РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Терещенко Е.И. к администрации Старо-Акульшетского муниципального образования о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Терещенко Е.И. обратилась в суд с исковым заявлением, указывая в обоснование своих требований, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела в собственность у ФИО2 жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Договор купли-продажи не был зарегистрирован ею надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, она не имела возможности зарегистрировать право собственность на дом и земельный участок и вынуждена была обратиться в суд с требованиями о признании права собственности. ДД.ММ.ГГГГ Тайшетском городским судом <адрес> вынесено решение, которым за ней признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. право собственности на жилой дом зарегистрировано ею в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Требование о признании права собственности на земельный участок по данному адресу она не заявляла. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок принадлежал продавцу ФИО2 на основании государственного акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ФИО2 предоставлено <данные изъяты> га земель, в том числе в собственность <данные изъяты> га для ведения личного подсобного хозяйства, фактически площадь спорного земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.. Как указывает истец с ДД.ММ.ГГГГ года она владеет, пользуется жилым домом и земельным участком как собственник, проживает в нем постоянно, обрабатывает земельный участок.
На основании изложенного, истец Терещенко Е.И. просит суд признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м..
Истец Терещенко Е.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении суду просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик администрации Старо-Акульшетского муниципального образования своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении суду представитель ответчика ФИО4 исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ).
В силу положений ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Таким образом, исходя из положений статьи 234 Гражданского кодекса истцы должны доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Как следует из разъяснений, данных в п. п. 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 35 ЗК РФ, ст. ст. 273, 552 ГК РФ, в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка. Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом гражданское и земельное законодательство не предусматривают возможности отчуждения недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, у покупателя. Приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок, независимо от того, оговорено это право в договоре купли-продажи недвижимости или нет, оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на земельный участок или нет.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному государственным нотариусом Тайшетской государственной нотариальной конторы ФИО5, зарегистрированного в реестре за №, Терещенко Е.И. купила у ФИО2 жилой дом, находящийся в <адрес>, расположенный на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м., принадлежащем продавцу по праву пользования, которое по настоящему договору в том же объеме переходит к покупателю. На указанном земельном участке расположен один жилой бревенчатый дом, баня, стайка, кухня.
Из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) землей, на основании решения главы Старо-Акульшетской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2, предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 0,37 га, для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно свидетельству о смерти серии № №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС администрации <адрес> составлена запись акта о смерти №.
Решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Терещенко Е.И. признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании указанного решения суда истец Терещенко Е.И. зарегистрировала право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в подтверждение чему в материалы дела представлено свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
Таким образом, из материалов дела следует, что собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке по адресу: <адрес>, является истец Терещенко Е.И. на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, а также обстоятельства данного дела, положения подпункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, учитывая тот факт, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, на котором находится объект недвижимого имущества, собственником которого является истец Терещенко Е.И., являясь давностным (более 15 лет) добросовестным приобретателем земельного участка, не скрывает факта нахождения его в её владении, обрабатывает земельный участок, принимает обычные меры по обеспечению сохранности указанного спорного имущества, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Терещенко Е.И. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░