подчинении у Тутичева находятся <данные изъяты> военнослужащих и <данные изъяты> человек гражданского персонала. Ежемесячный размер надбавки за особые условия военной службы (20 %) составляет <данные изъяты> рублей, с учетом удержания НДФЛ - <данные изъяты> рублей). С января по декабрь 2013 года размер невыплаченной надбавки составляет <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», военный прокурор полагает, что Тутичев имеет право на получение надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности. Однако Министром обороны РФ не издан приказ об установлении ему указанной надбавки с ДД.ММ.ГГГГ.
Своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, заявитель, Министр обороны РФ и руководитель ЕРЦ (их представители) в суд не явились. Однако, заявитель и представитель ЕРЦ в своих заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
В суде заместитель прокурора поддержал требования заявления прокурора и просил признать оспариваемые действия должностных лиц незаконными, пояснив, что они нарушают права военнослужащего на получение денежного довольствия в полном объеме.
Представитель Министра обороны РФ Ляднов В.Г., в представленных возражениях требования заявителя к Министру обороны РФ не признал и указал, что оспариваемая надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач. Из материалов дела наличия в непосредствоенном подчинении Тутичева военнослужащих, которые по своей численности соответствовали бы категории применимой к определению «подразделения» (взвод, рота, батальон) не усматривается, так же как и не имеется подтверждения того обстоятельства, что исполнение им обязанностей по занимаемой должности непосредственно связано с руководством подразделением на постоянной основе. При определении законности установления названной надбавки необходимо руководствоваться штатом части, из которого видно количество и категории подчиненного личного состава, а также должна учитываться степень персональной ответственности и степень дополнительных служебных нагрузок, связанная с осуществлением руководства личным составом, находящимся в непосредственном подчинении военнослужащего, то есть в данном случае в расчет должны приниматься обязанности и условия прохождения военной службы, соответствующими категориями военнослужащих, претендующих на выплату данной надбавки.
Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) майору Тутичеву Д.В. - начальнику <данные изъяты> надбавка за особые условия военной службы в размере 20% за руководство подразделением не установлена.
Из выписки из проекта приказа Министра обороны РФ (по строевой части) усматривается, что майору Тутичеву на 2013 год следует установить надбавку за особые условия военной службы в размере 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. Данный проект был подготовлен и направлен командиром войсковой части <данные изъяты> Министру обороны РФ для его издания (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ из войсковой части <данные изъяты> подтверждается, что в подчинении у Тутичева находятся <данные изъяты> военнослужащих и <данные изъяты> человек гражданского персонала.
Из представленных расчетных листов видно, что за январь - октябрь 2013 года Тутичеву ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов не выплачивалась.
Рассмотрев дело по существу, оценив доводы сторон в их совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела военный прокурор Ахтубинского гарнизона обратился в военный суд с заявлением в интересах Тутичева за защитой оспариваемых прав ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, о невыплате Тутичеву ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за руководство подразделением ему было известно в апреле 2013 года на основании полученных им данных из его личного кабинета военнослужащего, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Между тем, последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, в данном случае неприменимы, так как невыплата заявителю надбавки носит длящийся характер.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Порядок и размер выплаты оспариваемой надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, определен Правилами выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, в соответствии с подп. «г» п. 3 Правил с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка за ОУВС выплачивается до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством РФ, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. При этом размер этой надбавки определяется в пределах, установленном пунктом 3 Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании указанных Правил.
Аналогичная норма о выплате военнослужащим указанных выплат закреплена и в подп. «д» п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700.
Из сравнительного анализа данных норм следует, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Поскольку Министр обороны РФ приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отменил утвержденный им Перечень и других нормативных актов по этому вопросу не издал, то его наличие (Перечень) в силу пункта 53 названного Порядка не является обязательным для установления в отношении заявителя спорной надбавки, поэтому не требуется дополнительного нормативного акта в виде Перечня.
Таким образом, необходимым условием для получения военнослужащим ежемесячной надбавки за ОУВС, связанной с руководством подразделением, является издание полномочным воинским должностным лицом приказа. В данном случае Министром обороны РФ по представлению командира воинской части.
Судом достоверно установлено, что майор Тутичев проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ на воинской должности начальника группы обслуживания средств радио электронной борьбы инженерно-авиационной службы смешанной авиационной эскадрильи летно-испытательного центра войсковой части 15650, то есть на воинской должности руководителя структурного подразделения воинской части, исполнение обязанностей по которой непосредственно связано с руководством подразделением на постоянной основе. Также в его подчинении находятся военнослужащие и лица гражданского персонала.
Следовательно, майор Тутичев в 2013 году безусловно имеет право на получение указанной ежемесячной надбавки в размере 20 процентов.
Кроме того, военный суд отмечает, что командиром войсковой части <данные изъяты> с учетом штата и условий прохождения заявителем военной службы, в том числе в связи с исполнением им обязанностей по занимаемой должности непосредственно связанное с руководством подразделением на постоянной основе, в 2013 году был подготовлен соответствующий проект приказа Министра обороны РФ об установлении Тутичеву ежемесячной надбавки за руководство подразделением и в установленном порядке направлен Министру обороны РФ для его издания.
Однако на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № майору Тутичеву с января 2013 года установлена и выплачивается лишь ежемесячная надбавка за ОУВС в размере 20 %, как проходящему военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов. Та же надбавка за ОУВС за руководство подразделением, как об этом ходатайствовал командир воинской части, этим приказом не установлена и соответственно не выплачивается.
В связи с этим, военный суд приходит к выводу, что у Министра обороны РФ было достаточно достоверных данных для рассмотрения и принятия решения по спорной выплате. Однако ежемесячная надбавка за ОУВС, связанная с руководством подразделением, Тутичеву установлена не была.
Последнее обстоятельство безусловно является нарушением прав военнослужащего на полное обеспечение положенными ему действующим законодательством денежными средствами. Поэтому, по мнению военного суда, нет необходимости обязывать Министра обороны РФ повторно рассмотреть представленные командиром в/ч <данные изъяты> документы по установлению названной надбавки.
Таким образом требование военного прокурора в интересах Тутичева к Министру обороны РФ суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно расчетным листам Тутичеву начисляют оклад по занимаемой воинской должности в размере <данные изъяты> рублей. Соответственно 20 процентов от оклада по воинской должности за ОУВС составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты>).
В целях полного восстановления прав военнослужащего на получение оспариваемой надбавки военный суд, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, считает необходимым обязать ЕРЦ произвести доплату денежных средств за период с января по декабрь 2013 года в размере <данные изъяты> рублей с учетом НДФЛ (<данные изъяты>).
Таким образом, заявление военного прокурора Ахтубинского гарнизона в интересах Тутичева подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Требования по заявлению военного прокурора Ахтубинского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части <данные изъяты> майора Тутичева Дмитрия Владимировича об оспаривании бездействия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», связанных с невыплатой денежного довольствия,- удовлетворить.
Обязать Министра обороны РФ дополнить <данные изъяты> приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) следующим содержанием: «Установить майору Тутичеву Дмитрию Владимировичу ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности, как проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением».
Обязать руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» произвести Тутичеву Дмитрию Владимировичу выплату названной надбавки за период с января по декабрь 2013 года в размере <данные изъяты>) рублей с учетом НДФЛ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам 3 Окружного военного суда через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу Р.М. Рачапов