Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01.02.2013. г. Заринск
Заринский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Чубуковой Л.М.
При секретаре Куршиной В.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Палкиной В.Д. к администрации Заринского района Алтайского края о признании права собственности на долю дома,
у с т а н о в и л :
Палкина В.Д. обратилась в суд с иском к администрации Смазневского сельсовета Заринского района Алтайского края, в котором просила признать действительным договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; определить доли участникам приватизации : Палкиной В.Д., П., умершему ДД.ММ.ГГГГ, равными, по 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, каждому; выделить 1/4 долю в праве собственности на вышеуказанный жилой дом, принадлежавшую
П., и признать право собственности на нее в порядке наследования за супругой Палкиной В.Д.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу и продажу квартир в собственность гражданам П. и Палкиной В.Д. в общую совместную собственность была передана <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данный договор был зарегистрирован в органах БТИ <адрес>, за П. и Палкиной В.Д. было зарегистрировано право собственности на 1/2 часть вышеуказанного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ умер П., в связи с его смертью возникла необходимость перевода наследственного имущества в виде доли жилого помещения по адресу: <адрес>, на имя наследников. Наследницей первой очереди по закону является супруга - Палкина В.Д., которая в установленные законом сроки фактически приняла наследство, но в связи с тем, что в правоустанавливающих и регистрационных документах имеются разночтения, а именно по договору приватизации в собственность передана квартира, а в регистрационном удостоверении право собственности зарегистрировано на часть жилого дома, нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство. Другие наследники, дочери - З., Ш., Н., сын -П. от наследства отказались, спор о разделе наследственного имущества отсутствует.
В связи с перенумерацией вышеуказанной квартире был присвоен адрес: <адрес>.
В предварительном судебном заседании представитель истца
Палкиной В.Д., Н., изменила заявленные требования и в окончательном варианте просила:
Признать за Палкиной В.Д. право собственности на 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из нее: 1/4 доля - в порядке приватизации и 1/4 доля в порядке наследования по закону после смерти П., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просила произвести замену ответчика, а именно ответчика администрацию Смазневского сельсовета Заринского района Алтайского края, заменить на ответчика администрацию Заринского района Алтайского края ( 49-50).
О замене ответчика также ходатайствовала и сама истец Палкина В.Д.
( л.д.115).
Истец Палкина В.Д., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д. 99, 116 ).
Представитель истца Палкиной ВД. Н. исковые требования поддержала, пояснила, что после смерти П. его дети отказались от наследства. Супруга Палкина В.Д. наследство приняла.
Примерно в 1973 году Алтайская дистанция гражданских сооружений, которая в настоящее время ликвидирована, предоставила супругам Палкиным для проживания <адрес>. Однако по данным дистанции пути этот дом значился под номером №, такой номер он имел до перенумерации, а квартира значилась под номером №.
ДД.ММ.ГГГГ супруги Палкины приватизировали квартиру на себя, но так как в дистанции пути дом и квартира значились под ошибочными номерами, в договоре неправильно был указан номер приватизированной квартиры, как номер 2, а дом, где она расположена, как номер 6. Правильный адрес приватизированной квартиры был: <адрес>.
Кроме того, в договоре приватизации указано, что в собственность Палкиных передается квартира, однако по регистрационному удостоверению БТИ за ними зарегистрировано право собственности на 1/2 долю дома. Жильцы второй половины дома, П., также зарегистрировали за собой в органах государственной регистрации право собственности на 1/2 долю дома, в связи с чем в настоящее время за истцом возможно зарегистрировать только долю дома, но не квартиру.
В связи с неправильным указанием адреса в договоре приватизации и разночтением в правоустанавливающих и регистрационных документах в объекте приватизации истец не может зарегистрировать за собой право на жилое помещение в порядке наследования после смерти мужа.
Ответчик администрация Заринского района Алтайского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела ( л.д.97), своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие, ссылаясь на то, что рассмотрением дела интересы ответчика не затрагиваются ( л.д.114).
