Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1156/2021 ~ М-532/2021 от 17.02.2021

63RS0039-01-2021-000819-94

№ 2а-1156/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 мая 2021 года                                 г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1156/2021 по административному исковому заявлению Трещевой Галины Павловны к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Трещева Г.П. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявления указано, что Трещева Г.П. является участником долевого строительства жилого дома по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ставропольская (около дома 51), по окончании строительства которого застройщик ООО «Монтэк» передает в собственность двухкомнатную квартиру № 45 (строительный) на 10 этаже на основании предварительного договора № 45/1 от 25.09.2008г. Оплата приобретаемой квартиры в размере 1 222 290 руб. произведена ею в полном объеме. Свои обязательства ООО «Монтэк» не исполнил, объявлен банкротом, конкурсное производство завершено. Постановлением следователя от 13.08.2014 Трещева Г.П. признана потерпевшей по уголовному делу №201283426. В 2014 году Трещева Г.П. включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов. Письмом Министерства строительства Самарской области № 01-05/258 от 06.03.2017 истец уведомлена, что в целях урегулирования ситуации и удовлетворения прав требований участников долевого строительства, обязательства по удовлетворению прав требований 16 участников долевого строительства на получение ими 15 жилых помещений приняты «Прогресс-Н» в рамках конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов. Трещева Г.П. не включена в список участников долевого строительства, переданных ООО «Прогресс-Н».

В связи с утверждением постановлением Правительства Самарской области № 927 от 13.12.2019 нового порядка ведения реестра пострадавших участников строительства Трещева Г.П. 16.10.2020 вновь обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением № 01-05/598 о включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако уведомлением № 01-05/598 от 16.11.2020 Министерством сообщено об отказе во включении Трещевой Г.П. в Реестр на основании подпункта «е» пункта 2.5 Порядка, в связи с тем, что в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех или более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавших участников долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов.

Полагает отказ Министерства во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства незаконным, поскольку после шестилетнего ожидания лишена государственной поддержки по независящим от нее обстоятельствам несмотря на наличие всех критериев для включения в реестр, а также потому, что требования части пострадавших дольщиков с объекта административного истца были удовлетворены и сам объект был включен в перечень проблемных объектов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, предусмотренный Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области», обязать Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу вопрос о включении Трещевой Г.П. в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В судебном заседании Трещева Г.П. и ее представители по доверенности Кузнецова Н.В., Богословцев А.А. требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что на основании предварительного договора №45/1 от 25.09.2008 и договора денежного займа №1 от 25.09.2008 Трещева Г.П. является участником долевого строительства жилого дома по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ставропольская (около дома 51), по окончании строительства которого застройщик ООО «Монтэк» обязался передать в собственность двухкомнатную квартиру № 45 (строительный) на 10 этаже.

Оплата приобретаемой квартиры в размере 1 222 290 руб. произведена дольщиком в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 377 от 25.09.2008.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2012 года в отношении ООО «Монтэк» введена процедура внешнего управления.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 года по делу № А55-19659/2009 требование Трещевой Г.П. о передаче жилого помещения – двухкомнатной квартиры № 45 на 10 этаже, общей приведенной площадью 45,27 кв.м, включено в реестр требований передачи жилых помещений ООО «Монтэк».

Постановлением следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района, СУ УМВД по г. Самаре от 13.08.2014 Трещева Г.П. признана потерпевшей по уголовному делу №201283426.

Из письма Министерства строительства Самарской области № 3/3678 от 26.05.2014 следует, что в отношении Трещевой Г.П. принято решение о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Письмом № 01-05/258 от 06.03.2017 Министерство строительства Самарской области уведомило Трещеву Г.П., что в целях урегулирования ситуации и удовлетворения прав требований участников долевого строительства, обязательства по удовлетворению прав требований 16 участников долевого строительства на получение ими 15 жилых помещений приняты «Прогресс-Н» в рамках конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов. Трещева Г.П. не включена в список участников долевого строительства, переданных ООО «Прогресс-Н». Заявителю разъяснено, что ее права подлежат удовлетворению новым застройщиком в рамках Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов.

Аналогичная информация о том, что требования Трещевой Г.П. подлежат удовлетворению новым застройщиком ООО «Прогресс-Н», принявшим на себя обязательства по удовлетворению прав требований дольщиков проблемного объекта, изложена в письме Министерства строительства Самарской области от 02.12.2016 №01-05/1506.

Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;

2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;

6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.

В целях реализации мер государственной поддержки постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.

16.10.2020 Трещева Г.П. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением №01-05/598 о включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.

Уведомлением № 01-05/598 от 16.11.2020 ей сообщено об отказе во включении в реестр на основании подпункта «е» пункта 2.5 Порядка, а именно, в связи тем, что в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 (л.д. 11).

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 ведется реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.

Пунктом 1.2 Порядка ведения реестра определено, что объект - многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, включенный в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329, и исключенный из него в установленном законом порядке.

По смыслу указанной нормы реестр формируется и ведется в отношении пострадавших участников долевого строительства объектов, которые включены в перечень проблемных объектов и впоследствии исключены из него.

Основания для исключения проблемного объекта из Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области установлены частью 3 статьи 4 Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области".

Таким основаниями являются следующие случаи: 1) ввод проблемного объекта в эксплуатацию; 2) удовлетворение прав требований всех пострадавших граждан проблемного объекта; 3) выявление факта несоответствия объекта критериям, указанным в части 1 настоящей статьи; 4) возобновление строительства проблемного объекта недобросовестным застройщиком за счет собственных или заемных средств; 5) невозможность завершения строительства проблемного объекта.

Установлено, что жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Матросова/ ул. Ставропольская, включен в перечень проблемных объектов и на момент принятия оспариваемого решения из него не исключен.

Материалами дела подтверждено, что в 2015 году Министерством строительства Самарской области проведен конкурс по отбору организации в целях удовлетворения прав требований 16 участников долевого строительства на получение ими 15 жилых помещений общей площадью 652,44 кв.м проблемного объекта, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Матросова/ ул. Ставропольская, застройщиком которого являлось ООО «Монтэк» (лот №4).

Победителем конкурса по лоту №4 признано ООО «Прогресс-Н». В соответствии с условиями конкурса ООО «Прогресс-Н» приняло на себя обязательства по удовлетворению прав требований 16 участников долевого строительства на получение ими 15 жилых помещений указанного проблемного объекта.

Целью проведения конкурса являлось удовлетворение прав участников долевого строительства проблемного объекта, однако по неизвестным причинам в состав конкурса вошла только часть участников долевого строительства. В список участников долевого строительства, переданных ООО «Прогресс-Н», Трещева Г.П. не включена.

Из пояснений истца Трещевой Г.П., свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, допрошенных в судебном заседании, следует, что Трещева Г.П. обращалась в ООО «Прогресс-Н» с заявлением о заключении с ней договора долевого участия на новый объект, выражала согласие на доплату, однако в удовлетворении ее требований было отказано со ссылкой на ее отсутствие в переданном Министерством застройщику перечне участников долевого строительства.

Пояснений тому, что явилось причиной невключения истца в данный перечень, административный ответчик в ходе разбирательства не дал.

Установлено, что строительство проблемного объекта новым застройщиком ООО «Прогресс-Н» продолжается, действие разрешения на строительство продлено до 30.06.2021.

Поскольку в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки, и проблемный объект до настоящего времени не исключен из перечня проблемных объектов ввиду продолжающегося строительства, отказ административного ответчика во включении Трещевой Г.П. в реестр пострадавших участников долевого строительства соответствует формальным требованиям Порядка ведения реестра.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Является достоверно установленным факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме. Также никем не оспаривается соответствие истца критериям, установленным статьей 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД для признания гражданина пострадавшим участником долевого строительства.

Права Трещевой Г.П. как пострадавшего участника долевого строительства до настоящего времени не восстановлены ни со стороны нового застройщика ООО «Прогресс-Н», у которого в соответствии с условиями конкурса обязательства перед Трещевой Г.П. отсутствуют, ни со стороны Министерства строительства Самарской области, которое в период проведения конкурса не приняло мер по установлению всех участников долевого строительства проблемного объекта для удовлетворения их прав требования новым застройщиком.

В сложившейся ситуации Трещева Г.П. по независящим от нее обстоятельствам лишена возможности получить меры государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД до тех пор, пока жилой дом не будет исключен из перечня проблемных объектов.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенную позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, поскольку такой отказ основан на формальном подходе, принят без учета указанных выше значимых обстоятельств, существенным образом нарушает права истца, лишенного возможности защитить их иным способом.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Трещевой Галины Павловны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Трещевой Г.П. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 16.11.2020 № 01-05/598.

    Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Трещевой Г.П., заново рассмотреть и принять решение по заявлению от 16.10.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                    (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021.

2а-1156/2021 ~ М-532/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трещева Г.П.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Кузнецова Н.В.
Богословцев А.А.
ООО "Прогресс-Н"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Подготовка дела (собеседование)
17.02.2021Регистрация административного искового заявления
17.02.2021Передача материалов судье
04.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021Дело оформлено
02.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее