Дело № 2а-670/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«22» сентября 2020 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Маковой Е.Е.,
с участием административного истца в лице помощника прокурора Маревского района Новгородской области Васильевой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Маревского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия
Установил:
Заместитель прокурора Маревского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по содержанию дорог местного значения на территории Администрации и обязать Администрацию в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки стационарного уличного освещения на автомобильных дорогах по ул. Садовая и ул. Никольская дер. Моисеево Маревского муниципального района Новгородской области. В обоснование иска указал, что Администрация ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее действующим законодательством обязанность по организации в границах поселения освещения улиц. Указанные нарушения были выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой Маревского района Новгородской области. Поскольку действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по организации уличного освещения, то они обязаны исполнять ее надлежащим образом.
В судебном заседании административный истец в лице помощника прокурора Маревского района Новгородской области Васильева Т.К. заявленные требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и признается, гарантируется и осуществляется на все территории Российской Федерации.
Местное самоуправление, на основании части 1 статьи 10 Федерального закона № 131-ФЗ, осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских территориях городов федерального значения.
Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения поселения, к которым, в том числе, в соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с частью 5 статьи 15, абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 1 статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 257-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из положений статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 «О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и Перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования», утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) (далее — Перечень).
В пункте 143 Перечня установлено, что с 01.09.2016 применяется ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию (далее - ГОСТ 33220-2015).
В соответствии со статьей 1 ГОСТ 33220-2015, настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ 33220-2015, в населенных пунктах количество действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должно составлять не менее 50% общего числа установленных светильников.
Как установлено судом, в ходе проведенной проверки установлено, что в вечернее и ночное время стационарное уличное освещение отсутствует на участках автомобильных дорог: по ул. Садовая и ул. Никольская в дер. Моисеево Маревского района Новгородской области.
Указанные дороги находятся в ведении Администрации, на которую и возложено бремя их содержания.
Установленные обстоятельства выявленных нарушений подтверждаются актом проверки с фототаблицей от 17 августа 2020 года, и не опровергнуты административным ответчиком.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства Администрация ненадлежащим образом организовала в границах поселения уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения на автомобильных дорогах по ул. Садовая и ул. Никольская дер. Моисеево Маревского муниципального района Новгородской области.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей (три месяца со дня вступления в законную силу решения суда), суд учитывает объем и характер предстоящих работ, и полагает указанный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Административный иск заместителя прокурора Маревского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по содержанию дорог местного значения на территории Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района незаконным и обязать Администрацию Моисеевского сельского поселения Маревского муниципального района Новгородской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки стационарного уличного освещения на автомобильных дорогах по ул. Садовая и ул. Никольская дер. Моисеево Маревского муниципального района Новгородской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.
Председательствующий: Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «25» сентября 2020 года.