Дело №2а-223/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 21 марта 2018 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе судьи Носковой О.В., при секретаре Карягиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания №-ОБ/429/116/3 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>,
у с т а н о в и л :
ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в <адрес>, в котором просит признать незаконным и отменить предписание №-ОБ/429/116/3 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Юртаева Ю.С. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) поддержала заявленные требования и пояснила, что по результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Николаевой В.Н., было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/429/116/3 об устранение выявленных нарушений с требованием начислить и выплатить Семагину В.Ю. премию за интенсивность и высокие результаты работы на основании требований ст. ст. 22, 136 ТК РФ, Положения о премировании работников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр Сергиевские минеральные воды Федерального медико-биологического агентства» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» Федерального медико-биологического агентства конференцией трудового коллектива принят Коллективный договор. В силу п. 1.3 приложения № к Коллективному договору (Положение об оплате труда работников ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России) заработная плата каждого работника складывается из оклада, доплат, надбавок, премий и максимальным размером не ограничивается. Оклад носит постоянный характер и меняется только на основании приказа руководителя учреждения, надбавки выплачиваются каждому работнику ежемесячно в размере, определяемом настоящим Положением. Доплаты и премии выплачиваются в зависимости от условий, предусмотренных трудовым договором и настоящим Положением. Согласно п. 4.9. Положения об оплате труда с целью поощрения работников в учреждении может производиться выплата премий за общие результаты работы по итогам работы за месяц, квартал, год, а также премии за образцовое качество выполняемых работ, за выполнение особо важных и срочных работ, за интенсивность и высокие результаты работы и т.д. Наименование премий и условия премирования устанавливаются в положении о премировании работников учреждения (приложение № к Коллективному договору). В соответствии с п. 1.3. приложения № к Коллективному договору (Положение о премировании работников ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России) в Учреждении могут выплачиваться следующие виды премии: премия по итогам работы (за месяц); премия за образцовое качество выполняемых работ; премия за выполнение особо важных и срочных работ; премия за интенсивность и высокие результаты работы; за выполнение показателей оценки эффективности деятельности в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2012г. № «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» единовременное (разовое) премирование, в связи с государственными или профессиональными праздниками, знаменательными или профессиональными юбилейными датами. В соответствии с п. 1.5. Положения о премировании решение о премировании заместителей руководителя Учреждения, главного бухгалтера и руководителей структурных подразделений, подчиненных непосредственно руководителю учреждения, принимается непосредственно руководителем Учреждения; решение о премировании руководителей структурных подразделений Учреждения, специалистов и иных работников, подчиненных непосредственно заместителям руководителя Учреждения, - руководителем Учреждения по представлению заместителей руководителя Учреждения; решение о премировании остальных работников, занятых в структурных подразделениях Учреждения, - руководителем Учреждения по представлению руководителей структурных подразделений.
В соответствии с п. 2.8. Положения о премировании премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно за интенсивность и высокие результаты работы в размере, определяемом руководителем Учреждения. При премировании
учитывается интенсивность и напряженность работы; особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения); организация и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа 7 Учреждения среди населения; непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ.
В соответствии с п.3.8 Положения о премировании решение о премировании отдельных работников за образцовое качество выполняемых работ, за выполнение особо важных и срочных работ, за интенсивность и высокие результаты работы принимается непосредственно руководителем Учреждения по мотивированному представлению руководителя соответствующего структурного подразделения.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № сотрудникам учреждения, на основании мотивированного представления руководителей структурных подразделений, согласно прилагаемого списка, установлена премия за интенсивность и высокие результаты работы. Таким образом, премия по итогам работы за 3-й квартал 2017 года сотрудникам ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России, в том числе и Семагину В.Ю. не выплачивалась.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ некоторым сотрудникам ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы, которая выплачивается на основании мотивированного представления руководителей структурных подразделений и, в соответствии с локально-нормативными актами учреждения, не является обязательной для выплаты сотрудникам. Размер указанной премии определяется руководителем учреждения.
