77RS0029-01-2020-012178-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 года город Москва
Тушинский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Куличева Р.Б.,
при помощнике Синицыне С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5/21 по административному иску Гармаша Андрея Юрьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ «Больница № 18 УФСИН России по Республике Коми», ФСИН России, ФКУЗ «Медсанчасть 11» ФСИН России, УМВД по городу Сыктывкару, ФКУ «Управление по конвоированию» УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации,
установил:
административный истец Гармаш А.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам, и в уточненном варианте исковых требований (том 2 л.д. 11, 12) просит: признать незаконными действия (бездействие) сотрудников ФКУ Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания истца и неоказании адекватной и своевременной медицинской помощи в период с 22 декабря 2018 г. по 13 марта 2020 г. и с 30 марта 2020 г. по 14 апреля 2020 г.; признать незаконными действия (бездействие) сотрудников ФКЛПУ Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания истца в период с 14 марта 2020 г. по 29 марта 2020 г.; признать незаконными действия (бездействие) сотрудников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в неоказании адекватной и своевременной медицинской помощи истцу в период его содержания в ФКУ Следственный изолятор №1 УФСИН России по Республике Коми с 22 декабря 2018 г. по 13 марта 2020 г. и с 30 марта 2020 г. по 14 апреля 2020 г.; признать незаконными действия (бездействие) сотрудников Управления МВД России по г. Сыктывкару, выразившиеся в нарушении условий перевозки истца в период с 22 декабря 2018 г. по 13 марта 2020 г. и 30 марта 2020 г. по 14 апреля 2020 г.; признать незаконными действия (бездействие) сотрудников ФКУ «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», выразившиеся в нарушении условий перевозки истца 13-14 марта 2020 г. и 29-30 марта 2020 г.; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в пользу истца 1 636 244,00 рублей в счет компенсации за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в вышеуказанных учреждениях.
Требования мотивированы тем, что в период с 22.12.2018 г. по 14.04.2020 г. административный истец содержался в ФКУ Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Коми (камеры №№ 60, 62, 64 и 71). Во всех указанных камерах были ненадлежащие условия содержания, представляющие собой бесчеловечное обращение. При поступлении в СИЗО истца сутки держали в камере, которая находится в подвале. В этой камере не было окон, горячей воды, было грязно. Постельное белье не выдавали, выдали грязные подушки и матрас, рваный, с наполнителем из ветоши и комками внутри. Всю ночь громко играла музыка. Звук шел из вентиляционного отверстия. Вечером кипятка не дали. Площадь камер, в которых содержался истец, составляла 16 кв.м. В камере № 60 истец содержался около 1 месяца (конец декабря 2018 г. - январь 2019 г.), всего в данной камере было 4 спальных места и содержалось 3 человека. В камере
№ 64 также было 4 спальных места и 4 человека, в ней истец содержался примерно с середины января 2019 г. по 09 января 2019 г. В данной камере было очень холодно, в рамах отсутствовали фрагменты стекол, истец был вынужден спать в верхней зимней одежде, шапке, ботинках. В камере № 62 истец содержался около 1-2 недель. Оставшееся время по момент освобождения 14 апреля 2020 г. истец содержался в камере № 71. В этой камере было 6 спальных мест, в разные периоды в ней содержалось от 3 до 7 человек. 7 человек было в дневное время, когда содержащего под стражей ненадолго подселяли из-за отсутствия свободных мест. Большую часть времени в камере вместе с истцом содержалось 6 человек. Соответственно, на одного человека приходилось менее 3 кв. метров площади. В камерах были размещены двухъярусные кровати, металлическая лавка, обеденный стол, в углу камеры был отгорожен санузел. Между предметами мебели был узкий проход. Проходить между предметами мебели было неудобно. Размер спального места - 180x58 см, у кроватей не было спинок и лестницы на второй ярус. Окна в камерах были старые, деревянные, с большими щелями между рамами и стенами. Через щели дул ветер, попадали осадки и залетали комары. В некоторых местах были разбиты стекла. Окна на зиму не утепляли. В г. Сыктывкаре холодные зимы, поэтому зимой, осенью и весной от окон шел холод. С целью утепления содержащиеся в камерах иногда занавешивали окна старой одеждой или газетами, делали из газет трубочки, чтобы заткнуть их в щели, из которых дуло. За обеденный стол одновременно могли поместиться не более 3 человек, поэтому пищу принимали по очереди либо часть содержащихся под стражей держала посуду у себя на коленях. В камеру № 71 приносили еду в самую последнюю очередь, камера была последней в очереди при раздаче пищи, поэтому пища уже была остывшей. Были случаи, когда содержащимся в этой камере не хватало на всех достаточного количества еды. Для приема пищи уделяли всего лишь 20 минут. Питание было плохого качества. Продукты были плохо приготовлены, в пище иногда попадался мусор (непромытая и неперебранная крупа, мелкие камушки, нитки от мешков), хлеб был похож на глину. У истца имеется язвенный гастрит и другие хронические заболевания, однако в СИЗО ему не предоставляли диетического или дополнительного питания. Со слов сотрудников СИЗО, диетического питания не было предусмотрено в рационе для содержащихся под стражей. В СИЗО так же были магазин и кафе, где можно было бы купить еду, но цены в магазине и кафе были очень сильно завышены. Родственники могли передавать продукты, но данные продукты проверяли сотрудники СИЗО и передавали их в раскрытой упаковке и проколотые. Из-за этого фрукты, овощи и другие продукты, портящиеся при нарушении их целостности, были фактически непригодны к употреблению, когда они уже доходили до содержащихся под стражей. Продукты при проверке прокалывали тем же шилом, что и непродовольственные товары (например, мыло), при этом шило не мыли и частицы непродовольственных предметов (мыла и проч.) также оставались на продуктах. Расстояние