Представитель третьего лица, администрации Смазневского сельсовета К., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела ( л.д.84), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д.87).
Опрошенная в предварительном судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, заявила, что, действительно, Палкина В.Д. и П. работали в Алтайской дистанции гражданских сооружений. От этой организации они получили квартиры на <адрес>. Но значительно ранее эта квартира значилась под номером №, а дом, где она расположена, под номером №. На момент их заселения уже была произведена перенумерации, но сведения о перенумерации в дистанции гражданских сооружений отсутствовали.
Примерно с 70- 80-ых годов супруги Палкины проживали в <адрес> и там же были зарегистрированы.
В настоящее время дистанция гражданских сооружений ликвидирована
( л.д.74).
Третьи лица П., П. в судебном заседании заявили, что не возражают против удовлетворения заявленных требований. В предварительном судебном заседании П. пояснял, что его семья проживает в одном доме с истцом, во второй его половине. На момент его, П., заселения в 1992 году в <адрес> этого же дома проживали муж и жена Палкины. В <адрес> Палкины никогда не жили. И номер дома, где живет Палкина, был 16, а не 6.
В феврале 2012 года умер П. Его жена Палкина В.Д. продолжала проживать в <адрес> ( л.д.74-75).
Третье лицо Н. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители третьих лиц ОАО «РЖД», Комитета по управлению государственным имуществом Алтайского края, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, третьи лица Ш., П.,З., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела
(л.д. 112,106,107,113,108,104, 91,105) в судебное заседание не явились, в письменных отзывах на иск ТУ Росимущество в <адрес> и ОАО «РЖД» не возражали против удовлетворения иска, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей ( л.д.109-110,120-121), третьи лица П., Ш.,З. просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.117-119).
Выслушав представителя истца и третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.
N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 11.08.1994) приватизация жилья - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу статей 6 и 7 этого же Закона - передача в собственность граждан жилых помещений осуществлялась: соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Передача жилья в собственность граждан оформлялась договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов.
Согласно статье 8 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Статьей 11 предусматривалось, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Судом установлено следующее:
Согласно справок администрации Смазневского сельсовета в квартире
<адрес> с 1991 года были зарегистрированы и проживали Палкина В.Д. и П.. Ранее, до перенумерации, указанная квартира имела номер №, <адрес>. В Алтайской дистанции гражданских сооружений сведения о перенумерации дома и квартиры отсутствовали, в связи с чем в договоре приватизации адрес приватизируемого объекта был неправильно указан, так как он был до перенумерации - <адрес>. По этому адресу П. и Палкина В.Д. никогда не были зарегистрированы и не проживали. В <адрес> с 1992 года проживает семья П..
На ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на регистрационном учете значились и фактически проживали П. и Палкина В.Д., которые на территории <данные изъяты> сельсовета приняли участие в приватизации один раз, а именно ДД.ММ.ГГГГ, заключив договор приватизации с Алтайской дистанцией гражданских сооружений ( л.д. 92,93).
ДД.ММ.ГГГГ между начальником дистанции, действующем на основании Положения «О приватизации жилищного фонда РСФСР», с одной стороны, и гражданами Палкиной В.Д., П., с другой стороны, в письменной форме был заключен договор о передаче квартиры в собственность, по условиям которого предприятие передало вышеуказанным гражданам в совместную собственность, с учетом количества членов семьи два человека, квартиру, адрес которой в договоре ошибочно указан, как <адрес>. В договоре имеется оттиск печати государственной организации Министерства путей сообщения СССР Западно-Сибирской железной дороги Алтайской дистанции гражданских сооружений ( л.д.62).
Оценив представленные доказательства, а именно договор приватизации, пояснения представителя третьего лица администрации <данные изъяты> сельсовета К., третьего лица П., вышеуказанные справки с администрации <данные изъяты> сельсовета, суд приходит к выводу, что волеизъявление сторон по рассматриваемому договору было направлено на бесплатную передачу в собственность супругов Палкиных квартиры, относящейся к государственному жилищному фонду, которую они занимали с 1991 года, фактически расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно имеющегося оттиска штампа на бланке договора ДД.ММ.ГГГГ договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ прошел регистрацию в органах БТИ <адрес> ( л.д. 62, оборот).