Семагину В.Ю. премия за интенсивность и высокие результаты работы не выплачивалась, так как от руководителя структурного подразделения не поступало мотивированного представления о выплате соответствующей премии указанного работнику. Поэтому просят предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Николаевой В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/429/116/3 признать незаконным и отменить.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве просят дело рассмотреть без их участия, указав, что в период с 15 по ДД.ММ.ГГГГ в связи с рассмотрением письменного обращения Семагина В.Ю. и на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от №-ОБ/429/116/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГБУЗ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было выявлено следующее нарушение. В нарушение ст. ст. 22, 136 ТК РФ, Положения о премировании работников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр Сергиевские минеральные воды Федерального медико-биологического агентства» работодатель не выплатил премию за интенсивность и высокие результаты работы Семагину В.Ю.
По результатам проверочных мероприятий составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/429/116/2 и вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ОБ/429/116/2 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
Семагин В.Ю. был принят в учреждение 31 декабря 2015 года на должность сторожа гаража по совместительству. Данный факт подтверждается трудовым договором от 31.12.2015 № 148 и приказом о приеме на работу от 31.12.2015 № 148-н. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.03.2017 № 5-4 Семагин В.Ю. был переведен на должность сторожа отдела охраны.
Порядок и условия выплаты работникам учреждения премий определен Положением о премировании работников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр Сергиевские минеральные воды Федерального медико - биологического агентства», являющимся приложением № к Коллективному договору.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что в Учреждении могут выплачиваться следующие виды премий: премия по итогам работы (за месяц), премия за образцовое качество выполняемых работ, премия за выполнение особо важных и срочных работ, премия за интенсивность и высокие результаты работы. Премирование осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда работников. Решение о выплате премий оформляется приказом ( п. 1.4 Положения).
В соответствии с п. 1.6 Положения премии выплачиваются работникам, состоящим в трудовых отношениях с Учреждением на дату подписания приказа о выплате премии. Решение о выплате премии принимается индивидуально, в отношении каждого работника и зависит от выполнения им основных и дополнительных показателей эффективности труда. Основными показателями эффективности труда для работников Учреждения являются: соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов Учреждения; успешное и добросовестное исполнение работниками своих должностных обязанностей; соблюдение работниками Кодекса профессиональной этики; своевременное и качественное исполнение работниками производственных заданий, устных и письменных приказов и распоряжений руководства; отсутствие фактов причинения Учреждению материального ущерба в расчетном периоде; бережное отношение к имуществу Учреждения (п.п. 2.4. 2.5 Положения).
Согласно п. 2.8 Положения премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно за интенсивность и высокие результаты работы в размере, определяемом руководителем Учреждения. При премировании учитывается: интенсивность и напряженность работы, особый режим работы, организация и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа Учреждения. Премия за выполнение показателей эффективности деятельности устанавливается как основным работникам так и работникам, занимающих. соответствующие должности на условиях совместительства. В случае, если работник занимает штатную должность по соответствующей специальности в объеме менее ставки, размер премии определяется с учетом показателей оценки эффективности деятельности данного работника пропорционально объему занимаемой ставки (п. 2.9 Положения).
Пунктом 3 Положения определено, что в необходимых случаях к решению должны быть приложены служебные записки с описанием объективных причин несоответствия трудовой деятельности конкретных работников установленным показателям и соответствующие подтверждающие документы. Решение об уменьшении премии или невыплате премии конкретному работнику принимается руководителем Учреждения на основании заключения тарификационной комиссии. Основанием для уменьшения или невыплаты премии по итогам работы за определенный период времени работникам Учреждения являются: совершение в соответствующем периоде дисциплинарного проступка. Уменьшение размера премии работнику или полное лишение премии оформляется приказом руководителя Учреждения с обязательным указанием причин принятия соответствующего решения. Решение о премировании отдельных работников за образцовое качество выполняемых работ, за интенсивность и высокие результаты работы принимается непосредственно руководителем Учреждения по мотивированному представлению руководителя соответствующего структурного подразделения.
На основании приказа от 29.09.2017 № 248 331 (триста тридцать одному) работнику Учреждения была выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы, в том числе и 19-ти сторожам отдела охраны. Согласно пояснений директора Учреждения Хохлюка В.Е. премия за интенсивность и высокие результаты работы Семагину В.Ю. не выплачена в связи с тем, что от руководителя соответствующего структурного подразделения не поступало мотивированного представления о выплате премии.
