Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 24 июля 2018 года
Ломоносовский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Смирнова А.С.,
с участием помощника прокурора ФИО2,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ «Детский сад №» и ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, а также санитарно-эпидемиологическое заключение,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к образовательному учреждению об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся.
В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проведения проверки было установлено, что у ответчика имеется медицинский кабинет, в котором есть необходимое оборудование для предоставления обучающимся медицинских услуг, вместе с тем, после переименования (реорганизации) образовательного учреждения ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, таким образом не организовано медицинское обслуживание учащихся.
Отсутствие организации медицинского обслуживания воспитанников, негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.
Прокурор просил суд обязать образовательное учреждение организовать медицинское обслуживание воспитанников в срок не позднее 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства, прокурор изменил исковые требования и в окончательной редакции иска, принятой к производству суда в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просил суд обязать образовательное учреждение в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать медицинское обслуживание обучающихся в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», а ответчика ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» обязать в тот же срок получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным нормам и правилам медицинского кабинета образовательного учреждения.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Тарасова Э.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования в отношении обоих ответчиков.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> - Пономарева К.Н. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв (л.д. 76), согласно которому, медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, таким образом, отсутствие в образовательном учреждении организации оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает их права и интересы.
Представитель ответчика - образовательного учреждения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил возражения на иск, согласно которым, в связи с внесением изменений в наименование образовательного учреждения потребовалось переоформление санитарно-эпидемиологического заключения, без которого не получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Однако, получить санитарно-эпидемиологическое заключение образовательное учреждение не имеет возможности, поскольку не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем согласно пункта 2 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №.
По мнению представителя образовательного учреждения, обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» (л.д. 84).
Представитель ответчика ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на согласие с предъявленными исковыми требованиями, а также просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, а также их надлежащего извещения о времени судебного заседания, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд находит иск прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 и части 3 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 3, статьей 28, частями 1-3 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет здоровья человека является принципом государственной политики в области образования, при этом осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе по организации их питания и выполнения требований санитарного законодательства, без участия органов здравоохранения не является возможным.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Как установлено судом и следует из Устава МДОУ «Детский сад №», имеющегося в материалах гражданского дела, основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункты 2.1.-2.4. Устава (л.д. 45).
Между МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа» и ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об организации медицинского обслуживания и безвозмездного оказания медицинских услуг обучающихся, по которому работники учреждения здравоохранения на базе образовательного учреждения осуществляю медицинское обслуживание обучающихся по адресу: д.Пеники, <адрес> (л.д.19).
Из представленных в дело документов усматривается, что произошла реорганизация МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа», постановлением №-р/17 от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО Ломоносовский муниципальный район, исполняющего функции и полномочия учредителя и собственника, из состава МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа» выделено юридическое лицо - МДОУ «Детский сад №», местонахождением по адресу: д.Пеники, <адрес>, с передачей соответствующих прав и обязанностей (л.д. 16), что вызвало необходимость переоформления всех документов МДОУ «Детский сад №», в том числе санитарно-эпидемиологического заключения, лицензии и договора.
По мнению прокурора, не получение санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, а также не заключение (переоформление) договора на медицинское обслуживание свидетельствует об отсутствии организации медицинского обслуживания воспитанников МДОУ «Детский сад №», что негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.
Между тем, предусмотренные статьей 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования по охране здоровья обучающихся, касающиеся организации питания обучающихся, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганде и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся и т.д. к видам медицинской помощи, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не относятся.
Следовательно, для соблюдения вышеуказанных требований, получение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, не требуется.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, оснащенное образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.
Однако положения части 3 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как в прежней, так в и редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 313-ФЗ допускают возможность оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся как медицинскими организациями, так и работником образовательной организации, что требует выполнения для этого соответствующих условий, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.
При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Как следует их материалов гражданского дела, ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе в МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа» (л.д. 36, 69), но не в МДОУ «Детский сад №».
Таким образом, из документов, имеющихся в материалах гражданского дела, следует, что медицинская помощь обучающимся в МДОУ «Детский сад №» оказывается ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко», имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа».
Санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на осуществление медицинской деятельности получены ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» в октябре 2013 и в сентябре 2015 году соответственно.
При этом реорганизация образовательного учреждения имела место позднее.
Согласно акту проверки, проведенной Ломоносовской прокуратурой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, МДОУ «Детский сад №» не получено санитарно-эпидемиологического заключение на соответствие медицинского кабинета учреждения санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание, то есть не организовано медицинское обслуживание обучающихся (л.д.9).
Поскольку суду ни МДОУ «Детский сад №», ни ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» не предоставлены соответствующие доказательства, что больницей в связи с реорганизацией образовательного учреждения были получены новые санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также между больницей и образовательным учреждением, с учетом реорганизации образовательного учреждения, заключен договор на медицинское обслуживание, в помещении, соответствующем установленным нормам и правилам, оснащенным необходимой мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями, то, по мнению суда, нашло своё подтверждение в суде утверждение прокурора о том, что в МДОУ «Детский сад №» не организовано медицинское обслуживание обучающихся.
При такой ситуации исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
При этом суд находит обоснованным довод представителя образовательного учреждения о том, что получить заключение оно не имеет возможности, поскольку образовательное учреждение не является при переоформлении уже имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем, а обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко», поскольку соответствует заявительному характеру получения лицензии.
Согласно части 2 статьи 3, части 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Таким образом, поскольку получение лицензии носит заявительный характер, так как требует волеизъявления соискателя лицензии – ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко», то именно этот ответчик должен получить лицензию на осуществление медицинской деятельности при сложившимся порядке организации оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи на территории образовательного учреждения, так как именно больница осуществляет там медицинское обслуживание.
Следовательно, в целях организации медицинского обслуживания обучающихся в МДОУ «Детский сад №» на ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» следует возложить обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности и санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие санитарным нормам и правилам медицинского кабинета МДОУ «Детский сад №».
Поскольку договор на медицинское обслуживание (безвозмездного пользования нежилым помещением с медицинским оборудование) заключается МДОУ «Детский сад №» с ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко», которое является единственным государственным медицинским учреждением на территории <адрес>, то, по мнению суда, настоящим решением следует возложить на МДОУ «Детский сад №» обязанность организовать медицинское обслуживание обучающихся в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства добыто достаточно доказательств для возложения обязанности на ответчиков по обеспечению медицинского обслуживания учащихся, а значит, требования прокурора <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Обязать МДОУ «Детский сад №» в срок не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать медицинское обслуживание обучающихся в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Обязать ГБУЗ <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» в срок не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным нормам и правилам медицинского кабинета МДОУ «Детский сад №».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.С. Смирнов