Дело № 3а-157/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Осиповой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Ванькович Е.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Ванькович Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, просит установить кадастровую стоимость данного объекта в размере его рыночной стоимости по состоянию на даты определения кадастровой стоимости – <...> и <...>.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что она уплачивает земельный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
В судебное заседание 17 февраля 2020 года лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рамках подготовки по административному делу представителем административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края, Огиди О.М.И., действующим на основании доверенности, направлен отзыв на административное исковое заявление, содержащий просьбу о вынесении по делу законного и обоснованного решения.
От представителя административного ответчика – Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Ржевской Е.М., поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства. Также в данном отзыве содержится просьба о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили, какой-либо правовой позиции по административному делу не выразили.
На основании протокольного определения суда от 11 февраля 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <...>.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на <...> определена в размере 88660096 рублей 54 копеек, по состоянию на <...> – 55016102 рублей 61 копейки.
Суд, рассматривая вопрос о датах определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. Поскольку Федеральная кадастровая палата является уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает <...> и <...> верными датами определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Разрешая ходатайство представителя административного истца Сколярино О.Н., действующего на основании доверенности, о восстановлении пропущенного срока на оспаривание результатов определения архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной по состоянию на <...>, суд пришел к следующим выводам.
Абзацами 2, 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28), разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума ВС РФ № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности.
Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, Налоговой инспекцией была определена сумма земельного налога, подлежащая уплате Ванькович Е.С. за 2015-2017 годы. В ходе подготовки по административному делу судом установлено, что административный истец была впервые осведомлена об этом, получив налоговое уведомление от <...>.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм права в их системном единстве, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, определенная по состоянию на <...>, стала затрагивать права и законные интересы административного истца только с 2018 года, поскольку именно с этого года у нее возникла обязанность по уплате налога, исчисляемого с размера кадастровой стоимости спорного объекта.
Несмотря на то, что в государственный кадастр недвижимости <...> внесены новые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, исчисление налога до этой даты осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости данного объекта. Соответственно, у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, определенной по состоянию на <...>.
С учетом данных обстоятельств, определением суда от 4 декабря 2019 года удовлетворено ходатайство представителя административного истца Сколярино О.Н. удовлетворено, Ванькович Е.С. восстановлен пропущенный срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, определенной по состоянию на <...>.
Согласно данным отчета об оценке <...> от <...>, подготовленного индивидуальным предпринимателем Фомкиной И.Н., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> составляет 27844000 рублей, по состоянию на <...> – 34363000 рублей.
Указанный отчет об оценке в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не предоставлялся. Оценивая его, как доказательство по делу, у суда возникли сомнения в достоверности выводов, изложенных в нем, поскольку данный документ подготовлен по заказу Ванькович Е.С. на платной основе, во время составления которого эксперт не предупрежден об уголовной ответственности за заведомо неправдивое заключение, не несет ответственности за выводы, кроме как в рамках договора, заключенного с заказчиком. С учетом данных обстоятельств, а также с целью соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле, судом назначена по административному делу судебная оценочная экспертиза, о чем вынесено определение от 4 декабря 2019 года. Перед экспертом поставлены вопросы о соответствии отчета о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, представленного административным истцом, требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки и в случае выявленного несоответствия – о величине рыночной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на <...> и <...>.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № <...>, выполненной ООО «Юг-Регион-Оценка», отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от <...> составлен с нарушениями действующего законодательства, рыночная стоимость в размерах 27844000 рублей (по состоянию на <...>) и 34363000 рублей (по состоянию на <...>), указанная в нем, не может быть признана достоверной.
Так, при составлении названного отчета оценщиком допущены следующие нарушения.
При применении сравнительного метода для выполнения расчетов оценщиком не используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена за единицу площади (нарушение п. 22г ФСО-7).
Корректировка на масштаб при определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на <...> осуществлена через построение регрессивной модели. При этом, для обоснования степени зависимости приведена шкала Чеддока, согласно которой теснота связи (R2), равная 0,1005 характеризуется как «слабая», тогда как синтезированные при условии «R2<0,7» модели связи практического значения не имеют (нарушение п. 8и ФСО-3, п.п 22е, 25 ФСО-7).
При осуществлении корректировки на масштаб при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта на дату оценки <...> оценщиком также построена регрессивная модель зависимости цены от площади объекта. При этом, в отчете указано на отсутствие зависимости и применена корректировка на фактор масштаба согласно изданию «Справочник оценщика – 2014. Земельные участки» под редакцией Лейфера Л.А.
Также в отчете об оценке рыночной стоимости от <...> в разделе 8 «Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость» сведения о площади и цене предложения аналогов, используемых для расчета стоимости оцениваемого объекта, расходятся с указанными сведениями, приведенными в объявлениях о продаже, копии которых приложены к данному отчету.
В разделе 13 «Заключение об итоговой рыночной стоимости оцениваемого имущества» сведения, указанные о диапазоне границ интервала стоимости 1 кв.м. земельных участков, а также о средней цене предложения, не подтверждены и расходятся с указанными сведениями, приведенными в разделе 8 данного отчета об оценке.
