ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
город Чита 3 июня 2014 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Леонтьева О.В., при секретаре Дунаеве Д.В., с участием государственных обвинителей – военного прокурора гарнизона Дровяная полковника юстиции Саенко Р.В., старшего помощника военного прокурора гарнизона Дровяная капитана юстиции Потехина С.Б., потерпевших П. О.А., П. А.Н., П. С.Н., подсудимого Аверьянова Н.А., его защитника - адвоката Асауленко Л.Н., представившего удостоверение № 23 и ордер №232855 Горнинского филиала коллегии адвокатов Забайкальского края, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой части <данные изъяты>
Аверьянова Н.А., <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ,
установил:
Аверьянов Н.А., являясь командиром войсковой части №, дислоцированной в <адрес>, выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть должностным лицом в Вооружённых Силах Российской Федерации и начальником для лиц гражданского персонала. При этом, он в период с конца ноября 2013 года по 17 января 2014 года, из ложно понятых интересов службы в нарушение требований ст.ст. 16, 78, 93-95, 130 Устава внутренней службы ВС РФ и ст. 3 Дисциплинарного устава ВС РФ совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые повлекли существенные нарушения прав и законных интересов его подчиненных при следующих обстоятельствах.
Так, в разные дни периода с конца ноября до 20 декабря 2013 года Аверьянов Н.А., в своём служебном кабинете, используя доверие подчиненных ему по службе лиц гражданского персонала П. О.А., П. А.Н., П. С.Н., сообщил им об установлении премиальной выплаты в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 в повышенном размере, по 100 000 рублей каждому. При этом, из полученных ими денежных средств, он потребовал передать ему на нужды воинской части от П. О.А. 60 000 рублей, П. А.Н. 50 000 рублей и П. С.Н. 67 000 рублей, с чем они согласились, после чего издал приказ от 20 декабря 2013 года № «О премировании гражданского персонала войсковой части №», которым установил каждому, из указанных граждан к выплате, премию в названном размере.
После получения премиальных денежных средств, потерпевшие, опасаясь возможных негативных последствий по работе передали Аверьянову Н.А. деньги П. С.Н. 31 декабря 2013 года в размере 67 000 рублей, П. О.А. 13 января 2014 года в размере 60 000 рублей, П. А.Н. 17 января 2014 года в размере 50 000 рублей, в результате чего действиями подсудимого им причинен материальный ущерб на указанные суммы.
Полученными от граждан П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. денежными средствами на общую сумму 177 000 рублей, Аверьянов Н.А. распорядился по своему усмотрению, из которых 44 563 рубля потратил на нужды воинской части, связанные с ремонтом казарменного фонда, иных помещений, приобретение инструментов и других материальных средств, однако в связи с производимой в отношении него проверкой, вернул указанным гражданам, незаконно полученные от них денежные средства в полном объёме.
Подсудимый Аверьянов Н.А., признав себя виновным в предъявленном ему обвинении, по обстоятельствам дела, дал показания, как об этом изложено в описательной части приговора. При этом пояснил, что командование вышестоящего штаба войсковой части № требовало от него поддержания материальной базы войсковой части № на должном уровне, а также её совершенствования, указывая на недостатки в организации обеспечения деятельности, вверенной ему воинской части. Однако, работники довольствующего органа ОАО «Славянка», ссылаясь на отсутствие на складах запрашиваемого имущества и запасных частей, для ремонта автомобиля УРАЛ, отказывали в их предоставлении, поэтому он решил обеспечить воинскую часть всем необходимым, используя денежные средства в сумме 177 000 рублей, переданные ему подчинёнными П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н., из которых для приобретения различного имущества на нужды воинской части, им было потрачено 44 563 рубля. Указанное имущество имеется в наличии и находится на различных объектах войсковой части №, но на учёте в воинской части не числится и не инвентаризовано. После начала проверочных мероприятий, проводимых работниками ФСБ, он добровольно вернул П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. полученные от них незаконно денежные средства и попросил у них прощение, в содеянном раскаивается.
Кроме признания подсудимым своей вины его виновность устанавливается представленными стороной обвинения, исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так из протоколов явки с повинной от 14 марта и 9 апреля 2014 года следует, что Аверьянов Н.А. добровольно прибыл в военный следственный отдел по Дровянинскому гарнизону и сообщил о совершённом им преступлении.
Потерпевшие П. О.А. техник, П. А.Н. и П. С.Н., водители войсковой части №, каждый в отдельности показали, что П. О.А. в конце ноября, П. А.Н. в середине декабря 2013 года, точную дату они не помнят, П. С.Н. 20 декабря 2013 года, командир воинской части Аверьянов Н.А., в своём служебном кабинете сообщил, что за добросовестное исполнение должностных обязанностей назначит им денежную премию в повышенном размере 100 000 рублей, потребовав передать ему из этих денежных средств от П. 60 000 рублей, П. 50 000 рублей и П. 67 000 рублей для нужд воинской части, но конкретно, каких не назвал, чему они подчинились.
П. С.Н. 31 декабря 2013 года около 18 часов по месту жительства подсудимого, П. О.А. 13 января 2014 года около 11 часов, П. А.Н. 17 января 2014 года около 12 часов в служебном кабинете командира воинской части, опасаясь увольнения с работы в случае невыполнения требования Аверьянова Н.А., передали последнему 67 000, 60 000 и 50 000 рублей соответственно, при этом понимая, что тот, злоупотребляя своим должностным положением, указанными действиями причинил им материальный ущерб на данные суммы, которые обоснованно начислены и поступили на их банковские карты. Каким образом в дальнейшем Аверьянов Н.А., распорядился полученными от них деньгами, им не известно так, как подсудимый об этом не сообщал.
Вместе с тем, со слов друг друга им известно, что они передали свои денежные средства Аверьянову Н.А., на нужды части в размерах П. О.А. 60 000 рублей, П. А.Н., 50 000 рублей, П. С.Н., 67 000 рублей.
Кроме того П. показал, что с начала 2014 года в казарменно–административном здании части появились шесть новых светильников, которые были установлены на потолке в коридорах и помещении начальника смены, новые лампы ДРЛ -250, которые он сам по указанию Аверьянова Н.А., устанавливал в хранилище военной техники, новый деревообрабатывающий станок в ремонтируемом помещении бывшего спального расположения. Со слов от С. М.Е., заместителя командира воинской части, он знает, что в январе 2014 года в служебном кабинете Аверьянова Н.А., появился новый аппарат факсимильной связи.
При этом, 17 марта 2014 года Аверьянов вернул ему 67 000 рублей, пояснив, что добровольно возмещает причинённый материальный ущерб.
Около 09 часов 30 минут 24 марта 2014 года Аверьянов Н.А., на собрании офицеров и лиц гражданского персонала воинской части принёс извинения ему, П. О.А. и П. А.Н. за то, что собирал с них деньги на нужды воинской части.
Из показаний свидетеля С. М.Е., заместителя командира войсковой части №, усматривается, что Аверьянов Н.А., является командиром воинской части, то есть начальником для лиц гражданского персонала, он обладает полномочием по заключению трудовых договоров с ними, увольнению с работы, а равно полномочиями по применению мер их поощрения и наказания. При этом, П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. он характеризует с положительной стороны, добросовестно относящимися к своим должностным обязанностям, поэтому наряду с командиром воинской части подписал приказ от 20 декабря 2013 года № и приложение к нему, об установлении им премиальных выплат в размере 100 000 рублей, каждому, которые также согласованы с представителем трудового коллектива воинской части С. С.Ф.