Не поступление от руководителя соответствующего структурного подразделения мотивированного представления не может являться основанием для невыплаты работнику премии. В случае, если руководитель структурного подразделения не выполнил свою обязанность в виде подачи директору представления, то данное обстоятельство не может расцениваться как «основание» для невыплаты премии.
Работодатель и его представитель так и не могли ответить на вопрос «почему 331 работнику, в том числе 19-ти сторожам была выплачена премия за интенсивность, а Семагину В.Ю. нет?»
Согласно Положения единственным основанием для не выплаты работникам премии является совершение дисциплинарного проступка. Факт совершения Семагиным В.Ю. дисциплинарного проступка не установлен. Работодателем также не выяснены причины не поступления от руководителя соответствующего структурного подразделения мотивированного представления в отношении Семагина В.Ю. Таким образом, действия работодателя в части невыплаты премии Семагину В.Ю. являются незаконными, т.к. нарушают требования, как законодательства Российской Федерации, так и локальных нормативных актов Учреждения.
Не выплатив Семагину В.Ю. премию работодатель тем самым нарушил требования ст. ст. 22, 136 ТК РФ, о чем так же отражено в акте проверки от 28.12.2017 № 7-6951-17-ОБ/429/116/2 и предписании от 28.12.2017 № 7-6951-17-ОБ/429/116/3.
Заинтересованное лицо Семагин В.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени месте судебного заседания извещен надлежаще.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно абз.2 ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз.3 ч.1 ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Семагиным В.Ю. и ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России заключен трудовой договор №.
В соответствии с п.3.1.трудового договора работнику устанавливается оклад в размере 2282 руб., а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с коллективным договором.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением должностной оклад Семагина В.Ю. увеличен до 3697 руб.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № сотрудникам учреждения, на основании мотивированного представления руководителей структурных подразделений, согласно прилагаемого списка, установлена премия за интенсивность и высокие результаты работы.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ некоторым сотрудникам выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы, которая выплачивается на основании мотивированного представления руководителей структурных подразделений и, в соответствии с локально-нормативными актами учреждения, не является обязательной для выплаты сотрудникам. Размер премии определяется руководителем учреждения.
Семагину В.Ю. премия не выплачивалась, т.к. от руководителя структурного подразделения не поступало мотивированного представления о выплате соответствующей премии указанному работнику в соответствии с тем, что он согласно табелям учета рабочего времени отработал меньшее количество времени.
В период с 15 по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рассмотрением письменного обращения Семагина В.Ю. и на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от №-ОБ/429/116/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГБУЗ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России была проведена внеплановая проверка. В ходе проверки было выявлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № (триста тридцать одному) работнику Учреждения была выплачена премия за интенсивность и высокие результаты работы, в том числе и 19-ти сторожам отдела охраны.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> Николаевой В.Н. вынесено предписание №-ОБ/429/116/3 об устранение выявленных нарушений с требованием начислить и выплатить Семагину В.Ю. премию за интенсивность и высокие результаты работы на основании требований ст. ст. 22, 136 ТК РФ, Положения о премировании работников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский реабилитационный центр Сергиевские минеральные воды Федерального медико-биологического агентства» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав.
Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В жалобе, адресованной Государственной инспекции труда в <адрес>, послужившей основанием для проведения проверки, Семагин В.Ю. не согласился с тем, что ему не была выплачена премия за интенсивность и высокие показатели работы, что свидетельствует о наличии между ним и ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России индивидуального трудового спора, который в силу ст.382 ТК РФ подлежит рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Обязав работодателя начислить и выплатить Семагину В.Ю. премию за интенсивность Государственная инспекция труда в <адрес> оспариваемым предписанием фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, в то время как в силу положений ст. 356, 357 ТК РФ государственная инспекция труда, осуществляющая функций по надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства, не наделена полномочиями разрешать и регулировать индивидуальные трудовые споры.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отмене предписания, как вынесенного за пределами полномочий Государственной инспекции труда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-219, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным и отмене предписания №-ОБ/429/116/3 от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Признать незаконным предписание №-ОБ/429/116/3 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Николаевой В.Н.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 марта 2018 года.
Председательствующий судья: О.В. Носкова