от санузла до обеденного стола составляло не более 1 метра, из санузла постоянно чувствовался запах канализации. Эти обстоятельства причиняли дискомфорт содержащимся под стражей и не были совместимы с принципом уважения достоинства личности. Из крана шла ледяная вода, горячей воды не было. От ледяной воды сводило пальцы па руках. Были случаи, когда в СИЗО на продолжительное время отключали воду (на сутки и больше), поэтому содержавшиеся под стражей набирали воду в бак, который так же находился в камере. За все время содержания истца в СИЗО туалетную бумагу выдавали лишь два раза. В санузле не было освещения, поэтому было неудобно бриться и заниматься гигиеной. Дверь в санузел закрывала его не полностью по высоте, она начиналась около 30 см. от пола, сверху также был просвет. Высота двери была около 80 см. Содержащиеся под стражей занавешивали проход в санузел простыней, чтобы обеспечить приватность гигиенических процедур. Бачок от унитаза для смыва часто ломался. Содержащихся в СИЗО 1 раз в неделю водили в баню. Для мытья и стирки личных вещей предоставляли около 15 минут. Резиновые коврики и новые тазики для мытья выдавали, только когда в СИЗО была проверка. В остальное время были ржавые тазы, у некоторых из них не было ручек. Стены душа были ржавые от воды, с потолка свисала штукатурка. Стены отмывали только накануне проверки. В СИЗО были запрещены для передачи родственниками все вещества, в которых содержалось даже самое минимальное количество алкоголя. По этой причине были запрещены шампуни, средства для бритья и детский крем. Постельное белье после стирки приносили мокрым или вообще не приносили, тогда приходилось спать ночь без постельного белья, на грязных матрасах и подушках. Матрасы были рваные, из них сыпалась ветошь. Первые 6-7 месяцев содержания в СИЗО у истца было тонкое одеяло, напоминающее детское байковое, под которым было холодно спать. Постельное белье было грязного желто-серого цвета с неприятным химическим запахом. Во время прогулок истца и еще 3-6 человек чаще всего выводили в маленькие прогулочные дворики размером около 6x4 метра. Были также прогулочные дворики большего размера, но туда выводили редко. Зимой в прогулочных двориках не убирали лед и не посыпали его солью или песком, поэтому было скользко и содержащиеся под стражей падали. В прогулочных двориках весной скапливалась вода и невозможно было в нем ходить, не промочив ноги. Несмотря на наличие разрешения следователя на 15-минутные звонки родственникам, истцу часто отказывали в звонках в СИЗО, ссылаясь на занятость сотрудников и технические причины. Если истец не мог дозвониться до родственников, то разрешение на звонок аннулировали. Фактически разрешали разговаривать не больше 5 минут, хотя разрешение давалось на 15ти-минутный разговор. Истец общался с семьей преимущественно с использованием электронной почты. Электронное письмо с ответом стоило 110 р., что было финансово существенно для истца и его родственников. В СИЗО был распорядок дня, но не было какой-либо программы деятельности. Единственным полезным занятием было чтение книг из библиотеки. Таким образом, не было создано условий для реализации права на самообразование и досуг, осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе. В СИЗО не было газет с новостями, не был организован просмотр телевидения, поэтому заключенные не могли узнать актуальные новости. В СИЗО также не было часов, для того чтобы узнать точное время. Эти обстоятельства усиливали чувство тревожности у истца. В камере было круглосуточное видеонаблюдение, что также доставляло дополнительный дискомфорт с учетом того, что операторами в СИЗО работают женщины. У истца до заключения под стражу имелись проблемы со здоровьем, о которых заявлялось защитой при избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу и при продлении этой меры пресечения. Более того, истца задержали в лечебном учреждении, а во время допроса после задержания и перед избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу к нему вызывали скорую медицинскую помощь. Согласно медицинской справке от 14.02.2020, выданной начальником филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, при поступлении в ФКУ Следственный изолятор №1 УФСИН России по Республике Коми истец был обследован, выяснен анамнез. В частности, у СИЗО были сведения о следующих заболеваниях истца: хронический риносинусит, эрозивный язвенный гастрит, гипертоническая болезнь, острый инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, дислепидемия, хронический бронхит курильщика, полип желчного пузыря, состояние после эндартерэктомии из правой ВСА, посттравматическая энцефалопатия в виде смешанной гидроцефалии с рассеянной невралгической симптоматикой и астеноневротическим синдромом, атеросклероз брахиоцефальных артерий, хроническая ишемия головного мозга и др. В соответствии с назначениями врачей истцу было рекомендовано наблюдение хирурга, кардиолога (выписной эпикриз от 01.09.2017), соблюдение диеты с ограничением животных жиров, соли, легкоусвояемых углеводов, контроль артериального давления, частоты сердечных сокращений, контроль клинического анализа крови, биохимического анализа крови, уровня электролитов крови, наблюдение у кардиолога, терапевта, эндокринолога и невролога (выписной эпикриз от 16.08.2018), постоянное соблюдение гиполиподемической диеты, наблюдение терапевта и кардиолога, контроль артериального давления, частоты сердечных сокращений, электрокардиограмма, клинического, биохимического анализа крови (выписной эпикриз от 20.12.2018). Однако истец не мог соблюдать врачебные рекомендации при нахождении в СИЗО, поскольку ему не обеспечивалось диетическое питание и надлежащая медицинская помощь. Истец многократно обращался за медицинской помощью, однако его обращения чаще всего не фиксировали в журнале, поскольку врач его фактически не принимал. Для приема у врача истцу приходилось проходить через туберкулезный отсек. Прием у врача преимущественно сводился к оформлению справки о невозможности участия в следственных действиях в конкретный день. Электрокардиограмму и УЗИ сосудов истцу сделали только спустя 11 месяцев его нахождения в СИЗО (в ноябре 2019 г.), несмотря на наличие регулярных жалоб на боли в области сердца, головные боли. В соответствии с заключением специалиста от 18.03.2019 г., отсутствие надлежащего лечения и постоянного наблюдения кардиологом истца может привести к летальному исходу, т.