Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1588/2016 от 29.07.2016

Дело № 2-1588/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 28 сентября 2016 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Артемьевой М.П.,

с участием истца Шеина В.Е., представителя истца Варлакова Д.Н.,

при секретаре Смолячковой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеина <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Шеин В.Е. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058 о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>. Свои требования истец мотивировал тем, что ему и членам его семьи: Шейной Г.Х. (жене), Шейной Н.В. (дочери) в связи с прохождением воинской службы в в/ч 14058 в ДД.ММ.ГГГГ предоставлена спорная квартира; однако служебный ордер на указанное жилое помещение был получен только в ДД.ММ.ГГГГ на имя его супруги Шейной Г.Х. которая также являлась военнослужащей. В ДД.ММ.ГГГГ брак между ним и Шейной Г.Х. расторгнут; в ДД.ММ.ГГГГ его бывшей супруге выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи из 2-х человек (Шеину Г.Х. и их дочь Шеину Н.В.). Поскольку Шеин В.Е. участия в данной программе не принимал, он обратиться в суд сданным иском.

В судебном заседании истец Шеин В.Е. и его представитель Варлаков Д.Н. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. В представленном письменном пояснении к исковому заявлению истец Шеин В.Е. указал, что он был вселен в спорную квартиру по договору социального найма, при этом согласия на изменение статуса жилого помещения на служебное он не давал. Принятым 14.07.2000 года Постановлением администрации г. Енисейска № 386-п об отнесении жилых помещений в Енисейске-4, в том числе спорной квартиры, к специализированному жилищному фонду вышеуказанная квартира не приобрела статус служебного жилья, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма. Также ссылается на то, что решением суда, вступившим в законную силу, исковые требования прокурора к Шеину В.Е. о выселении оставлены без удовлетворения.

Представители ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» Чаловская Е.В. (по доверенности от 27.05.2016 года) и ФГКУ «Центррегионжилье» (территориальное отделение – г. Красноярск) Барага В.И. (по доверенности от 28.06.2016 года), надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом представили письменные возражения на иск, указав, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны и передано на балансе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений". Министерство обороны не принимало решения о переводе квартиры из разряда служебной в жилое помещение социального найма.

Представитель ответчика - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» - Махмудова В. Н., действующая на основании доверенности № 13 от 11.01.2016 года, в связи с территориальной отдаленностью просила рассмотреть дело в своё отсутствие, при этом представила возражения по существу заявленных требований, мотивированные тем, что спорное жилое помещение является служебным. Министерство обороны РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало. По окончании службы Шеин В.Е. получил государственный жилищный сертификат. Однако служебное жилое помещение не освободил.

Ответчики – Министерство обороны Российской Федерации и Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Администрация г. Енисейска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковая часть №14058, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили.

Третье лицо - Шеина Г.Х., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца и его представителя, суд приходит к следующему.

Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 Закона Российской Федерации от 047.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Аналогичные правила были подтверждены и в ст.ст. 101 - 102 Жилищного кодекса РСФСР. Назначение служебных жилых помещений заключалось в заселении их гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилые помещения включались в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе совета народных депутатов.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст.92Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, безусловно отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, равно как и признать право собственности, законодательство не содержит.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В судебном заседании установлено, что Шеин В.Е. проходил военную службу в воинской части 14058 г. Енисейска в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, в связи с прохождением военной службы в воинской части 14058 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Шеину В.Е. и членам его семьи: Шейной Г.Х. (жене), Шейной Н.В. (дочери) в 1989 году предоставлено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ года оформлен служебный ордер на вселение Шейной Г.Х. с членами семьи: Шейным В.Е. (супруг) и Шейной Н.В. (дочь) в квартиру расположенную по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Енисейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение, установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Шеину В.Е. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы, при этом статус служебного жилья и законность его предоставления Шейным в ходе рассмотрения дела не оспаривались. Основанием к проживанию Шеина В.Е. в спорном жилом помещении являлся выданный ДД.ММ.ГГГГ ордер После прекращения срока действия контракта и увольнения Шеина В.Е. с военной службы ДД.ММ.ГГГГ документы на жилое помещение переоформлены на Шеину Г.Х., проходившую (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) военную службу в той же воинской части, с выдачей ордера от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ брак между Шейным В.Е. и Шейной Г.Х. расторгнут.

На основании государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ года военнослужащая Шеина Г.Х. и ее дочь Шеина Н.В. приобрели в равнодолевую собственность квартиру в г<адрес>, в которой зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим Шеина Г.Х. и ее дочь Шеина Н.В. сняты с регистрационного учета в спорной квартире ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 852-р военный городок № 1 в г. Енисейске включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности.

Постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 года № 386-п все жилые дома, расположенные на территории военного городка № 1, в том числе жилой дом № 12, признаны служебными. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено; иных постановлений, вынесенных до 01.03.2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих служебный статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейске-1 (почтовый адрес Енисейск-4), не издавалось.

До 01 апреля 2011 года жилищный фонд закрытого военного городка №1, расположенный в г. Енисейске, находился в ведении Красноярской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1871 на основании передаточного акта от 01 апреля 2011 года имущество, находящееся на балансе ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района», в том числе жилые дома, расположенные на территории военного городка Енисейск-1, переданы ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 года №487-р военный городок №1 исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности. Вместе с тем, сам по себе факт исключения спорного жилого помещения из перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении правого режима находящегося там жилого фонда, поскольку сведений о передаче его в муниципальный жилищный фонд в деле не имеется.

Согласно ответу администрации г. Енисейска от 26 декабря 2014 года жилое помещение по адресу: <адрес> в реестре городской казны не числится.

Из материалов дела усматривается, что право на приватизацию истец не использовал, собственником жилых помещений не значится.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу.

Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.

Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось. Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют.

Суд также учитывает, что Шеин В.Е. и члены его семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось, спорное жилое помещение предоставлено Шеину В.Е. в связи с прохождением им службы в войсковой части 14058, а в последующем документы переоформлены на его жену, которая с ДД.ММ.ГГГГ. проходила военную службу в той же части, выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание, что истец и члены его семьи вселились в спорное жилое помещение на основании ордера № 573 от 15 октября 2001 г. временно на период трудовых отношений с войсковой частью 14058, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма не принималось, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации в силу прямого указания ст.4Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда».

Довод истца о том, что на момент его вселения в спорную квартиру (1989 год) данное жилое помещение не было отнесено в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду (данное решение было принято позднее - постановлением администрации г. Енисейска от 14.07.2000 года) заслуживает внимания. Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора социального найма, законодательство не содержит.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Шеину <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации г. Енисейска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, войсковой части 14058 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий М.П. Артемьева

Мотивированное решение составлено 18 октября 2016 г.

Копия верна. Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-1589/2016.

Судья М.П. Артемьева

2-1588/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шеин Вячеслав Евгеньевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений
Войсковая часть 14058
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений
Администрация г. Еисейска
Министерство обороны РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Артемьева М.П.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
29.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.07.2016Передача материалов судье
02.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2016Судебное заседание
28.09.2016Судебное заседание
18.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2017Дело оформлено
08.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее