РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1983/2019 по административному исковому заявлению ООО «ИнфоЛада», ООО «Инфолайн» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просили восстановить срок для обращения в суд с иском и
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 238,2 кв.м., этаж № 1, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 715 067 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 659,6 кв.м., подземный этаж № 1, этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 11 014 014 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 247,4 кв.м., адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 734 968 рублей.
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество юридических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.
Заявление административных истцов о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области не принято к рассмотрению в связи с истечением срока подачи такого заявления.
На основании изложенного административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просят требования удовлетворить, восстановив пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд с заявлением в отношении двух объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям от 12.10.2019 года Савватеева Ю.Ю. заявленные требования поддержала на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 238,2 кв.м., этаж № 1, адрес объекта: <адрес>, на праве собственности принадлежит ООО «ИнфоЛада», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 29.08.2019 года.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 659,6 кв.м., подземный этаж № 1, этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3, адрес объекта: <адрес>, является ООО «ИнфоЛада», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 08.08.2019 года.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 247,4 кв.м., адрес объекта: <адрес>, явялется ООО «Инфолайн», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 08.08.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года составляет 7 145 854 рубля 70 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 19 765 750 рублей 11 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 7 413 654 рубля 60 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.08.2019 года.
Указанные нежилые помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, под пунктами №, №, № соответственно.
В соответствии со ст. 14, п.1 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" /в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД/ являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона РФ N 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административные истцы воспользовались предоставленным правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений и 19.09.2019 года обратились с соответствующими заявлениями в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области не приняла к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений в связи с истечением срок их подачи.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объектов оценки их рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование своих требований административными истцами представлены отчеты об оценке ООО «Бюро оценочных технологий» от 12.09.2019 года № №, от 11.09.2019 года № №.
Из отчета от 12.09.2019 года № № усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 24.07.2013 года составляет 3 715 067 рублей.
Из отчета от 11.09.2019 года № № усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 11 014 014 рублей, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 3 734 968 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в ст.11 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом Отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке, подготовленные ООО «Бюро оценочных технологий» в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на даты их оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что дата обращения административных истцов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области -19.09.2019 года, дата обращения в суд - 04.10.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «ИнфоЛада», ООО «Инфолайн» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 238,2 кв.м., этаж № 1, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 715 067 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 659,6 кв.м., подземный этаж № 1, этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 11 014 014 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 247,4 кв.м., адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 734 968 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 04.10.2019 года, датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 19.09.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2019 года.
Председательствующий: Панкова М.А.