Решение по делу № 2-351/2015 от 21.08.2015

Дело № 2-351/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 октября 2015 года город Мезень

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Воробьевой М.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились с иском к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

В обоснование заявленных требований указали, что являлись членами семьи ФИО5, которая состояла в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ, по категории «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был выписан сертификат на четыре человека – ФИО5, ФИО1 – супруга получателя сертификата, ФИО2 – сына, ФИО6 – дочь. Сертификат не был получен по причине несдачи жилья. В апреле 2011 года ФИО5 умерла. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» по дате постановки на учет, в удовлетворении которого им было отказано. Истцы считают, что после смерти ФИО5 они как члены семьи последней сохраняют право состоять в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с момента постановки на учет.

ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании с заявленным требованием не согласился. Пояснил суду, что заявление о постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья поступило от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением ФИО5 справки МСЭ заявители переведены в очередь по категории «инвалиды». ДД.ММ.ГГГГ выписан сертификат, который не был выдан по причине отсутствия обязательства на сдачу жилья. Документов, на основании которых истцы были исключены из очереди на получение жилищного сертификата, в учетном деле не имеется. ДД.ММ.ГГГГ истцы восстановлены в очереди «пенсионеры». В восстановлении в очереди «инвалиды» им было отказано, поскольку в составе семьи отсутствовали инвалиды.

На момент смерти ФИО5 законодательством не было предусмотрено сохранение за членами семьи умершего очередника в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки по той же категории, что и умерший очередник. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в Закон, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.1 Закона в новой редакции в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение сохраняется за членами его семьи. ФИО5 умерла в 2011 году, в связи с чем право на получение субсидии за членами семьи гражданина, состоящего на учете, и умершего до ДД.ММ.ГГГГ не сохраняется.

Третье лицо Министерство промышленности и строительства Архангельской области извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в возражениях на исковое заявление с требованиями истца не согласилось.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи: он, жена ФИО5, сын ФИО2, дочь ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением ФИО5 инвалидности заявители переведены в очередь по категории «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.

Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ истцы восстановлены в очереди под номером 330.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о восстановлении членов семьи умершей Широкой Т.А., в очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, по очередности – «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес истца, сообщено об отказе в удовлетворении данного заявления.

Каких – либо документов, обосновывающих исключения истцов из очереди в учетном деле не имеется. Отсутствует, в представленных материалах как заявление о снятии с очереди, переводе в очередь по другой категории, так и решение администрации о снятии/переводе истцов.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст.4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года.

До внесения указанных изменений Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО5, не содержал.

В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу названных норм материального права, члены семьей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семьей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

Такое толкование вышепоименованных норм законов дал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении № 34-КПЗ-1 от 12.03.2013 по делу по иску Алейник И.Л. к министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии.

Статья 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий. Так в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства. Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Согласно статье 3 вышепоименованного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину один раз.

Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5 ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области»).

В соответствии с п.21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становиться один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Таким образом, ФИО5 подлежала исключению из очереди «инвалиды 1 -2 группы, инвалиды детства», однако за членами ее семьи ФИО1, ФИО2 сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.

При таких обстоятельствах, требования истцов о восстановлении в очереди «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат удовлетворению в части восстановления в очереди по категории «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» ФИО1, ФИО2

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский муниципальный район» восстановить ФИО1, ФИО2, в очереди «инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства» на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации муниципального образования «Мезенский район» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области.

Председательствующий М.В.Воробьева

2-351/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Широкий В.И.
Широкий Н.В.
Ответчики
Администрация МО "Мезенский район"
Другие
Министерство промышленности и строительства Архангельской области
Суд
Лешуконский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
leshksud.arh.sudrf.ru
21.08.2015Передача материалов судье
21.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее