Дело №2-355
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
27 июля 2011 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе судьи Гаирфановой Л.В.,
при секретаре Буштухиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района к администрации МО «Каменский городской округ», Управлению образования МО «Каменский городской округ», Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Цент дополнительного образования детей» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Каменского района обратился к администрации МО «Каменский городской округ», Управлению образования МО «Каменский городской округ с иском обеспечить в течении трех месяцев финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности и нарушений санитарно-эпидемиологических правил в зданиях и помещениях муниципального оздоровительного лагеря «Колосок».
Кроме того прокурор Каменского района обратился к МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с иском об устранении в течении трех месяцев нарушений пожарной безопасности и нарушений санитарно-эпидемиологических правил в зданиях и помещениях муниципального оздоровительного лагеря «Колосок».
В судебном заседании помощник прокурора Каменского района Бондаренко Н.А. пояснила в поддержание исковых требований, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения прав детей на отдых и оздоровление в 2011 г. установлено, что в муниципальном лагере «Колосок», являющимся филиалом МОУ ДОД «Центр дополнительного образования», отдых и оздоровление детей летом 2011 г. не планируется, поскольку нарушения требований пожарной безопасности и санитарных правил и норм, выявленные в 2010 г. ОГПН г. Каменска-Уральского и Каменского района и Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СО в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в оздоровительном учреждении в 2010 г. не устранены.
Так, 24.06.2010 г. старшим инспектором ОНД ОГПН г. Каменска-Уральского и Каменского района по пожарному надзору П. проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях муниципального оздоровительного лагеря «Колосок», расположенных в Каменском районе, д. Часовая. В ходе проверки установлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, а также правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, требования СНиП 23-05-95, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*.
В соответствии с актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 237 от 24.06.2010 г. в муниципальном оздоровительном лагере «Колосок» выявлено 13 нарушений обязательных требований, установленных правилами пожарной безопасности:
1. В нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 129 обслуживающий персонал здания с проживанием детей не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, хранение которых должно быть обеспечено непосредственно на рабочих местах.
2. В нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 94 у естественного водоисточника не произведено устройство пирса с твердым покрытием размером 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды.
3. В нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 33 для всех производственных и складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по ПУЭ.
В здании столовой:
4. В нарушение НПБ 104-03 п.14 приложения №1 помещения столовой не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
5. Помещения клуба в нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 16 не оборудованы системой оповещения людей о пожаре.
6. В нарушение СНиП 21-01-97* п.7.17 Двери складских помещений не противопожарные и не обеспечивают предел огнестойкости не менее 0,6 часа. Уплотнения в притворах и приспособления для самозакрывания отсутствуют.
7. В нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 3 степень огнестойкости пристроенных к основному зданию обеденных залов выполнены ниже степени огнестойкости основного здания.
Складские здания:
8. В нарушение НПБ 104-03 п.14 приложения №1 помещения складов не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Здание медицинского корпуса:
9. В нарушение НПБ 104-03 п.14 приложения №1 помещения медпункта не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
10. Помещение медпункта в нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 16 не оборудовано системой оповещения людей о пожаре.
11. В нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 3 на расстоянии менее 15 метров от здания медпункта располагается неэксплуатируемой деревянное одноэтажное здание.
Здание гостиницы:
12. В нарушение НПБ 104-03 п.14 приложения №1 помещения гостиницы не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
13. Помещение гостиницы в нарушение ППБ 01-03 в РФ п. 16 не оборудовано системой оповещения людей о пожаре.
В соответствии со ст. ст. 6, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» по результатам проведенного мероприятия выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 237/1/148 от 24.06.2010 г. с требованием выполнить указанные мероприятия в срок до 01.06.2011 г.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СО в г. Каменске-Уральском и Каменском районе в ходе проведения проверок 09.06.2010 г. и 06.07.2010 г. соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в оздоровительном лагере «Колосок» выявлены нарушения санитарных норм и правил.