Вместе с тем из регистрационного удостоверения БТИ г. Заринска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за супругами Палкиным И.А. и Палкиной В.Д. было зарегистрировано право совместной собственности на 1/2 часть дома <адрес>. Основанием регистрации право собственности явился не указанный выше договор приватизации, а постановление администрации Заринского района № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 18).
Однако согласно представленной копии постановления администрации Заринского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ органам БТИ давалось указание зарегистрировать на праве личной собственности домовладения по прилагаемым спискам, подготовить и выдать правоустанавливающие документы на основании данного постановления.
В прилагаемых списках было указано, что П. и Палкина В.Д. имеют домовладение на праве собственности по адресу: <адрес> что также свидетельствует о допущенной ошибке в адресе объекта недвижимости при регистрации на него права собственности супругов Палкиных ( л.д.63-64).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕРПН от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.65) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности П., П., П.на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> ( л.д.58).
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений подтверждается, что записи о регистрации прав на квартиры в указанном доме отсутствуют ( л.д.59,60).
У суда не вызывает сомнений тот факт, что действительно
П. и Палкина В.Д. воспользовались своим законным правом и приняли участие в приватизации жилого помещения, в котором они проживали по адресу: <адрес>.
В силу ст. ст. 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
С учетом установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что жильцы <адрес> П. оформили свое право собственности на 1/2 долю дома и не возражали против удовлетворения иска, суд приходит к выводу о возможности признания права по заявленным требованиям на 1/2 долю дома.
Как следует из представленного свидетельства о смерти ДД.ММ.ГГГГ один из участников приватизации спорного жилого помещения, а именно
П., умер ( свидетельство о смерти на л.д. 10).
Требованиями ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 предусмотрена возможность определения доли умершего участника общей собственности жилого помещения приватизированного до 31 мая 2001 года. Доли с другими участниками общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что доля двух участников приватизации 1/2 доли жилого дома, а именно Палкиной В.Д. и умершего П., должна быть определена за каждым в размере 1/4 в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Требования о признании за истцом в порядке наследования права собственности, на 1/4 долю, принадлежащую умершему П., также подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 1154 Гражданского кодекса предусмотрен срок принятия наследства - в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятия наследства возможно путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства ( ст. 1153).
Истец представила в суд доказательства своевременного принятия ею наследства после смерти супруга - справку с администрации Смазневского сельсовета, в которой указано, что Палкина В.Д. фактически приняла наследственное имущество в течение шестимесячного срока со дня смерти наследодателя ( л.д.61).
В сообщении нотариуса указано, что после смерти П.. заведено наследственное дело, в котором имеются заявления об отказе от наследства Н. и П. в пользу супруги наследодателя Палкиной В.Д. (л.д.35).
Согласно нотариально заверенных заявлений, представленных в суд, наследники З. и Ш. в течение шестимесячного срока со дня смерти наследодателя также отказались от наследства в пользу Палкиной В.Д. ( л.д. 52-53).
В силу ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В подтверждение права наследования по закону в первую очередь после смерти П. истцом представлено свидетельство о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ и паспорт с отметкой о заключении брака с П. ( л.д. 51,16).
С учетом изложенного, суд находит возможным признать за
Палкиной В.Д. в порядке наследования после смерти П. право собственности на 1/4 долю, в праве общей долевой собственности на дом.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании за истцом права собственности на 1/2 долю жилого дома, из которых на 1/4 - в порядке приватизации и на 1/4 - в порядке наследования по закону, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Палкиной В.Д., заявленные к администрации Заринского района Алтайского края, удовлетворить в полном объеме.
Признать за Палкиной В.Д. право собственности на
1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которой на 1/4 долю - в порядке приватизации и на 1/4 долю в порядке наследования по закону после смерти П., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.М. Чубукова