к. хроническая сердечная недостаточность приведет к развитию жизнеугрожающих аритмий (в 5 раз больше, чем у пациентов без сердечной недостаточности). Медицинская помощь не была своевременной и адекватной. При обращении за неотложной помощью врач иногда приходил через сутки, несколько дней или вообще не приходил. В СИЗО не было дежурного врача, и после 17 часов было невозможно получить медицинскую помощь даже в случае возникновения угрожающего жизни состояния. Сотрудники СИЗО не говорили, какие лекарства выдают содержащимся под стражей. Таблетки давали без упаковки, поэтому истец не знал название и содержание тех лекарств, которые ему давали. Были случаи, когда содержащиеся под стражей обращались за медицинской помощью с абсолютно различными жалобами, но им предоставляли одинаковое неэффективное лечение. Родственники истца передавали ему необходимые лекарства, поскольку их не было в СИЗО. Эти лекарства из медсанчасти передавали со значительной задержкой, через несколько дней. 26.02.2020 г. во время судебного заседания о продлении истцу меры пресечения в виде заключения под стражу у него резко ухудшилось состояние здоровья, защитник вызвал ему скорую медицинскую помощь. 13.03.2020 г., только после обращений члена правозащитной организации и члена Совета по правам человека при Президенте РФ Бабушкина А.В., истец был этапирован из СИЗО в ФКЛПУ Больница № 18 УФСИН России по Республике Коми (г. Ухта), где находился с 14.03.2020 г. по 29.03.2020 г. При поступлении в больницу у истца забрали лекарства и личный тонометр. Истец является бывшим сотрудником правоохранительных органов, вследствие чего должен был содержаться отдельно от других категорий заключенных. Однако в больнице он находился вместе с другими заключенными, не являющимися бывшими сотрудниками правоохранительных органов. В больнице истцу выдали одну из двух полагавшихся простыней, по вечерам отсутствовала вода в кране. На 24 человека приходилось всего 2 унитаза (один из этих унитазов был сломан в течение недели) и 3 рукомойника. У одного из унитазов отсутствовал сливной бачок, поэтому приходилось смывать, почерпнув воду ведром. Столовая находилась в сыром подвальном помещении, в котором была плесень, а ремонт проводился очень давно. Истец неоднократно обращался с с просьбами и с жалобами по поводу неоказания ему адекватной медицинской помощи. В настоящее время многие обращения не сохранились. Ответы на обращения были крайне формальными без установления своевременности, адекватности и качества медицинской помощи. Административный истец неоднократно перевозился из СИЗО в суд для продления меры пресечения и обратно в автозаке в тесных металлических камерах (так называемых «стаканах»), ширина и длина которых - 640x530 мм. Если истец находился в «стакане», то упирался в потолок головой, а коленями - в дверь «стакана». Если судебное заседание было назначено на первую половину дня, то истца после завтрака в районе 7 часов утра уводили в подвал ожидать автозак. В подвале не было окон, было сыро и грязно. В камерах были плевки, окурки, испорченные остатки пищи, плесень на стенках. Около 9 утра выводили в автозак. Дорога от СИЗО до суда занимала около 40 минут, но по возвращении в СИЗО истец около часа ждал в автозаке до тех пор, пока начнут выпускать. Во время перевозки в автозаке совместно с содержащимися под стражей всегда находилась служебная собака, что также создавало чувство тревожности. В суде истец ожидал судебного заседания в камере без окон, размером около 3x2 метра. При этапировании в больницу из г. Сыктывкара в г. Ухту истец содержался в вагонзаке, в так называемом «столыпинском вагоне». Дорога до больницы заняла около 8 часов. Освещение в поезде было плохое, читать было невозможно. В камере отсутствовало окно, что в совокупности с отсутствием часов и возможности узнать время создавало ощущение сенсорной депривации. Во время поездки истцу не предоставили матрас, подушку, одеяло и постельное белье. Во время поездки не предоставляли горячего питания. При транспортировке из г. Ухты в г. Сыктывкар не давали даже кипятка. В туалет выводили только по просьбе и после длительного ожидания. 18.02.2019 г. адвокат истца обратился к старшему следователю следственной части СУ МВД по Республике Коми с ходатайством о медицинском освидетельствовании состояния здоровья истца на предмет наличия заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Данное ходатайство было удовлетворено следователем. Однако ФКУ Следственный изолятор №1 УФСИН России по Республике Коми уклонился от направления его на медицинское освидетельствование и ограничился формальным, не соответствующим действительности указанием, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие содержанию под стражей. Между тем, согласно п. 7 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2011г. №3) подозреваемый или обвиняемый направляется на медицинское освидетельствование не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование. В силу п. 9 Правил медицинского освидетельствования медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование. Таким образом, ФКУ Следственный изолятор №1 УФСИН России по Республике Коми было обязано направить истца на врачебную комиссию в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Административный истец и его представитель – Немова М.И. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УФСИН России – Парамонов С.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ «Больница 18 УФСИН России по Республике Коми», ФКУЗ Медсанчасть 11 ФСИН России, УМВД по городу Сыктывкару, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ч.2 ст.21 Конституции Российской Федерации, статье 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
По смыслу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях
№ 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10).