В ходе проверки 09.06.2010 г. установлены нарушения:
- СанПиН 2.1.4.1110-02 п. 1.6 - отсутствует проект зон санитарной охраны на скважину питьевого водоснабжения,
- СанПиН 2.4.4.1204-03 п. 5.1 – не обеспечено проведение ремонтных работ полов в комнатах и игровых и жилых корпусов, поверхность полов не гладкая, старая краска отслаивается кусками, крошится, что не позволяет производить качественную уборку (мытье) и дезинфекцию.
В соответствии с актом 06.07.2010 г. выявлено нарушение требований п. 4.2 СанПиН 2.4.4.1204-03, в соответствии с которым учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Пробы питьевой воды в оздоровительном учреждении не соответствуют нормам.
Для устранения вышеуказанных нарушений санитарных правил и норм требуются значительные финансовые затраты.
В ходе проведения в мае 2011 г. прокуратурой Каменского района проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения прав детей на отдых и оздоровление летом 2011 г. установлено, что нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены.
Из объяснений директора МОУ ДОД «ЦДО» Ч. следует, что нарушения обязательных требований не устранялись в связи с отсутствием необходимого финансирования в течение нескольких лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Муниципальный оздоровительный лагерь «Колосок» не является юридическим лицом, в соответствии с п.1.1 Положения о муниципальном загородном оздоровительном лагере «Колосок», утвержденным начальником управления образования Администрации Каменского городского округа от 23.03.2010 г. является филиалом МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей».
В соответствии с п.1.2 Устава МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» учредителем ЦДО является Управление образования Каменского городского округа, которое согласно постановлению Главы МО «Каменский городской округ» № 2245 от 28.12.2010 г. является главным распорядителем средств бюджета.
Между Учреждением и Учредителем заключен договор о взаимоотношениях от 22.10.2002 г. № 8, в соответствии с п. 4.3 Договора при недостаточности средств Учреждения ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, определяемом действующим законодательством. Согласно п. 5.1.3 Учредитель обеспечивает перечисление выделяемых финансовых средств на текущий счет Учреждения пропорционально объемам финансирования из бюджета городского округа не позднее 2 дней со дня поступления средств на счет Учредителя согласно утвержденной сметы расходов.
Управлением образования составлен и утвержден 25.01.2011 г. план мероприятий по подготовке оздоровительного лагеря «Колосок» к работе в летний период, в который включены мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарных норм и правил. В соответствии с планом устранение нарушений пожарной безопасности и указанных в заявлении пунктов предписаний Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СО возможно при условии финансирования, поскольку требует значительных финансовых затрат. В связи с чем, Управлением образования направлено в Администрацию МО «Каменский городской округ» письмо по вопросу финансирования мероприятий по подготовке летнего лагеря.
Согласно письму № 162 от 14.04.2011 г. Администрации МО «Каменский городской округ» в бюджете Каменского городского округа средств на содержание и подготовку муниципального учреждения отдыха и оздоровления не имеется.
В соответствии с ч.2 ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с постановлением главы МО «Каменский городской округ» № 2591 от 30.12.2009 г. « О передаче муниципального имущества на баланс МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» имущество лагеря «Колосок» передано из имущественной казны на баланс МОУ ДОД «ЦДО».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Указанные полномочия Администрации Каменского городского округа закреплены в п.п. 51 п. 1 ст. 31 Устава МО «Каменский городской округ».
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 31 Устава МО к полномочиям Администрации городского округа относится формирование и исполнение местного бюджета. В соответствии со ст. 28 Устава Глава МО возглавляет Администрацию, организует исполнение местного бюджета, является главным распорядителем средств местного бюджета, распоряжается сметой расходов и доходов администрации. Представляет на утверждение Думы проект бюджета городского округа, проекты нормативных правовых актов, определяющих порядок управления имуществом.
Учитывая отсутствие у образовательного учреждения средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, требований санитарного законодательства, наличие субсидиарной ответственности Администрации МО «Каменский городской округ» по обязательствам учреждения и собственника, занимаемого им здания, расходы по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии в зданиях образовательного учреждения следует возложить на Администрацию МО «Каменский городской округ» за счет средств бюджета.
Представитель ответчика администрации МО «Каменский городской округ» в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен своевременно повесткой.
