Дело № 2-840/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск, Республика Мордовия 25 февраля 2019 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
Председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания Поляевой Ю.В.
с участием в деле:
истца – Карпова В. Н.,
ответчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республике Мордовия,
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В. Н. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и его увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку об отмене приказа о прекращении служебного контракта и восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период незаконного лишения возможности трудиться,
установил:
Карпов В.Н. обратился в суд к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и его увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку об отмене приказа о прекращении служебного контракта и восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период незаконного лишения возможности трудиться.
В обоснование своих исковых требований указывает, что приказом от 02.11.2017 №60-к в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Федерального закона от 22 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» он был принят в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в отдел №3 управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на должность консультанта - главного государственного инженера - инспектора в г.о. Саранск.
Приказом от 09.01.2019 №1-к он был уволен по инициативе представителя нанимателя по основанию пункта 7 части первой статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта).
Основанием для издания данного приказа послужили указанные в нем: анкета установленной формы Карпова В.Н. от 25.04.2014, анкета установленной формы Карпова В.Н. от 18.10.2017, письмо Министерства внутренних дел Республики Мордовия №12/4-3985 от 25.10.2018.
Согласно указанному приказу, при заполнении анкеты для поступления на государственную гражданскую службу в пункте 9 анкеты «были ли Вы судимы, когда и за что (заполняется при поступлении на государственную гражданскую службу)» им было указано «не был», тем самым он не указал ранее погашенную судимость, информация о которой имеется в письме Министерства внутренних дел Республики Мордовия №12/4-3985 от 25.10.2018.
Считает вышеуказанный приказ об увольнении незаконным.
Просил суд признать приказ от 09.01.2019 № 1-к о прекращении служебного контракта и его увольнении, незаконным; восстановить его на работе в прежней должности консультанта - главного государственного инженера - инспектора в г.о. Саранск в отделе № 3 управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; обязать ответчика внести запись в его трудовую книжку об отмене приказа от 09.01.2019 № 1-к и восстановлении его на работе в прежней должности; взыскать с Ответчика в его пользу заработную плату в размере 46509 рублей 39 копеек за все время незаконного лишения возможности трудиться.
В судебном заседании истец Карпов В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Кочергова Е.П. иск не признала, пояснив, что Карпов В.Н. уволен правомерно в связи с указанием при приеме не достоверных сведений, в частности скрыв имеющуюся судимость. Просила отказать в удовлетворении требований истца.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, мнение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 44 названного Федерального закона предоставление гражданским служащим заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта является основанием для расторжения с ним служебного контракта и увольнения его с гражданской службы при условии, если факт предоставления таких сведений действительно имел место и если он установлен с соблюдением правил проверки документов, установленных законом.
Таким образом из буквального содержания приведенных норм следует, что именно сам факт предоставления подложных документов и заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.
В ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрен перечень документов, которые гражданин, поступающий на гражданскую службу, предъявляет представителю нанимателя при заключении служебного контракта (собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы, паспорт, трудовую книжку, документ об образовании и др.). В отдельных случаях при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления и иных документов (ч. 3 ст. 26 названного Закона). Увольнение по данному основанию будет законным при условии, что факт представления подложных документов или заведомо ложных сведений действительно имел место и этот факт установлен с соблюдением правил проверки документов, установленных законом.
Согласно приказа №60-к от 02.11.2017 г. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Карпов В.Н. со 02 ноября 2017 года проходил государственную гражданскую службу в должности консультанта – главного государственного инженера - инспектора в г.о. Саранск отдела № 3 управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
18 октября 2017г., заполняя при поступлении на государственную гражданскую службу анкету, форма которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005г. № 667-р, Карпов В.Н. собственноручно поставил в графу 9, содержащую вопрос о том, было ли лицо судимо, запись «не был».
Также сведения о привлечении истца к уголовной ответственности не были отражены ранее 25 апреля 2014 при поступлении на государственную гражданскую службу, где в графе 9 анкеты также была сделана запись «не был».
Приказом руководителя – Первого заместителя председателя Правительства – Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Сидорова В.Н. от 09 января 2019г. № 1-к истец уволен с занимаемой должности по основаниям, установленным пунктом 7 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за предоставление заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Основанием для увольнения в приказе указано: Анкета Карпова В.Н. от 25 апреля 2014г., Анкета Карпова В.Н. от 18 октября 2017г., письмо МВД по РМ от 25 октября 2018г.
Как усматривается из материалов дела, основанием к изданию приказа об увольнении истца послужили материалы кадровой проверки, проведенной работодателем, по результатам которой установлено предоставление истцом заведомо ложных сведений относительно отсутствия у него судимости.
Суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения спора по существу нашел подтверждение тот факт, что Карпов В.Н., заведомо зная о том, что он имел судимость, скрыл данную информацию от работодателя, то есть представил заведомо ложные сведения. Следовательно, у работодателя имелись основания для увольнения истца с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, согласно сведениям Информационного центра МВД по Республике Мордовия, отраженным в письме от 25 октября 2018г. № 12/4-3985 Карпов В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден 29 июля 2001г. Пролетарским районным судом г. Саранска по ст. 264 ч.1 УК РФ к лишению свободы на 1 год условно с испытательным сроком на 1 год.
Довод истца о том, что после осуждения прошло 17 лет в связи с чем он считается не судимым, а также довод, что в материалы личного дела попал черновой вариант анкеты с лично заполненной им графой 9 в формулировке «не был», который не является, по сути, документом и не может свидетельствовать о ложности представленных им сведений, основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Графа 9 анкеты имеющейся в материалах личного дела, как и сама анкета в целом, и представленная им копия анкеты, заверенная работодателем без подписи кадрового сотрудника, заполнялась Карповым В.Н. собственноручно, что подтверждено самим Карповым В.Н. в судебном заседании. Формулировка пункта 9 анкеты "Были ли Вы судимы, когда и за что?" представляет собой вопрос не о наличии судимости в юридическом значении, а о факте осуждения лица, независимо от того, является ли судимость погашенной или снятой на момент заполнения анкеты. В обоих документах, имеющихся в распоряжении суда, графа 9 анкеты истцом заполнена идентично с одинаковой формулировкой.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в силу статьи 57 данного Федерального закона не является дисциплинарным взысканием, а представляет собой правовое последствие несоблюдения гражданским служащим ограничений, установленных пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и требования законодательства, предъявляемые к государственным служащим, порядку их приема и увольнения, оснований для удовлетворения исковых требований Карпова В.Н. не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Карпова В. Н. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и его увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку об отмене приказа о прекращении служебного контракта и восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период незаконного лишения возможности трудиться, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Верховного Суда Республики Мордовия с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия З.В. Крысина
Справка.
Мотивированное решение суда изготовлено 01 марта 2019 года.
Судья З.В.Крысина