В период с января по март 2014 года, точных дат он не помнит, для нужд воинской части Аверьяновым Н.А., были приобретены аппарат факсимильной связи, деревообрабатывающий станок «Могилёв» с дисковой пилой, 40 – метровый удлинитель на катушке «Зевс», шесть светильников в казарменно – административное здание воинской части, лампа ДРЛ – 250 в фонарь уличного освещения, рамки для закрепления различной документации, зеркало на ручке, предназначенное для досмотра въезжающих на территорию автомобилей, указанное имущество находится в воинской части.
24 марта 2014 года около 9 часов 30 минут, Аверьянов на общем собрании военнослужащих и гражданского персонала воинской части принёс извинения отдельным лицам гражданского персонала, что собирал с них деньги на обеспечение нужд части. При этом со слов П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. ему известно, что именно с них Аверьянов Н.А. собрал денежные средства для нужд воинской части из премиальных сумм, полученных ими на основании его приказа № от 20 декабря 2013 года.
Кроме того, закупка Аверьяновым Н.А. названного им имущества для нужд части на денежные средства, незаконно полученные от П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. была вынужденной мерой, так как по их заявкам довольствующие органы ОАО «Славянка» и 720 отдел технической подготовки этого же ОАО, а также автобронетанковая служба Восточного военного округа не обеспечивали войсковую часть №, необходимой материальной базой, а также материалами для ремонта казарменно – административного здания, и запасными частями для поддержания техники в исправном состоянии.
Свидетель С. С.Ф., представитель трудового коллектива войсковой части №, показал, что 20 декабря 2013 года, командиром воинской части Аверьяновым Н.А. на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц, гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» был издан приказ № «О премировании гражданского персонала войсковой части №», которым П. О.А., П. А.Н., П. С.Н. были установлены к выплате повышенные размеры премии по 100 000 рублей каждому, которые значительно превышали размеры выплат другим работникам. При этом, Аверьянов Н.А. потребовал от него подписать этот приказ и приложение к нему как представителя трудового коллектива, пояснив, что поощряет повышенным размером премии отдельных лиц гражданского персонала по своему усмотрению, и это его единоличное решение. Поскольку подписи командира воинской части и его заместителя С. С.Ф. уже были в приказе и приложении к нему, они им также были подписаны.
В период с января по март 2014 года, точных дат он не помнит, для нужд воинской части Аверьяновым Н.А., были приобретены аппарат факсимильной связи, деревообрабатывающий станок «Могилёв» с дисковой пилой, 40 – метровый удлинитель на катушке «Зевс», шесть светильников в казарменно – административное здание воинской части, лампа ДРЛ – 250 в фонарь уличного освещения, рамки для закрепления различной документации, зеркало на ручке, предназначенное для досмотра въезжающих на территорию автомобилей, указанное имущество находится в воинской части.
24 марта 2014 года около 9 часов 30 минут, Аверьянов на общем собрании военнослужащих и гражданского персонала воинской части принёс извинения отдельным лицам гражданского персонала, что собирал с них деньги на обеспечение нужд части. При этом со слов П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. ему известно, что именно с них Аверьянов Н.А. собрал денежные средства для нужд воинской части из премиальных сумм, полученных ими на основании его приказа № от 20 декабря 2013 года.
Согласно приказу командира войсковой части № от 20 декабря 2013 года № и приложения к нему «О премировании гражданского персонала войсковой части №» следует, что в соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», гражданскому персоналу войсковой части № установлена к выплате премия по итогам работы в 2013 году П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. в размере 100 000 рублей, каждому.
Из товарных и кассовых чеков видно, что Аверьяновым Н.А. приобретены 25 рамок пластиковых «клён», размерами 30х40 см., 40 рамок «сосна» размерами 21х30 см., на сумму 7 935 рублей, аппарат факсимильной связи Panasonic KХ – FT 982 и бумага для факса на сумму 5 062 рубля, две переноски PBO – 60-01 25 м., четверо пассатиж 180 мм. 16904, один удлинитель на катушке (ПВС 2*0.75) 40 м., шесть светильников NWL - AS 2*36 IP65 ЭПРА, десять коробок СП У – 195(108), десять ламп энергосберегающих 4 U85 ватт/840 E 40, два удлинителя (ПВС 3*1) 3М3М и (ПВС 3*1)2, пять ламп ДРЛ250 Вт Е 40 (12) на сумму 13 750 рублей, деревообрабатывающий станок «Могилёв» и пильный диск на сумму 15 000 рублей, шланг подкачки и три зеркала, на сумму 1256 рублей, четыре тормозных шланга на сумму 1560 рублей, а всего товара на общую сумму 44 563 рубля.
Как усматривается из протокола проверки показаний на месте от 2 апреля 2014 года, подозреваемый Аверьянов Н.А., дал показания, как об этом изложено в описательной части приговора, при этом указал имущество, приобретённое им на денежные средства переданные потерпевшими П, О.А., П. А.Н. и П. С.Н. находящееся на территории войсковой части №.
Из расписок потерпевших от 25 марта 2014 года следует, что П. О.А. и П. А.Н. от подозреваемого Аверьянова Н.А. получены денежные средства в размере 60 000 и 50 000 рублей, соответственно, в счёт добровольного возмещения им ущерба, причинённого в результате преступления.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 13 июля 2011 года, Аверьянов Н.А. назначен командиром войсковой части №.
Из выписок из приказов командира войсковой части № от 3 декабря 2007 года №, от 26 января 2009 года №, от 1 февраля 2013 года, №, видно, что потерпевшие приняты на работу: П. С.Н. с 3 декабря 2007 года - водителем автомобиля, П. О.А. с 26 января 2009 года - техником, П. А.Н. с 1 февраля 2013 года - водителем автомобиля.
Таким образом оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленным, что Аверьянов Н.А., являясь командиром войсковой части №, в период с конца ноября 2013 года по 17 января 2014 года, в нарушение требований Устава внутренней службы ВС РФ и Дисциплинарного устава ВС РФ, собрал часть денежных средств, полученных подчиненными ему лицами, гражданского персонала П. О.А., П. А.Н. и П. С.Н. на основании его приказа от 20 декабря 2013 года № «О премировании гражданского персонала войсковой части №» изданного в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 в размерах 60 000, 50 000 и 67 000 рублей, соответственно, которыми распорядился по своему усмотрению, тратя на нужды воинской части, то есть совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, которые расценивает, как превышение должностных полномочий и квалифицирует по ч.1 ст.286 УК РФ.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает, что Аверьянов Н.А., к уголовной ответственности привлекается впервые, ранее ни в чём предосудительном замечен не был, по военной службе командованием и по месту жительства, администрацией характеризуется положительно.
Обстоятельствами смягчающим наказание подсудимому суд признаёт его явку с повинной, добровольное возмещение потерпевшим ущерба, причинённого в результате преступления, а также наличие у него малолетнего и несовершеннолетнего детей.
Вместе с тем суд учитывая характер и повышенную степень общественной опасности совершенного Аверьяновым Н.А., преступления, который будучи, командиром воинской части обязан предупреждать и пресекать совершения подчиненными противоправных действий сам совершил преступление, не находит оснований для изменения подсудимому категории преступления на менее тяжкую в соответствие с ч.6 ст. 15 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ суд,
приговорил:
Признать Аверьянова Н.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Меру пресечения в отношении Аверьянова Н.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу - оставить без изменения.
По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства - приказ командира войсковой части № от 20 декабря 2013 года № «О премировании гражданского персонала войсковой части №» на одном листе с приложением на двух листах, передать в войсковую часть №, товарные и кассовые чеки, указанные в томе 1 на л.д. 203-205, 206, 207-208, передать осужденному Аверьянову Н.А.
Приговор может быть обжалован в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции одновременно с подачей апелляционной жалобы либо после извещения его о принесенных другими участниками уголовного судопроизводства жалобе или представления либо получения их копии.
Председательствующий: О.В. Леонтьев