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно положениям ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статья 99 УИК предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Исходя из положений ч.1 ст.101 УИК лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно
п. 1 которого данный порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1,2,4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.
К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья, на получение юридической помощи, на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии, на доступ к правосудию, на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питания и прогулок, право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3 Постановления № 47).
В данном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пункту 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В судебном заседании установлено, что Гармаш А.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22.12.2018 г. по 14.04.2020 г., после чего был освобожден из-под стражи.
Из возражений представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми следует, что в период содержания под стражей административный истец был размещен в следующих камерах режимного корпуса учреждения:
1) с 23.12.2018 по 28.01.2019 - в камере № 60, площадь не менее 14,2 кв.м., в камере содержалось от 3 до 4 человек;
2) с 28.01.2019 по 09.02.2019 - в камере № 64, площадь не менее 14,2 кв.м., в камере содержалось от 3 до 4 человек;
3) с 09.02.2019 по 13.02.2019 - в камере № 62, площадь не менее 14,6 кв.м., в камере содержалось от 3 до 4 человек;
4) с 13.02.2019 по 13.03.2020 и с 30.03.2020 по дату убытия - в камере № 71, площадь не менее 15,7 кв.м., в камере содержалось от 3 до 5 человек;
В соответствии с пунктом 15 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции.
Размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по камерам режимного корпуса осуществляется согласно требованиям статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - с учетом их личности и психологической совместимости, курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. В соответствии со ст. 34 Закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Для лиц, содержащихся под стражей, норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четырех квадратных метров (ст. 23 Закона). В то же время статьей 99 УИК РФ установлена норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях - не менее двух квадратных метров.
Главой V Правил внутреннего распорядка СИЗО УИС регламентирован порядок материально-бытового обеспечения спецконтингента для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого, обвиняемого или осужденного, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы и ножи для резки продуктов питания могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации.
В соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка СИЗО, каждая камера режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в числе прочего оборудована: шкафом для продуктов, телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке), радиоточкой с приемником, окнами с форточками, ночными светильниками, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, стандартными лампами дневного света, обеспечивающими достаточное освещение помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями действующего законодательства. Также камеры режимного корпуса учреждения оборудованы приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20 - +22 градуса. Косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.
Во исполнение требований главы XIV Правил в следственном изоляторе расположена медицинская часть № 12, являющаяся филиалом иного юридического лица - Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», на которое возложено бремя ответственности за оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, и которое наделено полномочиями по осуществлению надзора за санитарным состоянием камерных помещений.
Не реже одного раза в год специалистами филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния камер режимного корпуса следственного изолятора, что подтверждается соответствующим актами.
Кроме того, ежегодно между администрацией следственного изолятора и ФГУП «Дезинфекция», г. Сыктывкар заключаются договоры, в соответствии с которым последнее принимает на себя обязательство по ежемесячному выполнению профилактических и истребительских работ дератизационных работ на объектах заказчика, что неоднократно устанавливалось судебными органами в рамках рассмотренных исковых заявлений спецконтингента. По настоящее время указанные договоры ни кем не оспорены, не опротестованы, что свидетельствует о том, что принятые сторонами договора обязательства исполнены.
Вместе с тем, акты прокурорского реагирования, а также судебные решения, установившие нарушение прав Гармаша А.Ю. в период его содержания в следственном изоляторе г. Сыктывкара в 2018-2020 г.г., компетентными органами не издавались.
Порядок проведения ежедневных прогулок спецконтингента регламентирован положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Главой XV (п.п. 134-138) «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 г. № 189 (далее - ПВР СИЗО, Правила). В соответствии с названной нормой ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере; Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток, время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
Как уже проверено и установлено Сыктывкарским городским судом Республики Коми по гражданскому делу № 2-9330/2017, прогулочные дворы следственного изолятора г. Сыктывкара оборудованы согласно требованиям Главы XV Правил, в том числе и навесами, позволяющими спецконтингенту укрыться от дождя и солнечного света (при необходимости). При этом, в случае значительного ухудшения погодных условий все подозреваемые и обвиняемые в обязательном порядке должны быть возвращены в камеры режимного корпуса.
Из возражений представителя ответчика ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми следует, что письменных претензий от истца в период его нахождения в ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми не зафиксировано. Приложенные к административному исковому заявлению документы свидетельствуют, что Гармаш А.Ю. письменно обращался с жалобами только в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
С 01.01.2014г. в ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми произошли организационно-штатные изменения с разделением на 2 (два) юридических лица ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми и ФКУЗ МСЧ №11 ФСИН России с разными ИНН, ОГРН, лицевыми и расчетными счетами.
С 01.01.2014г. ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми не занимается медицинским обеспечением и лечением лиц находящихся под стражей и отбывающих наказание. Вся документация (истории болезни, амбулаторные карты) находятся в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Деятельность ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми включает в себя комплекс мероприятий: специального учета, режимно-охранных, коммунально- бытовое обеспечение (оплата коммунальных услуг), обеспечение вещевым довольствием и питанием осужденных и лиц находящихся под стражей и других мероприятий, осуществляется в установленном порядке.
За время нахождения в терапевтическом отделении истец был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями.
Для улучшения содержания осужденных в ЛПУ, в настоящее время все палаты оборудованы одноярусными кроватями, табуретами, тумбочками. Вся мебель находится в исправном состоянии.
Для осуществления прогулок, проведения телефонных переговоров, выход в магазин, получения посылок, передач, бандеролей, имеется подменный фонд вещевого имущества зимний и летний.
В соответствии с пунктом 11 «Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации ох 28.12.2017 № 285, лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, и осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.
Все бывшие сотрудники правоохранительных органов содержатся в палате отдельно от других осужденных.
Информацией о выдаче вещевого довольствия и постельных принадлежностей бухгалтерия ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми не располагает, т.к. вещевое довольствие и постельные принадлежности выдаются сестрами хозяйками ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми и при этапировании осужденных сдаются обратно.
После сдачи сестрами-хозяйками ФКУЗ МСЧ-11 УФСИН России по Республике Коми в банно-прачечный комплекс ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми, вещевое обеспечение и постельные принадлежности подвергаются обработке, стирке и дезинфекции для повторной выдачи. Вещевое имущество и постельные принадлежности вышедшие из срока эксплуатации и- пришедшие в негодность подлежат списанию.
Все постельные принадлежности находятся в удовлетворительном состоянии.
Стирка постельных принадлежностей и вещей, обработка дезинфицирующими средствами, прожарка в дезинфекционной камере осуществляется в банно-прачечном блоке. Стирка вещей и постельных принадлежностей осужденных производится по корпусам в установленные дни. Сдача белья в стирку и принятие ее из стирки осуществляется санитарами лечебных корпусов, о чем делается запись в соответствующем журнале. Грязное белье и белье, не прошедшее дезобработку, осужденным не выдается. Смена постельного белья осужденных осуществляется один раз в неделю.
В соответствии с ч.3 ст. 101 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровье осужденных.
Оборудование терапевтического отделения осуществляется в соответствии с нормативными актами Министерства юстиции, например приказа № 130 ДСП о 02.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России). Терапевтическое отделение оснащено унитазами, количество которых соответствует нормативной потребности. Все находится в исправном состоянии. На случай отсутствия воды в туалетах установлены бочки с водой.
Столовая находится в подвале терапевтического отделения. Площадь столовой 36.3. кв.м. Порядок кормления следующий: из пищеблока в термосах приносят готовую еду и раздают осужденным.
Санитарное состояние столовой удовлетворительное, грибок, плесень отсутствуют. В отношении ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми контролирующими органами осуществляются регулярные проверки. Нарушений в части санитарного состояния столовой не выявлено.
Из возражений представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на иск следует, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22.12.2018 по 14.04.2020, откуда был освобожден 14.04.2020 года. Был осмотрен и обследован в медицинской части при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми 22.12.2018 г. На момент осмотра жалоб не предъявлял. В анамнезе со слов в *, с 17.12.2018 по 20.12.2018 в кардиологическом отделении ГКБ им.В.В. Вересаева с 17.12.2018 по 20.12.2018 с диагнозом: * справа от 2017г. Хроническая *. Общее состояние удовлетворительное. Назначено лечение.
Осмотрен врачом-терапевтом с жалобами на периодические сжимающие загрудинные боли, одышку при умеренной физической нагрузке, периодические диффузные головные боли, головокружение, забывчивость. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
Осмотрен врачом терапевтом. Жалоб не предъявляет. Общее состояние удовлетворительное. Коррекция терапии.
Осмотрен врачом-терапевтом с жалобами на затрудненное носовое дыхание, заложенность носа, снижение обоняния, слизистые выделения из полости носа, ощущение тяжести в гайморовых пазухах. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение. Осмотрен фельдшером с жалобами на боли в области нижнего века левого глаза, чувства инородного тела в левом глазу. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
Осмотрен фельдшером с жалобами на боль в поясничном отделе позвоночника стреляющего характера. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
Осмотрен врачом терапевтом с жалобами на ноющие боли умеренной интенсивности в эпигастрии, возникающие через 40-60 минут после еды, уменьшающие приемом пищи. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
Осмотрен врачом терапевтом с жалобами на наличие высыпаний на коже ладоней и подошв, сопровождающиеся незначительным зудом. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
09.08.19г. осмотрен фельдшером с жалобами на зуд в области стоп. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз *. Назначено лечение.
25.09.19г. осмотрен фельдшером с жалобами на головную боль, чувство головокружения. Общее, состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
23.10.19г. осмотрен терапевтом с жалобами на повышение температуры тела, озноб, ломоту в теле, затрудненное носовое дыхание, першение в горле, сухой кашель, общую слабость. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Острый назофарингит. Назначено лечение.
02.11.19г. осмотрен: терапевтом с жалобами на ноющие боли умеренной интенсивности в тазовом поясе с 2-х сторон, усиливающиеся при физической нагрузке. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Назначено лечение.
16.11.19г. осмотрен фельдшером с жалобами на ломоту в теле, общую слабость, насморк. Общее состояние удовлетворительное. Диагноз: *. Острый ринит. Назначено лечение.
В дальнейшем осматривался медицинскими работниками по поводу ОРЗ, гипертонической болезни, фурункула кожи спины. Получал соответствующее лечение.
С 14.03.2020 по 29.03.2020 находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с диагнозом: *. Узел правой доли щитовидной железы. Острый бронхит.
Указанные доводы подтверждаются имеющейся в материалах дела медицинской картой Гармаша А.Ю.
Состояние здоровья Гармаш А.Ю. оценивается как удовлетворительное, медицинское обеспечение проводится согласно приказу МЮ РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказания в виде лишения свободы». В стационарном лечении не нуждается. В полном объеме по медицинским показаниям получает амбулаторное лечение.
За период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 22.12.2018 по 14.04.2020 в дополнительном и диетическом питании по медицинским показаниям Гармаш А.Ю. не нуждался.
Из возражений представителя ответчика ФСИН России на иск следует, что изменения требований по обеспечению жилых помещений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе камер СИЗО, горячей водой внесены приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 308.1325800.2017), и они касаются только тех объектов, которые построены и введены в эксплуатацию после его утверждения, т.е. после 2017 года или при проведении капитальных ремонтов и реконструкций.
В соответствии с требованиями п. 43 раздела V «Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (ПВР СИЗО), при отсутствии в камере водопроводной горячей воды или водонагревательных приборов, горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Спецконтингент, содержащийся в камерах следственного изолятора, может иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету электрокипятильники бытовые заводского изготовления.
Гармаш А.Ю. содержался в СИЗО-1 с 22.12.2018 по 14.04.2020 в камерах: № 60, площадью 14,2 кв.м., № 62, площадью 14,6 кв.м., № 64 площадью 14,2 кв.м., № 71 площадью 15,7 кв.м.
В среднем за период содержания Гармаша А.Ю. в СИЗО-1 в камерах
№ 60,62,64 содержалось от 2 до 3 человек. В камере №71 от 4 до 6 человек.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 15.07.1995
№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Гармаш А.Ю. в основной период пребывания в СИЗО-1 был обеспечен нормативной площадью- 4 кв. м.
Оборудование камер СИЗО-1 проведено в соответствии с требованиями ПВР СИЗО, а именно: двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком для питьевой воды; подставкой под бачок для питьевой воды; радиоприемником вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей Генуя умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Расстановка мебели в камерах СИЗО (близкое расстояние от туалета до стола) внутриведомственными документами не нормируется и проводится с учетом имеющихся возможностей и площадей.
Отопление всех зданий и сооружений в СИЗО-1 централизованное, которое осуществляется от собственной котельной работающей на газовом топливе.
Температурный режим в камерах составляет от +22 до +25 С, что соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», и подтверждается заключением ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Данное заключение дано на основании, проведенных замеров полномочным органом и является легитимным документом для предоставления в судебные и надзорные органы
Кроме того, для поддержания комфортного микроклимата все камеры учреждения оборудованы искусственной приточно-вытяжной вентиляцией «Лето- зима» системы «Ремарк», автоматически запрограммированными на температуру +22+25 С, с указанием показателей на экране щита управления вентиляции. Данная система обслуживается специалистами-инженерами фирмы ООО «Эколог» и находится в исправном состоянии.
Ежедневно представителями администрации учреждения и медицинскими работниками, проводится утренний обход всех запираемых помещений. В случае обнаружения поврежденных строительных конструкций, в том числе застекленных оконных полотен, или обращений подследственных и подозреваемых на неудовлетворительные санитарно-бытовые условия в камерах, производится срочное устранение выявленных нарушений.
Санитарно-техническое состояние камер - удовлетворительное, о чем говорят записи медицинских работников в санитарном журнале ежедневных проверок запираемых помещений.
В соответствии с требованиями СП 247.1323800.2016, утвержденного Приказом Минстроя России от 15.09.2016 № 245/пр, все жилые камеры режимного корпуса СИЗО-1 оборудованы 1 умывальником и 1 унитазом различной модификации. В СИЗО-1 в туалетах установлены напольные унитазы, что не противоречит требованиям внутриведомственных строительных правил.
Руководствуясь указаниями ФСИН России, во всех камерах СИЗО-1 проведено ограждение санитарных узлов от жилых помещений на высоту от пола до потолка. Кабинки исполнены от пола на высоту 1 м. 70 см в кирпичной кладке, далее до потолка закрыто листами фанеры. В одной из стенок имеется дверь. Таким образом, лица, содержащиеся в учреждении, имеют достаточную степень изолированности для удовлетворения естественных потребностей, в условиях приватности.
В соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время» (Постановление №205) гигиенические наборы спецконтингенту в СИЗО выдаются при отсутствии денежных средств на личных счетах и заявлениям подследственных и подозреваемых.
Гигиенические мужские наборы в СИЗО-1 Гармаш А.Ю. не получал, в связи с тем, что на его счету имелись денежные средства и заявлений на выдачу ему гигиенических наборов в адрес администрации учреждения не поступало.
Сразу по прибытию в учреждение Гармаш А.Ю. был поставлен на довольствие по норме питания для подозреваемых и обвиняемых и во время пребывания в СИЗО-1 получал полноценное питание.
По данным МЧ-12 МСЧ -11 ФСИН России в дополнительном и диетическом питании не нуждался.
Питание осужденных к лишению свободы, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений (спецконтингент), находящихся ФКУ СИЗО-1 организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время» (постановление № 205), приказом Минюста России №189 от 17.09.2018 года «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (приказ №189) раскладкой продуктов, с соблюдением рекомендуемых правил по приготовлению пищи, кулинарных правил и санитарно-эпидемиологических требований.
Продукты суточных норм спецконтингенту ФКУ СИЗО-1 доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов. В случаях отсутствия какого-либо продукт на складах, с разрешения начальника ФКУ СИЗО-1 производится его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными приказом №189.
Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел, совместно с заведующим столовой и медицинским работником проверяет качество готовой пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, массу мясных и рыбных порций непосредственно в горячем цехе (на местах ее выдачи), санитарное состояние помещений столовой. Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, о чем также делается запись. Кроме того, готовая пища периодически проверяется начальником учреждения или его заместителем путем снятия пробы. Проверка пищи заключается в определении ее вкусовых качеств и объема, готовности блюд, массы мясных (рыбных) порций, первых, вторых и третьих блюд.
Продукты питания, в том числе крупы, поступающие на центральную базу- хранения УФСИН, а также в ФКУ СИЗО-1 для организации спецконтингента, соответствуют требованиям действующих ГОСТов, ТУ и сопровождаются документами, удостоверяющими качество, ветеринарным свидетельством. На складе ФКУ СИЗО-1 условия хранения продуктов соблюдаются в соответствии с требованиями распоряжения ФСИН России от 04.04.2014 № 72-р «Об утверждении Методических рекомендаций по хранению продовольствия, техники и имущества продовольственной службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Выпечка хлеба для спецконтингента ФКУ СИЗО-1 производится в хлебопекарне ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (пекарня). Выпечка в пекарне производится согласно рецептуре и в строгом соответствии технологическому режиму приготовления хлеба.
Гармаш А.Ю. обеспечивался горячим питанием по норме для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержание подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением №205. Заключений о назначении Гармашу А.Ю. лечебного питания медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №12» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не выносилось.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ).
Согласно пункту 106 ПВР ИУ, для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.
В целях создания условий для реализации осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах уголовноисполнительной системы, права на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров ФСИН России была организована работа по передаче нежилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, подчиненными УФСИН России по Республике Коми в безвозмездное пользование ФГУП «Архангельское» ФСИН России для осуществления вышеуказанной деятельности.
ФСИН России не вправе вмешиваться в процесс ценообразования, определять ценовую политику предприятия.
На каждую категорию продуктов питания, предметов быта и вещей, имеется свой досмотровый инвентарь и разделочные доски, проходящие специальную санитарную обработку. Доводы истца о том, что инструменты, используемые для проверки продуктов питания используются в нарушение санитарно-гигиенических требований своего подтверждения не нашли, что подтверждается соответствующей справкой.
В соответствии с требованиями приказа № 64-дсп все вещества, содержащие алкоголь и спиртовую основу изымаются из посылок или не принимаются в передачах.
В силу положений главы XVII ПВР СИЗО, лицам, содержащимся под стражей, телефонные переговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.
Разрешение действительно только на один телефонный разговор. В письменном разрешении на предоставление телефонного разговора, заверенном гербовой печатью, должно быть указано, кому и с какими лицами он предоставляется, их адреса места жительства и номер телефона абонента. В ФКУ СИЗО-1 установлены четыре таксофонных аппарата компании «Ростелеком» и 5 аппаратов компании «Зона-телеком».
На основании письменного заявления спецконтингента начальник СИЗО либо лицо, его замещающее, дает письменное указание о разрешении телефонного разговора с учетом наличия денежных средств на лицевом счете до 15 минут. Из анализа вышеприведенной нормы, принимая во внимание ее буквальное толкование, следует, что законодатель не возложил на следственные изоляторы категорическую обязанность по незамедлительному предоставлению телефонных переговоров. Еженедельно на имя начальника учреждения поступает на предоставление телефонных разговоров около 60-70 заявлений. Телефонные переговоры предоставляются в порядке очереди.
Истцу были предоставлены телефонные переговоры в январе 2020 года - 4 раза (в одном случае не дозвонился), в феврале 2020 года 2 раза, в марте 2020 года 3 раза (в одном случае не дозвонился), все телефонные переговоры были предоставлены в соответствии с его обращениями к администрации учреждения.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 (ПВР СИЗО) не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В соответствии с требованиями п. 78 ПВР СИЗО, администрация СИЗО обеспечивает сохранность вложений посылок и передач, однако за естественную порчу этих вложений в силу длительного хранения, а также за утерю товарного вида в результате досмотра ответственности не несет, о чем предупреждаются лица, доставившие передачу.
В соответствии с требованиями п. 133 ПВР ИУ в ЛПУ изолированно от других категорий осужденных содержатся только мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме. Указанные осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах. Отдельно от других осужденных содержатся несовершеннолетние. Женщины содержатся отдельно от мужчин. Осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.
Таким образом, действующие нормативно-правовые акты не содержат нормы, предписывающей отдельно содержать бывших сотрудников правоохранительных органов от остальной массы осужденных/подозреваемых/обвиняемых.
