РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 21 мая 2019 года
Бутырский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Крыловой А.А., при секретаре Егоровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1752/19 по иску Романенко Н.И. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника» № 107 Департамента здравоохранения Москвы» о взыскании убытков и компенсации морального вреда,
установил:
Романенко Е.И. обратилась в суд с иском к ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» просит суд взыскать с ответчика в ее пользу убытки в размере *** рублей *** копеек и компенсацию морального вреда в размере *** рублей *** копеек, в обоснование требований указывает, что вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» по поводу ее обращений с жалобами на боль в спине и пояснице, ей потребовалась срочная операция с использованием медицинского изделия – четрыхвинтовой системы, которое она могла получить бесплатно, однако была вынуждена приобрести за счет собственных денежных средств ввиду срочности операционного вмешательства.
Истец Романенко Н.И. и ее представитель Марочкин А.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» Канаев Ю.Н. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения, по доводам, изложенным в письменных возражениях относительно исковых требований.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации установлены в «Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н.
В соответствии с п. 9 вышеуказанного Положения первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
К первичной медико-санитарной помощи относится:
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. (п. 10 Положения).
Положением установлено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению (п.2 Приложения № 1 к Положению).
Одними из основных задач поликлиники являются: оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи (п. 11 Приложения № 1 к Положению).
При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового участка, врач общей практики, семейный врач по согласованию с врачом - специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях (п. 10 Приложения № 1 к Положению).
В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Романенко Н.И. прикреплена для получения первичной медико-санитарной помощи к филиалу № 4 ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» с 30 ноября 2012 года.
С 17 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года истец находилась на лечении в ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева» с диагнозом остеохондроз поясничного отдела позвоночника, грыжа диска L-4 L-5 позвонков, компрессионная радикулопатия L5 S1 копешков слева, корешковый болевой синдром слева, выраженный мышечно-тонический синдром, было проведено хирургическое и консервативное лечение, с использованием медицинского изделия - четырехвинтовой транспедикулярной системы, стоимостью *** рублей *** копеек, которая, как пояснила истец, в силу срочности операции, была ею полностью оплачена из собственных средств, лечение и операция в стационаре были оказаны бесплатно.
Истец в период с 21 июля 2016 года по 12 марта 2017 года за медицинской помощью в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» не обращалась.
13 апреля 2017 года обратилась с жалобами на боли в пояснично-крестцовом отделе, находилась на амбулаторном лечении, в ходе которого было назначено лечение, выдано направление на забор крови, электрокардиографию, рентгенологическое исследование поясничного отдела позвоночника.
По результатам заключения рентгенологического исследования, ввиду отсутствия жалоб на боли в позвоночнике и спине, 28 апреля 2017 года листок нетрудоспособности был закрыт, в плановом порядке сформировано направление на консультацию врача-невролога ГБУЗ ««ГП № 107 ДЗМ» на период с 28 апреля 2017 года по 28 мая 2017 года. Направлением истец не воспользовалась, на прием к неврологу не записалась, врача не посещала.
С 29 апреля по 19 сентября 2017 года за медицинской помощью в ГБУЗ ««ГП № 107 ДЗМ» не обращалась. В дальнейшем, по обращениям жалоб на боли в спине и позвоночнике в медицинской карте не зафиксировано, по результатам осмотра врача-терапевта, врача-хирурга и по медицинским показаниям истцу было выдано направление на госпитализацию в ГБУЗ «ГКБ им. Буянова».
С 23 ноября 2017 года по 13 марта 2018 года обращений в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» не зафиксировано. С жалобами в спине и позвоночнике обратилась 21 марта 2018 года, была осмотрена врачом-неврологом 03 апреля 2018 года, ей были даны рекомендации, лечение, направление на консультацию врача-нейрохирурга в ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева».
С результатами консультации врача-нейрохирурга истец в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» не обращалась, обратилась только 03 мая 2018 года, после оперативного лечения в стационаре. Обследование для оперативного лечения в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» истец не проходила.
По вопросу качества оказания медицинской помощи, проблем направления на исследования и консультации к врачам-специалистам или в другие медицинские учреждения за время лечения истец в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» ни разу не обращалась.
Данные обстоятельства подтверждаются медицинской картой Романенко Н.И., выданной ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ», истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
По результатам внутреннего контроля качества оказанной истцу медицинской помощи врачебная комиссия ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» (протокол № 23439 от 15 апреля 2019 года) пришла к выводам, что нарушений в организации оказания медицинской помощи Романенко Н.И. ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» не выявлено. Показаний для МРТ позвоночника на момент амбулаторного лечения не было, данное исследование было проведено истцом по собственной инициативе, результат МРТ-исследования, проведенного 16 декабря 2017 года, был предоставлен врачу-неврологу только 03 апреля 2018 года. Направление в ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева» на консультацию врача-нейрохирурга было выдано в плановом порядке и своевременно. На момент амбулаторного лечения в ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ» по поводу остеохондроза позвоночника показаний для экстренной госпитализации с целью оперативного лечения отсутствовали.
Кроме того, врачебная комиссия отметила, что медицинская помощь оказана Романенко Н.И. в полном объеме в соответствии со стандартами, в том числе, стандартом, утвержденным Минздравсоцразвития РФ приказом от 24.12.2007 № 797 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным люмбаго с ишиасом, болью внизу спины».
Под качеством медицинской помощи, согласно п. 21 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5 ст. 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Рассматривая заявленные истцом требования, с учетом представленных доказательств по делу, суд считает, что в ходе судебного разбирательства факт оказания медицинской помощи ненадлежащего качества со стороны ответчика не нашел своего подтверждения, доказательства того, что получение медицинского изделия истцом платно было вызвано виновными действиями ответчика, нарушающими права истца, в материалах дела не представлены, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика убытков в размере расходов, затраченных на приобретение медицинского изделия, и компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» № 107 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.05.2019