78RS0002-01-2019-009078-54
Дело № 2а-8095/2019 07 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
с участием представителя административного истца Вавилина А.И., представителя административных ответчиков Ильина Н.В.,
при секретаре Баталовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Сикейроса 357» к прокуратуре <адрес> Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Сикейроса 357» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать полностью незаконным представление прокуратуры <адрес> Санкт-Петербурга от 29.03.2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым представлением об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды выявлено отсутствие места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и батареек. Однако товариществом ведется работа по замене ртутных и люминесцентных ламп на светодиодные светильники в рамках обслуживания многоквартирных домов по договору с ООО «ЖКС-Озерки». При этом образовавшиеся в после замены лампы были утилизированы в 2015 году по договору с СПБ ГУП «Экострой», а в 2018 году – с ООО «ЮНЭП»; в настоящее время вывоз твердых бытовых отходов в многоквартирных домах осуществляется ООО «Созвездие». Указав, что ТСЖ не является организацией, которая занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то есть не занимается специализированным размещением таких отходов в специально оборудованных местах, административный истец полагал, что на него не распространяется обязанность, предусмотренная ст.14 Закона № 89-ФЗ, поскольку ТСЖ не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, вывозятся специализированной организацией. Также административный истец ссылался на отсутствие у него обязанности оформлять паспорта опасных отходов, назначать должностное лицо, ответственное за сбор и хранение ртутьсодержащих ламп, вести журнал учета образования и движения отходов данных классов опасности, полагая, что временное размещение отходов, впоследствии вывозимых специализированными организациями, не является накоплением отходов по смыслу Закона № 89-ФЗ.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ч.ч.1, 2 ст.39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В силу п.1 таких Правил, они обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
При этом (п.2 Правил) «потребителями ртутьсодержащих ламп» являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; «накопление» определено законодателем как хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп; «местом первичного сбора и размещения» является место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Согласно п.п.4, 5 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (п.6 Правил).
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару (п.7).
Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование (п.8).
У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (п.8(1)).
Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией (п.8(2)).
В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу подп. «д(1)» п.11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
29.03.2019 года прокуратурой <адрес> Санкт-Петербурга в адрес председателя ТСЖ «Сикейроса 357» вынесено представление об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым в ходе проведения проверки установлено, что товариществом при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не организованы места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп; в связи с чем прокурор района потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер по устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, с приложением копий приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.
11.06.2019 года прокуратурой Санкт-Петербурга дан ответ на жалобу ТСЖ «Сикейроса 357», которым оспариваемое представление признано обоснованным.
Принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая, что именно ТСЖ «Сикейроса 357» является лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязанным в соответствии с п.8(1) Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 обеспечивать сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирном доме, однако такую обязанность надлежащим образом не исполняет, места для накопления, первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не организует, что не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании; суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемое представление вынесено прокурором в полном соответствии с действующим законодательством в рамках предоставленных полномочий с учетом фактических обстоятельств.
Оценивая доводы административного иска об отсутствии у ТСЖ обязанности осуществлять учет по обращению с отходами производства и потребления, составлять паспорта отходов, а также назначать лицо, ответственное за сбор и хранение отходов, суд не может признать их достаточными для признания незаконным оспариваемого представления, поскольку они не имеют значения для разрешения заявленного спора по существу, ссылки на неисполнение таких обязанностей в представлении отсутствуют, единственным выявленным прокурором нарушением законодательства в области охраны окружающей среды является отсутствие организованных мест для накопления отработанных отходов.
Судом отклоняются представленные представителем административного истца копия протокола заседания правления от 02.02.2011 года, согласно которому правлением было принято решение об определении помещения электрощитовой по адресу: <адрес>, парадная 1, местом первичного сбора ртутьсодержащих ламп, используемых для обслуживания мест общего пользования и отработавших свой срок, с назначением ответственным за первичный сбор собственника кв.№ по указанному адресу ФИО4, а также копия части плана 1 этажа жилого дома, на котором такое помещение выделено маркером; принимая во внимание, что такие документы не опровергают выводы прокурора, отраженные в оспариваемом представлении, поскольку такое помещение, согласно зафиксированному в протоколе решению правления, было предназначено исключительно для ламп, используемых для обслуживания мест общего пользования, и не предполагает наличие у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирном доме, доступа в такое помещение либо информации о порядке доступа; при этом документы, свидетельствующие о соответствии такого помещения требованиям действующего законодательства, суду не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением права и свободы административного истца не нарушены, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена; доказательств обратного суду не представлено; материалами дела нарушение прав административного истца не подтверждается; в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ТСЖ «Сикейроса 357» к прокуратуре Выборгского района Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании представления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья (подпись) А.В. Николаева
Решение принято в окончательной форме 05.11.2019 года