По прибытию в ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по Республике Коми истец был подвержен процедуре полного личного обыска в соответствии с требованиями п. 9 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и на прилагающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста России от 20.03.2015 № 64-дсп (приказ № 64-дсп). У заявителя был обнаружен электронный манометр. В соответствии с Приложением № 2 к ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету по разрешению врача электрический тонометр, глюкометр, слуховой аппарат, расходные материалы и батарейки к ним. У заявителя указанное разрешение отсутствовало. Информацией о пропаже лекарственных средств отдел безопасности ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми не располагает. При убытии из учреждения заявитель получил вещи, хранящиеся на складе, претензий не имел.
Из возражений представителя ответчика ФКУ Управление по конвоированию на иск следует, что конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп (Инструкция).
Истец конвоировался караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми (ФКУ УК УФСИН) в соответствии с Инструкцией: с 13.03.2020 г. по 14.03.2020 г. от железнодорожной станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута», назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в малой камере
№ 9, следовал один. 29.03.2020 г. от железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Сыктывкар плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар- Воркута», назначенным от ФКУ УК УФСИН, в специальном вагоне, где истец размещался в малой камере
№ 8, следовал один.
Согласно п. 167 Приказа Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены до 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал истец, а именно: отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение
были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а так же системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Общее освещение специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» и «ЦМВ 61-517» состоят из 8 и 9 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
В коридорах специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» имеются 6 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 79 см, ширина - 98 см), модели «ЦМВ 61-517» 7 застекленных оконных проемов (размеры: высота - 81 см, ширина - 97 см).
В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. В камере спецвагона, где размещался истец на период конвоирования, общее количество осужденных не превышало установленных норм. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона.
Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам матрацев, постельного белья и отдельного спального места в спецвагонах, на период конвоирования, а также оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.
Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию истца без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60 °C. Продуктами питания (Индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Поддержание температурного режима в специальном вагоне входит в обязанности проводника.
Согласно вышеуказанным нормам органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.
Жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждения истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.
Доводы представителей ответчиков подтверждаются приобщенными к делу копиями: журнала регистрации контроля санитарного состоянии камер, карцеров, карантинного отделения, медицинской части; актом проверки филиалом ЦГСЭН в отношении ФКУ СИЗО-1 от 23.08.2019 г.; актом проверки филиалом ЦГСЭН в отношении ФКУ СИЗО-1 от 17.12.2018 г.; ответами по жалобам истца; техническим паспортном зданий ФКУ ЛПУ Больница 18;
Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели Иванов В.Е. и Шейве А.С. пояснили, что находились вместе с истцом в СИЗО, в котором не были обеспечены надлежащие условия содержания.
При этом суд относится к показаниям свидетелей критически, поскольку они опровергаются иными, собранными по делу доказательствами.
Как указано в ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако истцом в обоснование своих требований не представлено достоверных доказательств, подтверждающих его доводы, изложенные в обоснование иска, в то время как ответчиками доказательства, опровергающие доводы истца, представлены.
Приобщенный истцом протокол опроса свидетеля Иванова В.Е. надлежащим доказательством по делу не является, поскольку допрос свидетеля производится судом с предупреждением об уголовной ответственности по ст. ст. 307-308 УК РФ.
Заключение специалиста НП «Федерация судебных экспертов» (том 1
л.д. 46-69), представленное истцом, о возможных последствиях неоказания Гармашу А.Ю. медицинской помощи и о необходимости в медицинском наблюдении, не опровергает имеющихся в деле доказательств о том, что необходимая медицинская помощь истцу при его нахождении под стражей оказывалась.
Суд исходит из того, что нахождение истца под стражей не может не сопровождаться определенными ограничениями, однако и их наличие не является безусловным основанием к взысканию компенсации, о которой он заявляет.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 16 октября 2003 г. № 371-0, от 19 июля 2007 г. № 480-0-0, от 20 марта 2006 г. № 162-0-0 указал, что в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате совершения преступления оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть, такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе, в правах на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, свободы передвижения.
Таким образом, объективных доказательств, свидетельствующих о том, что истец содержался в таких условиях, которые нарушали его права и законные интересы, а так же в условиях, которые свидетельствовали бы о каких-либо негативных последствиях после оказания ему медицинской помощи, либо после его перевозки на служебном спецавтотранспорте, истцом не представлено.
Следовательно, оснований для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц, как того просит истец, не имеется.
Кроме того, помимо общих оснований деликтной ответственности законодатель, реализуя требования статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепил в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Согласно статье 1069 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 12-КГ17-6).
Вместе с тем, материалами дела причинно-следственная связь между наступлением вреда и действиями должностных лиц не подтверждена, поэтому оснований для взыскания компенсации, как того просит истец, не имеется.
Так же суд соглашается с доводами представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о пропуске истцом срока на обращение в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
О нарушении своих прав истцу стало известно в период его содержания ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22.12.2018 г. по 14.04.2020 г.
При этом настоящее исковое заявление направил в суд 25.08.2020 г., т. е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока истец ссылается на то, что в период с 14.04.2020 г. по 22.05.2020 г. он находился под домашним арестом, перенес инфаркт, а так же до 08.06.2020 г. на него распространялась обязанность самоизоляции ввиду пандемии коронавируса.
Между тем, суд исходит из того, что с 09.06.2020 г. и до 15.07.2020 г., т. е. до истечения трехмесячного срока на обращение в суд, истец имел возможность обратиться с настоящим иском.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с административным иском, что в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статями 177-180, 227, 360 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░ № 18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ 11» ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░ 2021 ░░░░.