В письменном отзыве от 07.07.2011 года представитель ответчика Назарова О.Л. указала, что в 2011 году оздоровительный лагерь не функционирует, так как в лагере требуется проведение капитального ремонта, в связи с чем проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарного благополучия в настоящее время нецелесообразно. При планировании бюджета на 2012 год буду заложены денежные средства на проведение капитального ремонта лагеря с учетом соблюдения правил пожарной безопасности и требований санитарного законодательства.
Представитель ответчиков Управления образования МО «Каменский городской округ» и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Скурихина А.С. исковые требования признала полностью, пояснив, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также полномочия по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. В соответствии с п.2.9 Устава МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» муниципальный оздоровительный лагерь «Колосок» является филиалом ЦДО. Согласно п.7.1 Устава МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» объекты, закрепленные за ЦДО, находятся в его оперативном управлении. Собственником имущества является муниципальное образование.
Таким образом, исковые требования, заявленные прокурором, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Сроки исполнения исковых требований являются разумными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Каменского района удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Каменский городской округ», Управление образования МО «Каменский городской округ» в 3-месячный срок со дня вступления решения в законную силу, открыть финансирование мероприятий по устранению требований пожарной безопасности:
1. обслуживающий персонал здания с проживанием детей обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, хранение которых должно быть обеспечено непосредственно на рабочих местах;
2. у естественного водоисточник произвести устройство пирса с твердым покрытием размером 12м.*12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
3. для всех производственных и складских помещений определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны ПУЭ;
4. помещение столовой оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
5. помещение клуба оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
6. двери складских помещений столовой обеспечить пределом огнестойкости не менее 0,6 часа. Обеспечить уплотнения в притворах и приспособления для самозакрывания;
7. степень огнестойкости пристроенных к основному зданию столовой обеденных залов выполнить в соответствии со степенью огнестойкости основного здания;
8. помещения складов оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
9. помещение медпункта оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализацией;
10. помещение медпункта оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
11. устранить нарушение ППБ 01-03 в РФ п.3: на расстоянии менее 15 метров от здания медпункта располагается неэксплуатируемое деревянное одноэтажное здание;
12. помещение гостиницы оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
13. помещение столовой гостиницы оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
а также требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
14. разработать проект зон санитарной охраны на скважину питьевого водоснабжения;
15. обеспечить проведение ремонтных работ полов в комнатах и игровых жилых корпусов;
16. получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование скважины для питьевых целей, обеспечить доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Обязать МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей в 3-месячный срок со дня поступления денежных средств провести мероприятия по устранению нарушений в зданиях и помещениях муниципального оздоровительного лагеря Колосок требований пожарной безопасности:
1. обслуживающий персонал здания с проживанием детей обеспечить индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, хранение которых должно быть обеспечено непосредственно на рабочих местах;
2. у естественного водоисточник произвести устройство пирса с твердым покрытием размером 12м.*12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
3. для всех производственных и складских помещений определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны ПУЭ;
4. помещение столовой оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
5. помещение клуба оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
6. двери складских помещений столовой обеспечить пределом огнестойкости не менее 0,6 часа. Обеспечить уплотнения в притворах и приспособления для самозакрывания;
7. степень огнестойкости пристроенных к основному зданию столовой обеденных залов выполнить в соответствии со степенью огнестойкости основного здания;
8. помещения складов оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
9. помещение медпункта оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализацией;
10. помещение медпункта оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
11. устранить нарушение ППБ 01-03 в РФ п.3: на расстоянии менее 15 метров от здания медпункта располагается неэксплуатируемое деревянное одноэтажное здание;
12. помещение гостиницы оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации;
13. помещение столовой гостиницы оборудовать системой оповещения людей о пожаре;
а также требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
14. разработать проект зон санитарной охраны на скважину питьевого водоснабжения;
15. обеспечить проведение ремонтных работ полов в комнатах и игровых жилых корпусов;
16. получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование скважины для питьевых целей, обеспечить доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Каменский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.
Подлинник решения изготовлен и отпечатан в компьютерном варианте в совещательной комнате.
Председательствующий: Л.В. Гаирфанова