Вопреки положениям, закрепленным в статье 11 Закона об оценочной деятельности, вышеназванные обстоятельства допускают неоднозначное толкование и вводят в заблуждение.
Таким образом, оценивая отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка <...> от <...>, как доказательства по делу, суд приходит к выводу, что он составлен с нарушениями требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, не отражает действительную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества. В связи с чем, не может служить достоверным подтверждением рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
В свою очередь, согласно заключению судебной оценочной экспертизы № <...>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> составляет 62952371 рубль, по состоянию на <...> – 44566061 рубль.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт Володина Е.М. предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. У нее имеется длительный стаж экспертной работы, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие о членстве в саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», а также об обязательном страховании гражданской ответственности.
Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости действующим законодательством. Экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела.
При оценке спорного объекта недвижимости был применен сравнительный подход и метод сравнения продаж (метод корректировок). Невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснована.
Экспертом было проведено исследование рынка земельных участков города Краснодара (по состоянию на <...> и <...>), проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым земельным участком.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята поправка на торг, произведены корректировки на площадь, месторасположение, на коммуникации и инженерные устройства (данная корректировка введена только при определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на <...>), приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.
Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив судебное экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> составляет 62952371 рубль, по состоянию на <...> – 44566061 рубль.
Суд исходит из того, что определение о возобновлении производства по делу, содержащее сведения о возвращении административного дела в Краснодарский краевой суд с заключением эксперта, получено своевременно всеми лицами, участвующими в деле. При должной степени заботливости и осмотрительности их добросовестное поведение предполагало принятие всех разумных мер для ознакомления с материалами делами, в том числе, с судебной экспертизой.
В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованным лицом по административному делу, выводы вышеназванного экспертного заключения № <...> не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью земельного участка материалы дела не содержат.
Доказательств того, что его рыночная стоимость является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю и администрация муниципального образования город Краснодар какой-либо правовой позиции по рассматриваемому административному делу не выразили, своих представителей в судебные заседания не направили.
Доводы, содержащиеся в отзыве департамента имущественных отношений Краснодарского края, сводятся к тому, что при установлении оспариваемой кадастровой стоимости не допущено каких-либо ошибок. Также в данной позиции содержится формальная ссылка на то, что, по мнению, департамента, нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> является недоказанным. Вместе с тем, вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается.
Таким образом, суд считает, что Ванькович Е.С. исполнена возложенная на нее обязанность, предусмотренная частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства, ею доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости и налогоплательщика.
Тогда как, административные ответчики и заинтересованное лицо при наличии достаточного времени на ознакомление с материалами дела, в том числе, с судебной экспертизой, заняли процессуальную пассивную позицию в настоящем административном споре, контраргументов против доводов, изложенных в административном исковом заявлении, не заявляли, документы, опровергающие доказательства несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной, не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд <...>. Сведений об обращении Ванькович Е.С. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать <...>.
Согласно абзацу 4 части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы, а также принимая во внимание даты внесения кадастровой стоимости спорного земельного участка – <...> (определенная по состоянию на <...>) и <...> (определенная по состоянию на <...>), установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит применению именно с указанных дат, которые и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, а также были предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску. Аналогичная позиция по установлению рыночной стоимости объектов налогооблажения изложена в письме Федеральной налоговой службы от <...> № <...> «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с <...>».
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> следует установить кадастровую стоимость, определенную по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; в отношении данного земельного участка следует установить кадастровую стоимость, определенную по состоянию на <...>, в размере его рыночной стоимости с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части.
Кроме этого, от директора ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М., поступило ходатайство о взыскании денежных средств на возмещение расходов за производство судебной экспертизы в размере 50 000 рублей.
Понятие, состав и порядок взыскания судебных расходов регламентированы главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
Согласно части 1 статьи 103, пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят, в том числе из издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 3 статьи 108 названного кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Следовательно, расходы на проведение судебной экспертизы входят в состав судебных расходов и подлежат распределению в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума ВС РФ № 28 при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право Ванькович Е.С. на установление кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
Кроме того, вопрос о возложении оплаты за проведение судебной экспертизы разрешен вступившим в законную силу определением суда от 4 декабря 2019 года.
С учетом вышеизложенного, заявление директора ООО «Юг-Регион-Оценка» о взыскании судебных расходов с Ванькович Е.С. в части оплаты за проведение судебной экспертизы суд находит обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Ванькович Е.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить в части.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <...> в размере 62952371 (шестьдесят два миллиона девятьсот пятьдесят две тысячи триста семьдесят один) рубля, на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <...> в размере 44566 061 (сорок четыре миллиона пятьсот шестьдесят шесть тысяч шестьдесят один) рубля, на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> считать <...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>.
Взыскать с Ванькович Е.С. в пользу ООО «Юг-Регион-Оценка» оплату за проведение судебной экспертизы в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: