№ 2-1-450/2018
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием истца Комиссарова В.М., представителя ответчика МУП «Чистый город» Искорцева И.П., представителей третьих лиц Азанова О.Р., Полежаева В.В. и Токарева А.С., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссарова В. М. к МУП «Чистый город» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Комиссаров В.М. обратился в суд с иском к МУП «Чистый город» о защите прав потребителя. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Постановления Главы Администрации МО Красноуфимский округ № 397 от 24.05.2016 года было поручено организовать заключение договоров по сбору и вывозу ТКО между специализированной организацией и населением ряда населенных пунктов, в.ч. и Натальинск. Его подворье не нуждается в услуге утилизации ТКО и он не заключал договора утилизации ТКО со дня прописки с <дата> по настоящее время.
Истец полагает, что направляя ему квитанции за сбор и утилизацию ТКО, ответчик принуждает его к оплате услуг, которыми он не пользуется и в которых не нуждается. В связи с чем истец усматривает в этом нарушение своих прав.
Истец просит отменить принудительные действия по оплате за утилизацию ТКО со стороны ответчика, признать незаконным действия ответчика по начислению платы за утилизацию ТКО и взыскать с МУП «Чистый город» судебные расходы в сумме 400 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Натальинский территориальный отдел Администрации МО Красноуфимский округ, ОМС «Администрация МО Красноуфимский округ», отдел ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
В судебном заседании истец Комиссаров В.М. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении и дополнил, что из того перечня отходов, которые указал ответчик, его семья производит только картон, бумагу, дерево, которые сжигаются в печи, строительный мусор в виде щепы, опила используется для мульчирования почвы, пищевые отходы- в компост. Он никогда не пользуется контейнерами для мусора и полагает, что ответчик не оказывает ему никакие услуги.
Кроме того, по мнению истца, поручение работ с ТКО ответчику на территории п. Натальинск, незаконно. Ответчик не прошел отбор по конкурсу, как того требует закон.
Представитель ответчика МУП «Чистый город» Искорцев И.П. в судебном заседании требования истца не признал и пояснил, что Ответчик является единственной специализированной организацией по сбору и вывозу ТКО на территории города и района и выполняет работы по сбору и транспортировке ТКО на полигон предприятия по договору с отделом ЖКХ МО Красноуфимский округ, заключенному 22.05.2017г. в соответствии с Генеральной схемой очистки территории МО Красноуфимский округ на период с 2010 по 2029г.г. и Постановлением Главы Администрации МО Красноуфимский округ № 397 от 24.05.2016г.
В газете «Вперед» за 16.08.2016г. был размещен договор публичной оферты «О предоставлении услуг по вывозу твердых коммунальных отходов от населения жилого фонда МО Красноуфимский округ». Для начисления и сбора платежей между МУП «Чистый город» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен агентский договор № 08/422-КРЦ от 03.07.2012г.
В силу закона истец не вправе утилизировать ТКО самостоятельно. Доказательства того, что он не пользуется контейнерами для мусора, истец не представил, поэтому ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица - Натальинского территориального отдела Администрации МО Красноуфимский округ в судебном заседании Абзалов О.Р. в судебном заседании пояснил, что до февраля 2018г. ТКО на территории п. Натальинск вывозил МУП «Энергосервис» на местный полигон. В настоящее время этот полигон закрыт. Вывозить отходы на полигон в г. Красноуфимск МУП «Энергосервис» не имеет возможности, нет транспорта. Поэтому данный вид услуг населению поселка оказывает МУП «Чистый город». Сбор отходов производится в контейнеры, вывоз осуществляет ответчик своими машинами. О том, что на территории будет работать МУП «Чистый город» было принято решение на собрании жителей п. Натальинск. По его мнению, ответчик просто не желает платить за оказанные услуги.
Представитель третьего лица ОМС «Администрация МО Красноуфимский округ» Полежаев В.В. в судебном заседании пояснил, что требования истца не могут быть удовлетворены, поскольку он не представил доказательства принудительных действий в отношении него со стороны ответчика, который является исполнителем коммунальной услуги и действует в соответствии с требованиями закона.
Представитель третьего лица- отдела ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Токарев А.С. в судебном заседании пояснил, что региональный оператор по работе с ТКО уже отобран и начнет свою работу на территории Красноуфимского района в ноябре 2018г. Однако до этого времени отходы тоже должны утилизироваться. Поскольку администрацией было получено предписание о закрытии полигона в п. Натальинск, встал вопрос о вывозе ТКО на полигон в г. Красноуфимск. Сделать это может единственная специализированная организация – МУП «Чистый город», с которой был заключен договор. Муниципалитет приобрел и установил контейнеры для отходов, а ответчик вывозит отходы на полигон на своем транспорте. Он не усматривает нарушений закона в отборе исполнителя коммунальных услуг, поскольку другого на территории района просто нет.
Представитель третьего лица ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, возражений против иска в суд не представил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом руководствуется следующим.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Комиссаров В,М. является собственником жилого дома площадью <****> кв.м. и земельного участка площадью <****> кв.м. по адресу: <адрес> со <дата>. и проживает в указанном жилом доме вместе с супругой ФИО8
Ответчик - МУП ГО Красноуфимск «Чистый город» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области (город Красноуфимск), с 01.02.2018г. является исполнителем коммунальной услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТКО на территории п. Натальинск Красноуфимского района Свердловской области.
Взаимоотношения сторон в споре регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации и основаны на обязательствах сторон, вытекающих из обязательств собственника жилого помещения и исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч.5 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.
Из материалов дела следует, что решением Думы МО Красноуфимский округ от 29.06.2006 N 238 утверждены Правила благоустройства территории МО Красноуфимский округ, согласно которым сбор бытовых отходов и мусора осуществляется в мусоросборники, контейнеры либо в спецмашины. Запрещается хранение мусора на территории двора, сжигание всех видов отходов на территории домовладений.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ответчика, основным видом деятельности МУП «Чистый город» является сбор неопасных отходов. Ответчик имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Основанием для оказания услуг населению п. Натальинск Красноуфимского района по сбору, транспортированию и утилизации ТКО является Генеральная схема очистки территории МО Красноуфимский округ на период с 2010 года про 2029 год», утвержденная постановлением Главы МО Красноуфимский округ № 763 от 01.11.2011г. и Постановление Главы администрации МО Красноуфимский округ от 24.05.2016г. № 397 « Об организации заключения договоров по сбору и вывозу ТКО с территории населенных пунктов МО Красноуфимский округ».
На основании указанных документов между Администрацией МО Красноуфимский округ и МУП «Чистый город» заключен договор сотрудничества от 22.05.2017г. Вопреки доводам истца, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами могут заключаться без проведения торгов, как закупка у единственного поставщика, в соответствии со ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.
Как следует из материалов дела, квитанции, содержащие предусмотренные вышеупомянутыми Правилами реквизиты, истцу направлялись за февраль и март 2018г.
Вопреки доводам истца, начисление платы за сбор и вывоз ТБО и направление ему квитанций на оплату этих услуг, не могут быть расценены как принудительные действия ответчика в отношении истца, поскольку к выполнению указанных действий ответчика обязывает п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, согласно которого заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Договор публичной оферты МУП «Чистый город» на предоставление услуг по вывозу ТКО от населения жилого фонда МО Красноуфимский округ опубликован в газете «Вперед» за 16.08.2016г.
Плату за сбор и вывоз ТКО взимает ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" на основании агентского договора N 08/422-КРЦ от 03.07.2012г. с МУП «Чистый город». В соответствии с п. 2.1.1. договора агент от имени принципала производит начисление платы за жилищные услуги, оказанные принципалом потребителям, на основании нормативов, утвержденных в установленном законом порядке либо на основании данных приборов учета, предоставленных потребителями принципала самостоятельно, либо принципалом и тарифов, расценок, установленных на основании нормативно-правовых актов, либо предоставленных принципалом, с учетом предоставленных перерасчетов размера платы в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В свою очередь, основанием для начисления платы является норматив накопления ТКО и плата за сбор, вывоз твердых бытовых отходов от индивидуальных жилых домов в МО Красноуфимский округ на 2018г., которые установлены решением Думы МО Красноуфимский округ от 14.12.2017г. № 31. В соответствии с указанным решением норматив накопления ТКО установлен в размере 0,164 куб.м. на 1 человека в месяц, тариф по сбору и вывозу ТКО в размере 264 руб./ куб.м.
При изложенном, довод истца о том, что ответчик действует в нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации, без заключения договора, ошибочен, не основан на законодательстве и обстоятельствах дела, а потому подлежит отклонению.
Доводы истца о том, что он не обязан заключать договор и оплачивать услуги, в которых не нуждается, противоречат требованиям ч.5 ст.30 Жилищного кодекса РФ, обязывающей собственника жилого дома или части жилого дома обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от нуждаемости в таком виде услуг.
Истцом в рамках данного дела не доказано, что в период с 01.02.2018г. он осуществлял самостоятельную утилизацию ТКО, не нарушая требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Истец проживает в частном доме, в процессе жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые истец самостоятельно не вправе утилизировать.
Иных допустимых доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов стороной истца, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров в материалы дела истцом не представлено. При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий ответчика по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комиссарова В. М. к МУП ГО Красноуфимск «Чистый город» о защите прав потребителя, признании незаконными требований ответчика по оплате транспортировки и утилизации ТКО отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина