Решение от 27.05.2020 по делу № 8а-2739/2020 [88а-3982/2020] от 09.04.2020

Дело № 2а-1744/2019

№ 88а-3982/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                        27 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Зайцевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области на решение Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Белогорска к администрации города Белогорска Амурской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная города Белогорска Амурской области.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

исполняющий обязанности прокурора города Белогорска обратился в Белогорский городской суд Амурской области в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к администрации города Белогорска Амурской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная города Белогорска Амурской области. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведённой прокуратурой города Белогорска проверки исполнения органом местного самоуправления законодательства о транспортной безопасности было установлено, что на территории муниципального образования город Белогорск Амурской области между улицей Северная и улицей Авиационная над железнодорожными путями расположен объект транспортной инфраструктуры – автомобильный мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053, принадлежащий муниципальному образованию город Белогорск Амурской области на праве собственности. В отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры не проводятся мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, поскольку субъект транспортной инфраструктуры – администрация города Белогорска Амурской области не инициирует процедуру категорирования и оценки уязвимости муниципальных объектов транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ), создаёт потенциальную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий на мосту (путепроводе), предназначенном для передвижения автомобильного и иного транспорта, несчастных случаев, подвергает риску безопасность граждан, снижает эффективность мероприятий, направленных на профилактику терроризма. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная, город Белогорск, Амурская область, (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053; возложить на администрацию муниципального образования город Белогорск Амурской области в течение трёх месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путём направления в компетентный орган - Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации заявления о проведении категорирования моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная город Белогорск, Амурской области (путепровод, с кадастровым номером 28:02:000000:7053).

Определением Белогорского городского суда Амурской области от 16 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное казённое учреждение «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск», муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» (далее - МКУ «Управление ЖКХ администрации города Белогорск»), Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 января 2020 года, указанное административное исковое заявление, удовлетворено. Бездействие администрации муниципального образования город Белогорск Амурской области по непринятию мер по проведению оценки уязвимости и категорированию объекта транспортного инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная города Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053) признано незаконным. На администрацию муниципального образования город Белогорск Амурской области возложена обязанность направить в компетентный орган заявление о проведении категорирования объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная – Авиационная города Белогорска Амурской области (путепровод с кадастровым номером 28:02:000000:7053), в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе, поданной представителем административного ответчика администрации города Белогорска Амурской области в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Белогорский городской суд Амурской области 24 марта 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также вынесении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых решения Белогорского городского суда Амурской области от 11 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 января 2020 года в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Деятельность по планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств регламентируется статьёй 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 года 16-ФЗ.

Пунктами 5, 6, 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ установлено, что объект транспортной инфраструктуры представляет собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность – это состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Статьёй 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ предусмотрено обязательное категорирование объектов транспортной инфраструктуры, то есть отнесение их к определённым категориям с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Процедура категорирования состоит из ряда последовательных этапов, а именно: утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утверждён приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62); утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждение Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (такой порядок утверждён приказом Минтранса России от 29 января 2010 года № 22); собственно категорирование объектов и ведение Реестра.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ и приказами Минтранса России все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы государственной власти, в настоящее время таковым является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такой Порядок утверждён приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 и предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств – специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры; результаты проведённой оценки оформляются в виде документа с графическими планами-схемами и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для рассмотрения и принятия решения об утверждении (пункты 4, 6 Порядка).

В свою очередь на субъекты транспортной инфраструктуры возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, по обязательному соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 4, 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ).

Такие требования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 и обязывают субъекты транспортной инфраструктуры (подпункты 4 – 7 пункта 6 Требований):

представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьёй 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации;

обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление её результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме;

представлять на основании утверждённых результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьёй 6 Федерального закона.

В силу приведённых норм обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе принятие мер по их категорированию путём предоставления необходимых сведений в Росавтодор возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которому в данном случае относится администрация города Белогорска Амурской области, как собственник объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности муниципального образования город Белогорск Амурской области находится объект транспортной инфраструктуры – мост (путепровод) по улице Северная – Авиационная город Белогорск. По результатам проведённой прокуратурой города Белогорска проверки исполнения администрацией муниципального образования город Белогорск Амурской области требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что администрацией города Белогорска каких-либо мер, направленных на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и действий, свидетельствующих о категорировании моста (путепровода) не предпринято. По факту выявленного нарушения прокурором города Белогорска 24 мая 2019 года в адрес главы муниципального образования город Белогорск внесено представление об устранении выявленных нарушений. В соответствии с ответом исполняющего обязанности главы муниципального образования город Белогорск от 28 июня 2019 года работы по проведению процедур, направленных на категорирование в отношении объекта транспортной инфраструктуры – моста, расположенного в створе улиц Северная-Авиационная города Белогорска, а также процедур, направленных на оценку его уязвимости, в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ, будут предложены в бюджет 2019 года и выполнены при наличии лимитов бюджеты обязательств, доведённых до МКУ «Управление ЖКХ администрации города Белогорска», в установленном порядке.

Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Белогорский городской суд Амурской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование город Белогорск является собственником объекта транспортной инфраструктуры (моста), при этом, вопреки требованиям закона, необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности административный ответчик не проводит, что ставит под угрозу безопасность неопределённого круга лиц.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Обжалуя вынесенные по делу судебные акты, представитель администрации города Белогорска Амурской области в кассационной жалобе ссылается на то, что решением Белогорского городского совета народных депутатов от 8 декабря 2011 года № 49/343 создано МКУ «Управление ЖКХ администрации города Белогорск», которое является структурным подразделением администрации города Белогорска, наделённым статусом юридического лица и создано для осуществления деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования город Белогорск. На МКУ «Управление ЖКХ администрации города Белогорска» возложена обязанность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог города. Считает, что администрация города Белогорска является ненадлежащим ответчиком по делу. Обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена.

Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.

Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-2739/2020 [88а-3982/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
И.о. прокурора города Белогорска
Ответчики
Администрация г. Белогорска
Другие
ОАО "Российские железные дороги"
Муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск"
МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
27.05.2020Судебное заседание
27.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее