№ 2-2-2/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2018 года
г.Гагарин
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего Сысоевой Н.В.
при секретаре Мироненковой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Г. С. к Ломакиной О. Б. о восстановлении границ земельного участка и переносе забора,
установил:
Гришина Г.С. обратилась в суд с уточненным иском к Ломакиной О.Б. о восстановлении межевой границы земельного участка, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 3300кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик является собственником соседнего земельного участка. Воспользовавшись ее непродолжительным отсутствием, Ломакина О.Б. убрала забор из сетки – рабицы, который располагался по границе земельного участка, и установила забор из металлических листов с нарушением границ ее земельного участка. Просила обязать ответчика перенести забор вглубь принадлежащего ему земельного участка на 1м по линии длиной 43м.
В судебном заседании истец Гришина Г.С. и ее представитель по доверенности Попков А.В. требования поддержали по вышеуказанным основаниям, утверждая, что забор на межевой границе должен быть сетчатым или решетчатым, установление глухого забора недопустимо.
Ответчик Ломакина О.Б. в судебное заседание не явилась, ее представитель Белозерская Е.Г. требования не признала, указав, что возведением забора не были нарушены права истца, так как он был установлен по фактической границе. Данное обстоятельство было подтверждено выводами проведенной землеустроительной экспертизой.
Представитель 3-го лица – Администрации Мальцевского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель 3-го лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве полагал принять решение на усмотрение суда.
Исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим отклонению.
В соответствии с ч.1, ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.ст. 68, 70 ЗК РФ, формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета. Правовым последствием проведения землеустройства является землеустроительная документация на земельный участок, а сам участок становится объектом гражданских прав.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков между лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, подлежат обязательному согласованию.
Согласно абз.2 ч.7 ст.36 ЗК РФ (действующие на момент проведения межевания) границы земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом установлено, что Гришиной Г.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 3300кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на основании решения Главы Гагаринского районного суда Смоленской области от 28.04.1992 №9. Выдан государственный акт на право собственности на землю № от 28.04.1992 и впоследствии проведена государственная регистрация права и выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 30.11.2011.
Земельный участок Гришиной Г.С. с кадастровым номером № огорожен по всей границе. На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом № и хозяйственные постройки.
Ломакиной О.Б. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № и № и используются вместе. Общая территория участков огорожена. На территории находится двухэтажный жилой дом, бассейн, беседка и хозяйственные постройки.
Смежным земельному участку Гришиной Г.С. с кадастровым номером № (согласно государственному акту на право собственности на землю № от 28.04.1992) по юго-восточной границе является земельный участок Ломакиной О.Б. с кадастровым номером № (согласно государственному акту на право собственности на землю № от 16.04.1994).
При рассмотрении спора об устранении препятствий в пользовании имуществом собственника подлежит доказыванию факт нарушения его прав действиями ответчика. Применительно к статье 56 ГПК РФ именно на собственнике имущества заявляющим соответствующие требования лежит обязанность доказать факт нарушения его прав.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником имущества, и что действиями ответчика, не связанного с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В ходе рассмотрения гражданского дела по ходатайству Гришиной Г.С. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии границ и площадей ее земельного участка сведениям содержащимся в государственном кадастре недвижимости и при необходимости восстановить межевые границы земельных участков.
Согласно выводам землеустроительной экспертизы ООО «Агентство оценки Ковалевой и К», площадь земельного участка, занимаемого землепользователем Гришиной Г.С., в границах по имеющимся ограждениям на момент проведения экспертизы составляет 3478 кв.м.
Экспертом установлено, что спорная юго-восточная граница земельного участка с кадастровым номером № по данным ЕГРН проходит по строениям, расположенным на данном участке вдоль этой границы и при этом часть строений Гришиной Г.С. попадает на земельный участок Ломакиной О.Б.. Металлическая постройка Гришиной Г.С. выходит за границы земельного участка с кадастровым номером № на 0,49м. Туалет Гришиной Г.С. выходит за границы земельного участка с кадастровым номером № на 0,56м. Со слов Гришиной Г.С. вышеуказанные постройки (металлическая постройка и деревянный туалет) имеются на земельном участке с 90-х годов и должны быть учтены при межевании земельного участка с кадастровым номером № в 2011 году.
Анализируя межевой план 2011 года эксперт, отмечает, что на чертеже земельных участков и их частей в межевом плане обозначен только жилой дом.
Эксперт полагает, что при межевании земельного участка с кадастровым номером № в 2011 году фактическое местоположение смежной границы между земельными участками Гришиной Г.С. и Ломакиной О.Б. было определено кадастровым инженером неверно.
Соответственно у Ломакиной О.Б. возникают препятствия в пользовании ее земельным участком, так как установленный металлический забор ограничивает ей доступ к обработке части своего земельного участка с кадастровым номером №
По мнению эксперта необходимо исправить ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и привести границу в соответствие с ее фактическим местоположением (по существующему на момент проведения экспертизы забору).
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.
Таким образом, Гришиной Г.С. не доказан факт нарушения ее прав ответчиком, как собственника земельного участка, площадь ее земельного участка при установлении забора не уменьшилась. Также экспертом отмечено, что необходимо исправить ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и привести границу в соответствие с ее фактическим местоположением (по существующему на момент проведения экспертизы забору). Поэтому требования Гришиной Г.С. о восстановлении границ земельного участка с кадастровым номером № и переносе забора вглубь участка подлежат отклонению.
Доводы Гришиной Г.С. и ее представителя Попкова А.В. о том, что на межевой границе должны быть установлены сетчатые или решетчатые заборы для рассматриваемого спора значение не имеет, поскольку истцом ставился вопрос о переносе установленного металлического забора, а не о его замене.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Гришиной Г. С. к Ломакиной О. Б. о восстановлении границ земельного участка и переносе забора - отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Н.В.Сысоева